Внеклассное занятие «Как изменялось учительство в Республике Коми»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 7

Ключевые слова: классный час, Республика Коми


Цель: формировать у учащихся знания о становлении школьного образования в Коми

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с этапами становления учительства в Коми
  • Развивающие: развивать интерес к истории и традициям своего края, потребности узнавать и изучать новое
  • Воспитательные: пробуждение интереса к изучению истории своего края; воспитание уважения к педагогам, взаимоуважение к одноклассникам; стремление к получению новых знаний

Тип занятия: классный час.

Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое учительство и его основные этапы становления.

Метапредметные: выполнять задания в соответствии с целью.

Личностные: иметь представление о важности учительства, умнеть связывать материал занятия с собственным жизненным опытом; осознавать смысл учения и нести личную ответственность за будущий результат.

Оборудование: листы, ручки, технологическая карта, карточки с заданием.

Технологическая карта

Этап

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный. Мотивация к деятельности

Приём «Побуждение».
Методы: словесный

- Ребята, добрый день! Я рада вас видеть. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.
Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Как менялось учительство в Коми».
Ребята, согласны ли вы с утверждением: «Нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов.» Аргументируйте свой ответ

- Приветствуют учителя.
- Слушают учителя
Приводят свои доводы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Прием: «Корзина идей»
Методы: словесный, практический

Итак, ребята, у каждого на парте лежит листок, запишите тезисно, что для вас значит учительство.
- Давайте проверим как вы справились с заданием.
Если возникнут разногласия, необходимо обсудить.
- Ребята вы отлично справились с заданием!

Интересные факты:
Ребята, а вы знали, что просвещение тесно взаимодействовало с религией и первые школы появились при монастырях

Индивидуальная работа. Каждый ученик обдумывает чем он может заполнить «Корзину идей».
- Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия по необходимости дополняют ответы друг друга.
Выходят к доске выписывают по одному тезису, так заполняют «корзину идей».
Слушают учителя.

Личностные: ценить и принимать базовые ценности: «семья», «родословная».

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном, волевая саморегуляции в ситуации затруднения.

Коммуникативные:
умение сотрудничать с
учителем и одноклассниками

3. Выявление
затруднения

Прием «Кирпичик к кирпичику»
Методы: практический, словесный

Парная работа (раздаточный материал раздается перед началом урока).
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием (Приложение 1).
Я предлагаю выполнить задание в парах.
Вам необходимо будет указать, как вам кажется, верное это утверждение или нет?
Разбирает с детьми проделанную работу

Выполняют задание в парах.
Коллективно проверяют, аргументируют свои ответы

Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения.
Личностные:
действие смыслообразования
т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности, и тем, ради чего она осуществляется

4. Открытие нового знания

Прием: «Доклад»
Методы: словесный, практический

Сегодня, как я уже говорила ранее, мы с вами поговорим о теме «Становления и развития учительства в Коми».
Но для начала мы с вами поделимся на 2 команды. В каждой команде будет присутствовать по 2 человека с заранее подготовленными докладами. Пока докладчики рассказывают, задача остальных участников команды докладчика, подготовить вопросы для другой команды по докладу.
Организует работу докладчиков

Слушают учителя.
Делятся на 2 команды
Заранее подготовленные учащиеся с докладами выходят и рассказывают информацию командам.
Слушают докладчиков, создают вопросы другой команде, на основе докладов участников своей команды

Познавательные:
перерабатывать, систематизировать необходимую информацию.
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать рабочие место, определять учебную задачу, планирование своих действий. самоконтроль.
Личностные: формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания"

5. Закрепление полученных знаний

Прием: «Вопрос-Ответ»
Методы: словесный

Итак, ребята, вы большие молодцы, подготовили замечательные презентации и доклады.
Команды тоже поработали на славу. А сей час в середину класса выйдет участник первой команды и будет задавать составленные вами вопросы второй команде.
А затем тоже самое сделает участник второй команды

Слушают учителя
Участники команды по очереди выходят и задают вопросы другой команде.
Участники команд отвечают на вопросы другой команды

Регулятивные: выслушивают
ответы сверстников.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

6. Итог урока, рефлексия

Прием: «Вопрос-Ответ»
Методы: словесный

А сейчас я предлагаю вам ответить на несколько моих вопросов:
- Назовите 3 фазы развития образования в 1920-1930 гг.
- Какие пункты вошли в процесс «стабилизации»?
- В каком веке было открыто первое учебное заведение?
Итак, наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам на самоклеящихся листах написать по несколько впечатлений от сегодняшнего занятия, что нового узнали, что понравилось, что нет и приклеить их на доску.
- Ребята, вы отлично сегодня поработали, всем спасибо за занятие.

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги занятия, говорят о своих впечатлениях

Познавательные:
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения.

Приложение 1

Верное

Неверное

1. Школьные педагоги не являлись своеобразной частью российской интеллигенции
2. Педагоги не имели возможности общаться с коллегами, читать книги и журналы, бывать в городе
3. В 20-х годах учительство Коми лишилось большинства русскоязычных педагогов
4. Во время гражданской войны советскому правительству удалось решить много проблем учительства в регионе
5. Новшества оказывали положительное влияние на учебный процесс
6. Количество педагогических вузов в стране в 30-е гг. значительно выросло по сравнению с началом 20-х гг.

Ответы:

  • верные - 2, 3, 6;
  • неверные - 1, 4, 5