Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.
Ожидаемые результаты: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину
- умение формулировать понятия «Родина», «Семья», «Природа»; назвать правила способствующих созданию мира в семье; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
- адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «Родина», «Семья», «Природа»;
- знание правил, способствующих созданию мира в семье;
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Образовательные ресурсы:
- Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2015.
- Раздаточный материал - информационные карточки, цветные листики (4 цвета по 7 шт.), трафарет дерева, текст притчи, памятки.
- Презентация, музыкальные клипы, песня Сергея Трофимова «Родина», песня «С чего начинается Родина?» слова Вениамина Баснера, музыка Михаила Матусовского.
Цель урока: Создание условий для понимания взаимосвязи между понятиями «Родина» «Семья» и «Природа».
Задачи урока:
- Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, формировать бережное отношение к членам своей семьи, вызывать у учащихся интерес к родной природе;
- Развивать устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности;
- Воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества.
- Выработать правила, способствующие миру в семье.
УУД:
- Регулятивные: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.
- Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию, выполнять логические операции, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; строить сообщения в устной форме; устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
- Коммуникативные: Умение работать в парах, группами; допускать существование различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания; использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы, адекватные данной ситуации; передавать необходимую информацию как ориентир для построения действия
- Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. интерес к учебному материалу; знание основных моральных норм поведения; формирование положительного отношения к занятиям по курсу «ОРКСЭ».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
(Перед уроком, на перемене, звучит песня Сергея Трофимова «Родина»)
Ход урока
I. Организационный момент
(слайд №1)
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
- Я рада видеть вас на нашем уроке.
- Желаю всем нам отличного настроения и предлагаю начать занятие с простого упражнения:
повернитесь к своему соседу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, ведь с каждой новой улыбкой в мире рождается частичка добра.
- На прошлом уроке мы говорили о том, «Что плохо тому, кто добра не творит никому».
- Интересно узнать, как вы справились с домашним заданием. Для этого я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека (правила работы в группе на экране) (слайд №2)
- Группы готовы, выбираем спикера, (предлагаю файлы с заданием), работаем по перечисленным правилам. Сигналом к окончанию обсуждения будет хлопок в ладоши.
- У меня в руках разноцветные листочки (4 цвета), которые появятся на «Дереве Мудрости» если ваши ответы будут верными (ствол дерева нарисован на листе формата А-3)
- Пожалуйста, кто начнёт?
(вопросы и ответы зачитывают спикеры каждой группы, за каждый правильный ответ учитель прикрепляет на доске один листик)
1 группа: Назовите нравственные действия (поступки) человека, которые можно было бы определить словами с приставкой «СО»: (6 листиков)
(сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, совесть, содействие)
Учитель: - Что означают все эти слова?
Ответы учащихся: (Они вселяют уверенность в том, что ты не одинок, что кто-то всегда рядом и готов своими действиями поддержать тебя как в трудную минуту, так и в радостную).
2 группа: Назовите нравственные качества, которые можно отнести к человеку, обладающему этической культурой: (5 листиков)
- Этическая культура ориентирует человека на нравственные ценности, поэтому мы выбрали:
(БЕСКОРЫСТИЕ МЕСТЬ ДОВЕРИЕ ГНЕВ БЛАГОРОДСТВО ЗАВИСТЬ ДРУЖЕЛЮБИЕ ЖЕСТОКОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ)
3 группа: Подберите слова, которые близки по значению к слову МИЛОСЕРДИЕ:
(4 листика) (ПРОЩЕНИЕ РАВНОДУШИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ЗЛОБА ЛЮБОВЬ ЖАДНОСТЬ ЗАБОТА ТРУСОСТЬ СОСТРАДАНИЕ ГРУБОСТЬ)
4 группа: Закончите предложения и прочитайте стихотворение: (7 листиков)
Не стой в стороне……..….,
Когда, у кого то………..
Рвануться на выручку …….…..
В любую минуту………..…,
И если кому-то …………..….
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был……………..,
Что годы живешь ты .... …….!
Слова для справки: Равнодушно / беда / нужно / поможет / не зря / всегда / прожит
5 группа: Составьте пословицы и поговорки о милосердии и доброте: (4 листика)
Сострадание - |
о чужой беде болит. |
Доброе сердце |
несёт мир |
Милосердие никогда |
начало человеколюбия. |
Добрый человек |
не пропадёт зря. |
Учитель: - Ребята, подведем итог, какого человека можно назвать - добрым, милосердным?
Ответы учащихся: (Человека, который ориентируется на нравственные ценности, любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь).
Учитель: - Спасибо, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, а теперь посмотрите на наше «Дерево Мудрости», какие красивые листочки появились на нём благодаря вашим ответам. Я расположила их так, чтобы появился маленький секрет. Кто-то уже догадался, на что похожа крона нашего дерева?
Ответы учащихся…
Учитель: - Правильно, на СЕРДЦЕ.
- А может ли человек жить без Сердца?
Ответы учащихся: Нет.
Учитель: - Правильно! Константин Паустовский написал такие слова «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (слайд №3)
Учитель: - Я думаю, что вы все догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Ответы учащихся…
Учитель: - Правильно, о том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине. Вы мне можете сказать, что уже много раз говорили о Родине, Отечестве, Малой Родине. Изучали символику государства, рассуждали о патриотизме и будете правы.
(слайд №4)
- Тогда о чём будет наш разговор сегодня? Ответить на этот вопрос нам поможет песня, послушайте её внимательно.
(Музыкальный клип «С чего начинается Родина…» в исполнении Марка Бернеса)
Учитель: - А сейчас кто-то может назвать тему нашего урока?
Ответы учащихся….
Учитель: - Молодцы! Тема: «С чего начинается Родина…» запись на доске и в тетрадях (слайд №6)
- Скажите, пожалуйста, какие чувства возникли у вас в душе, когда звучала эта песня?
Ответы учащихся: НЕЖНОСТЬ ТЕПЛОТА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ УМИРОТВОРЕНИЕ ГОРДОСТЬ
Учитель:- Вы обратили внимание, что песня для всех была одна, а чувства у каждого она вызвала разные. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
ЦЕЛЬ нашего урока найти взаимосвязь между понятиями «РОДИНА» «СЕМЬЯ» и «ПРИРОДА» и ответить на вопрос «С чего начинается РОДИНА...»
Я предлагаю следующий план работы, который поможет достигнуть поставленной цели и будет задачей нашего урока (открыть вторую половинку доски, где заранее записаны эти три пункта)
- Узнать, как соотносятся понятия «РОДИНА» «СЕМЬЯ» «ПРИРОДА».
- Понять, почему эти понятия неразрывно связаны между собой?
- Выработать правила, способствующие миру в семье.
- Когда речь идёт о Родине, то в памяти каждого рождается своя картина. Почему так происходит, как вы думаете?
Ответы учащихся: (Все люди разные, у каждого человека свои чувства)
Учитель: - Вы правы. Действительно, все люди разные, и у каждого человека свои чувства. И картины в памяти возникают тоже разные, но всех нас связывает одно общее понятие «РОДИНА», оно всегда связано с пробуждением чувств, живущих в душе каждого человека.
Подумайте и попробуйте ответить, что вы чувствуете, когда звучит гимн России в честь наших побед
Ответы учащихся: (ГОРДОСТЬ ВОСТОРГ РАДОСТЬ)
Учитель: …когда вы узнаете о достижениях наших учёных, артистов, спортсменов
Ответы учащихся: (ВОСТОРГ ВОСХИЩЕНИЕ ВДОХНОВЕНИЕ)
Учитель: … а когда мы говорим о детях, совершивших отважные и мужественные поступки, сумевших побороть недуг или сложные жизненные ситуации.
Ответы учащихся…
Учитель: … а ваши личные успехи и победы, разве они могут оставить равнодушными…
Ответы учеников:
ФИЗМИНУТКА!
Учитель: - Бывает так, что свои чувства и эмоции мы сопровождаем действиями: например, восхищение (хлопаем в ладоши), а недовольство (топаем ногами и качаем головой из стороны в сторону), восторг (руки вверх).
Получается, что чувства, которые мы проявляем в разных жизненных ситуациях, и передают наше восприятие Родины через наши эмоции, воспоминания, историю семьи, личное отношение к жизни. К этим чувствам вы будете возвращаться в течение всей своей жизни.
О неразрывной связи человека с Родиной очень точно сказал Вольтер: «Отчизна - это край, где пленница душа». Как вы понимаете это выражение?
Ответы учащихся…
Учитель: - Молодцы! Сейчас я предлагаю вам поработать с притчей, текст которой лежит у каждого ученика на парте. Прочитайте самостоятельно и попытайтесь ответить на следующий вопрос: Почему у этого Человека возникло желание вернуться на Родину? (запись на доске)
Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки: «Где родился - там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный.
Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.
Это был путь на Родину, дорога к себе самому!
Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, как вы поняли смысл этой притчи? Почему у этого Человека возникло желание вернуться на Родину?
Ответы учащихся…
Учитель: - Человек захотел вернуться туда, «где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный». Для каждого человека родной дом, семья, это место, куда всегда хочется вернуться, если там царят мир и любовь. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благополучие общества начинается с благополучия семьи. Если кто-то этого не понимает, то несчастен тот человек».
- Ребята, скажите, пожалуйста, о какой семье мечтает каждый ребенок?
Ответы учащихся…
Учитель: - Возникает вопрос, как добиться того, чтобы в семье царили мир и любовь?
Ответы учащихся: (нужно соблюдать золотое правило этики….)
Учитель: - Сейчас мы вместе попытаемся выделить правила, соблюдая которые можно достигнуть мира и взаимопонимания в семье. (Работаем в парах)
У вас на партах есть распечатки с заданием. Вам необходимо распределить все пожелания в три группы по 3 предложения в каждую, следующим образом:
Как себя необходимо вести:
- Чтобы не было ссор;
- Чтобы в семье на вас не кричали;
- Чтобы нравилось быть дома;
ХЛОПОК (сигнал к началу и окончанию работы)
Учитель: - Работу закончили. Откройте учебник на стр.141 и сверьте с образцом, который предлагает нам автор учебника. Оценить вашу совместную работу помогут смайлики.
Если следовать этим правилам, то в семье всегда будет царить атмосфера взаимопонимания и любви. В таких семьях люди стараются свободное время проводить вместе. Каким образом это можно сделать?
Ответы учащихся: кино, прогулки, игры, выезд на природу.
Учитель: - А есть ли в ваших семьях свои традиции?
Ответы учащихся: (ребята перечисляют традиции своих семей)
Учитель: - Судя по вашим ответам, многие семьи любят проводить время на природе и это хорошо, ведь любое общение с природой дарит человеку радость. Нам дороги эти мгновения, ведь мы - порождение природы и тянемся к ней. К природе надо научиться прикасаться душой, беречь каждый цветочек, каждое дерево, здесь важно видеть и чувствовать. Как вы считаете, зачем необходимо охранять природу, заботиться о братьях наших меньших, подкармливать птиц, не мусорить, когда идем в лес?
Ответы учащихся…
Учитель: - Михаил Михайлович Пришвин писал: «Любить природу, значит любить родину. Охранять родную природу - значит охранять родину». Эти слова являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни.
- Вернёмся к цели нашего урока. Ребята, скажите, пожалуйста, удалось нам определить взаимосвязь между понятиями «Родина», «Семья», «Природа»? Как же они связаны между собой?
Ответы учащихся: ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА
Учитель: - Смогли мы ответить на вопрос, так с чего же начинается Родина?
Ответы учащихся…
Рефлексия
Учитель: - Чтобы провести рефлексию, я предлагаю вам снова объединиться в группы по 4 человека и составить СИНКВЕЙН по теме нашего урока. Ключевое слово РОДИНА
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Предложение
- Ассоциация
Видеоролик (песня «С чего начинается Родина» без слов с видами родного края и города)
Учитель: - Закончить наш урок я хочу словами доктора филологических наук, профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему».
- Дорогие ребята, мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтобы вы гордились своей страной.
- Я благодарю вас за работу на уроке. Всем спасибо! Ваш успех на уроке - лучший для меня подарок.
Домашнее задание: Учебник стр.140-143 прочитать, устно разобрать все вопросы на стр.143, в тетради написать небольшой рассказ о своей Родине, о своей семье или о любимом уголке природы.