Введение в дополнительную общеобразовательную программу общеразвивающего вида художественной направленности «Страна фантазии» (декоративно-прикладное искусство)

Разделы: МХК и ИЗО, Профессия — педагог

Классы: 4, 5

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, ДПИ


Характеристика воспитанников - 10-11 лет.

Время занятия - 40 минут.

Цель занятия: дать представление детям о содержании обучения по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида художественной направленности «Страна фантазии», пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

обучающие:

  • дать представление о понятии и видах декоративно-прикладного искусства, о материалах для ДПИ;
  • формировать навыки работы в техниках «аппликация», «лепка», «плетение»;
  • познакомить с понятием «орнамент», его видами, с осетинским орнаментальным искусством;
  • познакомить с понятием «композиция», учить композиционно - правильному расположению орнамента;
  • дать представление о русских народных промыслах;
  • научить применять полученные знания на практике;

развивающие:

  • способствовать развитию воображения, творческой фантазии, мышления, художественного вкуса;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • содействовать развитию умений и навыков коллективной учебной деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к творческой деятельности, к народной культуре, любознательность, коммуникативные качества.

Тип занятия: изучение нового материала.

Педагогические технологии, методы:

  • сотрудничество (совместная деятельность педагога и учащихся),
  • объяснительно-иллюстративные (иллюстрация изучаемого материала с помощью слайдов, демонстрация педагогом готовых работ, показ приёмов и способов изготовления элементов),
  • частично-поисковые (творческое задание, вопросы),
  • репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

Оборудование и материалы:

  • кабинет с ученическими столами и стульями;
  • экран, проектор, компьютер;
  • демонстрационный стенд;
  • элементы вышивки национального костюма; предметы быта, отражающие виды ДПИ;
  • наглядные пособия, отражающие элементы осетинского национального орнамента;
  • бумага, клей, ножницы;
  • пластилин, доски для лепки;
  • шпагат;
  • бейджи и фартуки по числу детей.

(Знакомство педагога с детьми, заполнение детьми бейджей перед занятием)

Ход занятия

1. Организационно-подготовительный момент

Дети входят в зал, занимают свои места.

Вступительное слово педагога: Добрый день! Меня зовут Наталья Станиславовна, я педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Нарт», руководитель творческого объединения, которое называется «Страна фантазии». И сегодня мы с вами совершим путешествие в эту волшебную страну. (слайд)

В моем объединении ребята от 6 до 11 лет занимаются декоративно-прикладным искусством. А вы знаете, что это такое? (ответы детей)

«Декораре» по-латыни означает «украшать». «Декоративный» значит «украшенный», «нарядный». А прикладным это искусство называется потому, что украшаются обычно предметы быта, одежда, мебель, посуда - то, что окружает человека в повседневной жизни. Итак, декоративно прикладное искусство - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту. (слайд)

Посмотрите на выставку. Все это - образцы декоративно-прикладного искусства. (передает какие-то изделия по рядам)

Это понятие объединяет в себе огромное число различных техник. Многие из них вам знакомы. Давайте попробуем их назвать. (ответы детей)

Да, вы правы. Это и папье-маше, и аппликация, и лепка, и оригами, и создание поделок из природного материала, и многое, многое другое. Это очень современная, активно развивающаяся область искусства. Каждый день художники изобретают все новые и новые жанры ДПИ, потому что у человеческой фантазии нет границ.

А как вы думаете, когда оно возникло? (ответы детей)

Украшать предметы быта, оружие, одежду люди начали еще в каменном веке. Посмотрите на экран. Что вы видите? (кувшины - керамика, оружие, украшения)

Из чего они сделаны?

Бронза - это материал, металл, из которого изготовлены предметы так называемой кобанской культуры. Она так названа по селению Кобань, где впервые были обнаружены во время раскопок такие бронзовые изделия, которые были выполнены нашими далекими предками.

А для чего люди это делали? (ответы детей) Рисунки, узоры наносились на разные предметы не только для красоты, но и с глубоким смыслом. В древности люди верили, что с помощью рисунков они общаются с миром духов. Украшение имело ритуальный смысл и должно было оберегать владельца от всяческих бед, приносить ему удачу.

Традиции украшения предметов быта существовали у большинства народов мира, передавались из поколения в поколение, совершенствовались. Так возникли народные промыслы. Наверняка вы сталкивались с этим понятием и видели предметы, которые их представляют. Народные промыслы были широко распространены на Руси и сохранились до наших дней. Посмотрите на экран.

С какими народными промыслами России вы уже знакомы? (Гжель, Хохлома, Жостово).

Ну что ж… Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Какой народный промысел представлен на доске? (Гжель).

Каковы особенности этого промысла? (Использование синих цветочных рисунков на белом фоне). Что украшали? (посуду, фарфор)

Дальше… Какой промысел представлен сейчас? (Хохлома).

Что особенного в этом промысле? (Использование желтого, черного и красного цветов, упрощение растительных форм). Что украшали? (деревянные изделия)

Это какой промысел? (Жостово).

Что особенного в этом промысле? (Расписные металлические подносы с яркими объемными цветами и фруктами).

А это дымковская игрушка. Украшали росписью глиняные изделия - свистелки, фигурки людей и животных.

С народными промыслами России мы знакомимся на своих занятиях в творческом объединении. Но поскольку мы с вами живем в Осетии, сегодня темой нашей работы будет осетинское искусство, и именно - осетинский орнамент.

Итак, что же такое орнамент? Давайте подберем синоним к этому слову (Украшение, узор).

ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Что такое ритм? Вам знакомо это понятие из музыки. А в изобразительном искусстве ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Орнамент может быть геометрическим, растительным, животным…

В осетинском орнаменте преобладают растительные и животные мотивы. А где вы можете его увидеть? (В основном на одежде, на посуде) слайды

Украшали также оружие, могильные плиты, вход в дом, в святилище, очаг - очажную цепь. Орнамент выполнял роль оберега, защищая от злых духов.

Давайте с вами окунемся в мир осетинского орнамента и попробуем своими руками создать произведение декоративно - прикладного искусства.

Практическая работа

Давайте преобразимся в мастеров-ремесленников. Для этого нам надо надеть спецодежду - фартуки, чтобы не испачкаться. И как бывает у настоящих ремесленников, откроем свои мастерские.

Сегодня мы будем декорировать круг для пирогов.

  • Мастерская первая - аппликации.
  • Мастерская вторая - лепки.
  • Мастерская третья - плетения.

(Дети делятся на три стола, ставятся таблички с названиями)

1. Сейчас мы с вами посетим первую мастерскую и познакомимся с таким видом ДПИ, как аппликация.

Что такое аппликация? (дети отвечают)

Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи и прочих материалов на материал - основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, у нас - круг. Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево.

Ребята, подскажите, из каких материалов можно изготовить аппликации? (отвечают: бумага, крупа, нитки и т.д.). Молодцы.

Теперь скажите, с каким материалом будем работать? (отвечают). С бумагой, правильно. Какие приемы работы с бумагой вы знаете? (ответы). Ее можно рвать, сгибать, резать, скручивать в жгутик, мять, скатывать в шарик.

Вспоминаем технику безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем.

Ребята, скажите, как правильно нужно передавать ножницы? (отвечают). Как и где они должны лежать на столе? Что нельзя делать? Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми. Не играйте с ножницами и не подносите их к лицу.

Обращаться с клеем аккуратно, чтобы он не попал на руки, волосы, глаза, одежду. Не нюхать и не пробовать его на вкус.

Мастерская аппликации приступает к работе.

Лист цветной бумаги мы складываем пополам, чтобы получился треугольник. Далее, у каждого из вас есть на столе шаблон.( поясняю, что такое шаблон: трафарет, форма, готовый образец). Готовый шаблон прикладываем к линии сгиба длинной стороной . Берём в руки простой карандаш и обводим по контуру шаблона. Таким образом, наша форма копируется. После этого, берём в руки ножницы и аккуратно вырезаем по линиям. Теперь готовую цветную заготовку мы разворачиваем (интересно, что получилось у каждого), разглаживаем на линиях сгиба. Вот и получился у каждого элемент орнамента. Каждый должен вырезать несколько штук.

2. Вторая мастерская - лепка

А теперь скажите, из каких материалов можно лепить? (дети отвечают).

Сегодня мы пользоваться волшебным материалом - это пластилин. Из него можно сотворить абсолютно все. А теперь достаньте из коробочки кусочек пластилина, помните его в руках. Какой он? (дети отвечают: твердый или мягкий, пластичный). Но прежде чем приступить к лепке, следует научиться основным приемам. Скатывание - положили кусочек пластилина между ладонями, немного прижали и выполняем кругообразные движения, чтобы получился шарик. Молодцы! Так дальше раскатывание - позволяет шарик превратить в брусок или жгутик. Для этого нужно шарик прямолинейными движениями рук преобразовать в брусок. Либо положить шарик на стол и катать ладонью движением «туда-сюда». Молодцы, хорошо у вас получается. Сплющивание - что бы получилась лепешка или диск, сначала скатать шарик, а затем его сильно сдавливаем между ладонями, или прижимаем ладонью к столу. Следующее разрезание - при помощи стеки разделяем брусок пластилина на маленькие кусочки. Соединение - прикладываем и немного прижимаем детали друг к другу. Размазывание (рисование) - отщипываем кусочки пластилина и прикладываем на основу, но при этом сильно прижимаем пальцем и плавно, не отрываясь, отводим в сторону. Молодцы!

Во время лепки нужно следить, чтобы пластилин не падал на пол. Нельзя брать пластилин в рот. После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. После работы с пластилином следует вымыть руки с мылом.

Мастерская лепки приступает к работе, начиная скатывать маленькие шарики. Каждый ремесленник делает 12 штук.

3. Третья мастерская - плетения из шпагата. Что можно делать со шпагатом? Плести косички, вязать в различные узлы, скручивать и т.д. Мы с вами будем плести длинную косичку для украшения наших кругов.

Приступаем к работе.

Работают под музыку.

А сейчас мы приступим к коллективному творчеству. Будем декорировать круги. Для этого надо обменяться заготовками. Первым долгом клеим вырезанные элементы орнамента, соблюдая ритм, по кругу. Приступаем ко второй части. Прилепляем пластилиновые шарики по кругу, соблюдая порядок, через равные промежутки. В третью очередь прилепляем к пластилиновым кружкам косичку из шпагата. Наши круги готовы. Покажите, что у вас получилось.

Подведем итоги

Что нового вы сегодня узнали? С какими понятиями познакомились? Вам понравилось заниматься ДПИ? Спасибо всем за занятие. Приходите к нам в Центр. Давайте сфотографируемся на память.

До свиданья.