Занятие по методике Н.Е.Щурковой "Мы в мире вещей"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 3, 4


Цели: определить различие нравственных понятий «цена» и «ценность».

Задачи:

  • способствовать развитию границы духовного и материального;
  • гуманизировать отношения между детьми.

Планируемые результаты:

А) Метапредметные:

  • Формировать умение сопоставить собственное «Я» с интересами других людей;

Б) Личностные:

  • Воспитывать у детей любовь к родным и уважение к близким и знакомым людям, чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к друзьям и товарищам, понимание цены труда своих родителей.

Оборудование: Карточки с названием товара и с ценой на обратной стороне, «зал покупок», «зал размышлений», «зал возврата покупок», шарф, вязаные варежки

Ход занятия

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У нас сегодня присутствуют гости. Я полагаю, нам надо поприветствовать их.

- Уважаемые гости, если у вас появится желание, вы можете присоединиться к нашей работе.

Личное приветствие детям:

"Поговорим?
- О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?
- Поговорим!
Нам будет интересно!"

2. Беседа по теме «Мы в мире вещей»

- Вы сегодня такие нарядные и это очень приятно. Нас с вами окружает и очень разный мир вещей. Мы существуем в этом мире. Давайте, сегодня поговорим на тему «Мы в мире вещей».

- Как высчитаете, для чего человеку нужны вещи?

Выслушиваются мнения детей, делается вывод:

- Вот сколько разных точек зрения.

- Сегодня я предлагаю вам взглянуть на вещи с точки зрения ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. (Детям демонстрируется вязаные варежки)

- Вот, например, обыкновенные вязаные варежки.

- Как вы считаете, это дорогая или дешёвая вещь?

Выслушивается несколько мнений, делается вывод:

- У вещи есть своя цена.

- Что, по-вашему, означает понятие «дорогая вещь»?

- Как вы думаете, за сколько можно их было бы продать?

Выслушиваются мнения детей, делается вывод:

- Значит, у вещей есть ещё и внутреннее, нравственное содержание. Это ценность.

- У каждого из вас в доме есть такие вещи.

- Эти варежки связала мне моя бабушка, когда я ещё училась в школе. Бабушки уже давно нет, но эту вещь я бережно храню. Она вложила в них столько старания, нежности и ласки.

- Представьте себе, но только представьте, что в доме случилась чрезвычайная ситуация. Какую бы вещь вы стали спасать в первую очередь? Почему именно эту вещь?

- Напишите на листочке одну или две вещи.

Выслушиваются мнения нескольких детей с объяснением «Почему?», делается вывод:

- Да, действительно, у вещи есть две стороны: ЦЕНА и ЦЕННОСТЬ. На доске вывешиваются соответствующие определения.

ПОКАЗ СЮЖЕТА: «Сложный выбор: игрушка мечты или подарок родителям»

3. «Магазин одной покупки»

Перед вами сегодня тоже будет стоять выбор. Я предлагаю вам посетить наш «Магазин одной покупки».

В «магазине одной покупки» работают три зала: «зал покупок» где можно приобрести не более одной вещи, «зал размышлений», где можно подумать о «цене», которая указана на оборотной стороне карточки, и решить стоит ли ее покупать и «зал возврата покупок», в котором вы можете купить вещь или вернуть ее обратно. Свой выбор вы изложите в ответах-рассуждениях.

- Ребята и наши уважаемые гости, если вы согласны с выбором покупателя, то вы можете поднять розовую карточку, если нет - салатовую.

Если правила понятны, то начнем игру.

Дети по очереди заходят в магазин, выбирают покупку, затем проходят в «зал размышлений», где они думают об оплате за товар. Приняв решение, они переходят в «зал возврата покупок» и говорят "Я покупаю" или "Я возвращаю».

В «зале покупок» работает «продавец», который предлагает «покупателю» выбрать одну покупку, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти в «зал размышлений», где (стоят 3-4стула) можно присесть и подумать о плате за товар.

"Цена" товара указана на оборотной стороне карточки: "Редко сможешь видеть больного друга", "Папе еще год придется ходить в старой куртке", "Бабушка не сможет заменить поломанные очки и т.д.

Таким образом, ребенок ставится перед выбором, от которого зависят обстоятельства его дальнейшей жизни, затрагивается система его социально-психологических отношений, и он оказывается в роли субъекта выбора. Приняв решение «покупатель» переходит в «зал возврата покупок» и говорит «консультанту»: «Я покупаю», или «Я возвращаю». Учитель в роли продавца пытается повлиять на решение "покупателя", приводя собственные доводы "за" или "против" покупки: "Не страшно, что папа походит еще год в старой куртке. Зато вы с золотой цепочкой будете выглядеть эффектнее ваших подруг", "Редко будете видеть больного друга, но зато у вас появятся новые друзья", "Этот товар очень редко бывает в нашем магазине, у вас сегодня редкая возможность купить его" и т.п.

Выслушав ответ, «продавец» благодарит за покупку или сожалеет о возврате. В некоторых случаях «продавец» может выразить свое отношение к произведенному выбору: «Пожалуй, вы правы…» или «Что ж, это ваше право…».

- Роль продавца нам поможет выполнить ….. Я буду выступать в роли консультанта, буду вам «помогать» в ходе игры, а может быть «мешать». Итак, кто готов посетить магазин?

- Я думаю, что мальчики не обидятся, если первыми магазин посетят дамы.

Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний ребенок не выйдет из "магазина".

- Спасибо всем, кто играл.

- Всегда ли в жизни мы можем иметь то, что хотим? Почему?

Дети высказываются, объясняют свои ответы.

4. Рефлексия (обобщение)

- Какие чувства возникали у вас при покупке данных вещей?

- Почему?

- Какие мысли у вас появились?

- Что важного для себя сегодня узнали?

Выслушиваются все желающие ответить дети.

5. Подведение итогов

- У вас остались на парте листочки, с написанными на них названием дорогой для вас вещи.

- Теперь вы можете (по желанию) изменить или оставить всё как есть.

Дети думают, размышляют, пишут.

- Не смотря на то, что на улице ещё довольно прохладно, в классе появятся первые плоды на нашем дереве ценностей. Я предлагаю вам повесить плоды на дерево.

- Какое мнение о нашем занятии у вас сложилось?

Нужно ли оно было или нет, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей, объяснения.

- Я очень благодарна всем за работу. Спасибо.

Дидактический материал