Цели: определить различие нравственных понятий «цена» и «ценность».
Задачи:
- способствовать развитию границы духовного и материального;
- гуманизировать отношения между детьми.
Планируемые результаты:
А) Метапредметные:
- Формировать умение сопоставить собственное «Я» с интересами других людей;
Б) Личностные:
- Воспитывать у детей любовь к родным и уважение к близким и знакомым людям, чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к друзьям и товарищам, понимание цены труда своих родителей.
Оборудование: Карточки с названием товара и с ценой на обратной стороне, «зал покупок», «зал размышлений», «зал возврата покупок», шарф, вязаные варежки
Ход занятия
1. Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У нас сегодня присутствуют гости. Я полагаю, нам надо поприветствовать их.
- Уважаемые гости, если у вас появится желание, вы можете присоединиться к нашей работе.
Личное приветствие детям:
"Поговорим?
- О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?
- Поговорим!
Нам будет интересно!"
2. Беседа по теме «Мы в мире вещей»
- Вы сегодня такие нарядные и это очень приятно. Нас с вами окружает и очень разный мир вещей. Мы существуем в этом мире. Давайте, сегодня поговорим на тему «Мы в мире вещей».
- Как высчитаете, для чего человеку нужны вещи?
Выслушиваются мнения детей, делается вывод:
- Вот сколько разных точек зрения.
- Сегодня я предлагаю вам взглянуть на вещи с точки зрения ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. (Детям демонстрируется вязаные варежки)
- Вот, например, обыкновенные вязаные варежки.
- Как вы считаете, это дорогая или дешёвая вещь?
Выслушивается несколько мнений, делается вывод:
- У вещи есть своя цена.
- Что, по-вашему, означает понятие «дорогая вещь»?
- Как вы думаете, за сколько можно их было бы продать?
Выслушиваются мнения детей, делается вывод:
- Значит, у вещей есть ещё и внутреннее, нравственное содержание. Это ценность.
- У каждого из вас в доме есть такие вещи.
- Эти варежки связала мне моя бабушка, когда я ещё училась в школе. Бабушки уже давно нет, но эту вещь я бережно храню. Она вложила в них столько старания, нежности и ласки.
- Представьте себе, но только представьте, что в доме случилась чрезвычайная ситуация. Какую бы вещь вы стали спасать в первую очередь? Почему именно эту вещь?
- Напишите на листочке одну или две вещи.
Выслушиваются мнения нескольких детей с объяснением «Почему?», делается вывод:
- Да, действительно, у вещи есть две стороны: ЦЕНА и ЦЕННОСТЬ. На доске вывешиваются соответствующие определения.
ПОКАЗ СЮЖЕТА: «Сложный выбор: игрушка мечты или подарок родителям»
3. «Магазин одной покупки»
Перед вами сегодня тоже будет стоять выбор. Я предлагаю вам посетить наш «Магазин одной покупки».
В «магазине одной покупки» работают три зала: «зал покупок» где можно приобрести не более одной вещи, «зал размышлений», где можно подумать о «цене», которая указана на оборотной стороне карточки, и решить стоит ли ее покупать и «зал возврата покупок», в котором вы можете купить вещь или вернуть ее обратно. Свой выбор вы изложите в ответах-рассуждениях.
- Ребята и наши уважаемые гости, если вы согласны с выбором покупателя, то вы можете поднять розовую карточку, если нет - салатовую.
Если правила понятны, то начнем игру.
Дети по очереди заходят в магазин, выбирают покупку, затем проходят в «зал размышлений», где они думают об оплате за товар. Приняв решение, они переходят в «зал возврата покупок» и говорят "Я покупаю" или "Я возвращаю».
В «зале покупок» работает «продавец», который предлагает «покупателю» выбрать одну покупку, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти в «зал размышлений», где (стоят 3-4стула) можно присесть и подумать о плате за товар.
"Цена" товара указана на оборотной стороне карточки: "Редко сможешь видеть больного друга", "Папе еще год придется ходить в старой куртке", "Бабушка не сможет заменить поломанные очки и т.д.
Таким образом, ребенок ставится перед выбором, от которого зависят обстоятельства его дальнейшей жизни, затрагивается система его социально-психологических отношений, и он оказывается в роли субъекта выбора. Приняв решение «покупатель» переходит в «зал возврата покупок» и говорит «консультанту»: «Я покупаю», или «Я возвращаю». Учитель в роли продавца пытается повлиять на решение "покупателя", приводя собственные доводы "за" или "против" покупки: "Не страшно, что папа походит еще год в старой куртке. Зато вы с золотой цепочкой будете выглядеть эффектнее ваших подруг", "Редко будете видеть больного друга, но зато у вас появятся новые друзья", "Этот товар очень редко бывает в нашем магазине, у вас сегодня редкая возможность купить его" и т.п.
Выслушав ответ, «продавец» благодарит за покупку или сожалеет о возврате. В некоторых случаях «продавец» может выразить свое отношение к произведенному выбору: «Пожалуй, вы правы…» или «Что ж, это ваше право…».
- Роль продавца нам поможет выполнить ….. Я буду выступать в роли консультанта, буду вам «помогать» в ходе игры, а может быть «мешать». Итак, кто готов посетить магазин?
- Я думаю, что мальчики не обидятся, если первыми магазин посетят дамы.
Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний ребенок не выйдет из "магазина".
- Спасибо всем, кто играл.
- Всегда ли в жизни мы можем иметь то, что хотим? Почему?
Дети высказываются, объясняют свои ответы.
4. Рефлексия (обобщение)
- Какие чувства возникали у вас при покупке данных вещей?
- Почему?
- Какие мысли у вас появились?
- Что важного для себя сегодня узнали?
Выслушиваются все желающие ответить дети.
5. Подведение итогов
- У вас остались на парте листочки, с написанными на них названием дорогой для вас вещи.
- Теперь вы можете (по желанию) изменить или оставить всё как есть.
Дети думают, размышляют, пишут.
- Не смотря на то, что на улице ещё довольно прохладно, в классе появятся первые плоды на нашем дереве ценностей. Я предлагаю вам повесить плоды на дерево.
- Какое мнение о нашем занятии у вас сложилось?
Нужно ли оно было или нет, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей, объяснения.
- Я очень благодарна всем за работу. Спасибо.