Методическая разработка урока "Что такое фашизм"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: фашизм


Цель: показать молодёжи человеконенавистническую суть фашизма.

Задачи:

  • формирование у молодёжи отрицания культа силы, "сверхчеловека", который может распоряжаться чужой жизнью;
  • воспитание великодушия и сострадания;
  • формирование активной жизненной общественно-политической позиции в отношении любых проявлений крайнего национализма и расизма.

Участники: учащиеся старших классов.

Время проведения: учитывая объём материала и возраст учащихся, на урок отводится 60 минут. Данный урок может быть первым в цикле уроков мужества, посвящённых празднованию Великой Победы.

Рекомендуемые темы уроков:

  • Что такое фашизм?
  • Судьба моих родных в годы войны.
  • Листая страницы Книги Памяти...(Такая книга есть по каждому району Вологодской области).
  • Война и дети.
  • "С нас в юности Россия по-крупному спросила..." и др.

Рекомендуемый вариант оформления классной доски: на фоне изображения колючей проволоки и дымящейся трубы лагерного крематория написана тема урока: "Что такое фашизм?". В центре доски плакат "Воин Красной Армии, спаси!" (В.Б.Корецкий).

Слева: под надписью "Фашистские фабрики смерти" идёт перечисление названий концлагерей: Бухенвальд, Заксенхаузен, Дахау, Нацвейлер, Освенцим(Аушвиц-Биркенау), Треблинка, Равенсбрюк, Флоссенбюрг, Маутхаузен, Саласпилс, Майданек и т.д. При наличии материала возможно для оформления этой части поместить иллюстрацию Бухенвальдского колокола и завершить словами: "Здесь памятник стоит. Он многолик. Здесь мёртвые приказывают нам: "Живые, Бухенвальд не забывайте!"" (Бехер).

Справа: под надписью "Деревни, которых нет..." перечисляются названия сожжённых фашистами белорусских и других деревень: Хатынь, Старица, Дремлево, Ладеево, Тростенец... Можно использовать любую иллюстрацию мемориала "Хатынь", сопроводив её словами: "Слышали вы в Хатыни траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет, только раздастся он. Кажется, ты в пустыне, выжжено всё дотла - в той, военной Хатыни плачут колокола".

Внизу (как итог): слова "Фашизм - это человеконенавистничество"(К.Симонов).

Другие рекомендации: следует обратить внимание на внешний вид участников урока. Выступающие одеты в чёрные свитера или водолазки, у остальных - строгая одежда (например: белые блузки, рубашки, водолазки; тёмные юбки и брюки).

Музыкальное оформление: следует использовать песню "Бухенвальдский набат" (музыка - Мурадели, Соболева; слова - Ведерникова).

Литература

  1. Белевич А. Хатынь: боль и гнев. - М.: Политическая литература, 1975
  2. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. - М.: Мысль, 1987
  3. Живая память поколений. Сборник стихов. - М.: Москва и Искусство, 1969
  4. Кузьмин С.Т. Сроку давности не подлежит. - М.: Политическая литература, 1985
  5. Мельников Д., Чёрная Л. Империя смерти. - М.: Политическая литература, 1987

ХОД УРОКА

Звучит первый куплет песни "Бухенвальдский набат" (участники слушают стоя, в строгом молчании). Садятся.

1 этап урока

Вступительное слово учителя. ХХ век вошёл в историю не только как век революционных освободительных движений, не только как век стремительного развития науки и техники. Он вошёл в историю и такими страшными явлениями, как самые кровопролитные за всю историю человечества войны, разгул милитаризма, фашизма и геноцида.

Историю, как известно, не повернуть вспять, но уроки из неё все мы просто обязаны извлекать. Вот поэтому мы сегодня и поведём разговор на тему "Что такое фашизм?". Стоит задуматься над тем, могут ли повториться трагические события тех лет?! Что мы можем сделать, чтобы предотвратить подобные явления?

"Фабрики смерти" - концлагеря - были одной из самых кровавых и жестоких страниц фашистских злодеяний. Не без содрогания приоткрываем эту страшную страницу истории.

2 этап урока

Учащиеся (желательно трое юношей) дают краткую характеристику организации фашистских концлагерей.

1-й чтец. На всём протяжении существования нацистского рейха концлагеря являлись важнейшей составной частью эсэсовской террористической системы. Первые концлагеря возникли сразу с приходом нацистов к власти в 1933 году. Количество лагерей менялось (увеличивалось), менялись и порядки в лагерях (ожесточались). Истинные хозяева Германии - монополисты и фашисты - понимали, что обычными средствами, с помощью буржуазной юстиции, нельзя покончить раз и навсегда с демократией, уничтожить инакомыслие. Без системы концлагерей коричневый рейх не сумел бы продержаться и дня. Первыми узниками концлагерей стали немецкие антифашисты, украинцы, русские, голландцы, норвежцы, французы...

Конвейер смерти набирал обороты! Сеть лагерей росла подобно раковой опухоли, захватывая всё новые страны и территории, на которые ступал сапог немецкого вермахта. Концлагеря выполняли вполне определённые функции: они уничтожали противников нацизма, вселяли страх в миллионы людей, предоставляли рабов немецким концернам и одновременно были идеологическими учреждениями, призванными воспитывать в нацистах чувство , что "...они высшая раса, элита нации, призванная спасти мир от биологического вырождения..."

2-й чтец. Выродкам в эсэсовской форме, потерявшим всякое представление о человеческой морали, не только гарантировалась безнаказанность за преступления, им повседневно внушалось, что именно они являются тем "полноценным расовым слоем", который составит основу "великой германской империи".

Цинизму нацистов не было предела! Чего стоят, к примеру, надписи на огромных щитах, поставленных на многих "лагерных улицах" (в частности, в Бухенвальде) по приказу Гиммлера: "Существует только одна дорога к свободе: послушание, прилежание, честность, трезвость, чистоплотность, жертвенность, чувство порядка, дисциплина и любовь к Отечеству".

Воистину кощунственно звучали изречения на дверях Дахау: "Работа дарует свободу"; над дверями Бухенвальда: "Справедливо или несправедливо - это моя родина", а на решётке - "Каждому своё".

В 1936 году Гиммлером и Гейдрихом были окончательно разработаны все те страшные "ритуалы" для уничтожения людей, для подавления в них чувства собственного достоинства, в конечном счёте, для их быстрого физического уничтожения. Отряды "Мёртвая голова", которыми командовал бригаденфюрер Эйке, сыграли огромную роль в установлении концлагерных порядков. Война ознаменовалась огромным расширением сети концлагерей, а также созданием сети концлагерей, где ликвидация узников шла непрерывно и в ускоренном темпе. К лагерям, находящимся на территории Германии, прибавились лагеря, спешно созданные на оккупационных территориях, такие, как Освенцим, Майданек, Треблинка. И, наконец, в годы войны появились "рабочие лагеря", где заключённые жили не более трёх-шести месяцев: там проводился пресловутый приказ об "умерщвлении работой".

3-й чтец. Унификация лагерей начиналась уже с их внешнего вида. Для устройства избирали земельную неудобь: болота, чащобы, пустоши, но не в глухомани, а недалеко от больших городов, т.к. лагерям нужны были железные дороги, промышленные предприятия. Лагерь обносился высоким забором из колючей проволоки, сквозь который пропускали электрический ток высокого напряжения. Через каждые 75 метров торчала наблюдательная вышка. На вышке - пулемёт, пристрелянный соответствующим образом. За колючей проволокой и вышками пролегала широкая нейтральная полоса. "Ворота" лагерей представляли собой обычно вытянутое в длину одноэтажное здание с башней посередине, где была обзорная площадка, и стояли мощные прожектора. Сразу за "воротами" начинался так называемый аппельплац, где выстраивали заключённых. За аппельплацем рядами стояли бараки, лазарет, прачечная, кухня и, разумеется, крематорий.

Каков же был аппарат управления концлагерем? Во-первых, комендант и его адьютант. Во-вторых, комендатура подчинялась начальнику по хозяйственной части. В-третьих, существовали так называемые рапортфюреры - промежуточная инстанция между лагерными рабами и их повелителями, им подчинялись блокфюреры, задача которых была - бесконечные мучения людей и проверки. В-четвёртых, в лагерях была свора эсэсовцев-охранников, которые измывались над заключёнными соревнуясь друг с другом в жестокости и садизме. В-пятых, в лагерях были особые "политические отделы" - представители гестапо, совершенно независимые от прочего начальства.

Число охраны в лагерях достигало 6 тысяч эсэсовцев. Чем более жёстким был охранник, тем больше у него было шансов выдвинуться. Всякий акт жестокости и издевательства поощрялся: эсэсовца награждали деньгами, давали внеочередной отпуск, повышали в чине. А любой милосердный поступок был наказуем: эсэсовцев, проявивших человечность, посылали на фронт, иногда в штрафные части.

На низшей ступени лагерной иерархии стояли капо. Но именно их больше всего и страшились узники. Капо сам был заключённым, но он не работал, а только надзирал за другими. Уголовники, из которых, в основном, вербовались капо, сыграли свою мрачную роль в концлагерях...

3 этап урока

На авансцену выходит группа учащихся в чёрной одежде 5-6 человек.

Звучат слова: "От имени умерщвлённых в концлагерях миллионов людей обвиняем фашистов в том, что ... (Далее учащиеся называют факты злодеяний фашистов в концлагерях)

  • Охранники, караулившие нас у выгребных ям, часто сталкивали в клоаку, и мы захлёбывались в нечистотах...
  • В мороз, обнажённых, обливали из шлангов холодной водой...
  • Нас заставляли стоять помногу часов подряд на холоде, под проливным дождём, под палящим солнцем...
  • Порки были обычной, ежедневной экзекуцией...
  • Нам заламывали руки за спину, надевали кандалы и подвешивали к столбу или дереву, следствием чего были вывихи ключевых суставов и нечеловеческие боли...
  • Над нами проводили медицинские эксперименты: заражали жёлтой лихорадкой, оспой...
  • Заразив малярией, эсэсовские врачи спокойно наблюдали за ходом болезни...
  • В Дахау нас, узников, подвергали высочайшему атмосферному давлению, замораживали живьём...
  • Узникам Равенсбрюка вводили стафилококки, возбудителей газовой гангрены и столбняка...
  • Для внесения бактерий узникам делали на бедре глубокий, до самой кости, надрез. Очень часто в рану вкладывали щепки и осколки стекла. Нагноения начинались сразу, и больные умирали в страшных муках...
  • В Равенсбрюке трансплантировали костные ткани. Без наркоза ампутировали конечности и "приставляли" их к другим пациентам...
  • Нас сжигали в печах крематориев и на кострах, обливая горючей смесью...
  • Труд в лагерях состоял, главным образом, из подземных работ, целью которых было строительство подземных заводов, складов... В день умирало в среднем до 100 человек...
  • Впрыскивание яда и выстрелы в затылок были повседневным явлением...
  • В процессе работы эсэсовцы убивали ежедневно: одного за то, что мало земли брал лопатой; другого - за медленную работу; третьего - за то, что просто не понравился охраннику...
  • В концлагере Майданек только 3 ноября 1943 года было расстреляно 18400 человек..."

В завершение обвинений - рассказ об Ильзе Кох:

...В концлагере Бухенвальд был построен грот "Белые медведи"(гранитная пещера, окружённая глубоким рвом) для гнусных развлечений жены коменданта концлагеря Ильзы Кох. О ней рассказывают страшные истории... Она любила кровавые сцены и не могла сесть за стол завтракать, пока не застрелит из своего браунинга несколько человек. Выйдя на балкон, она выбирала самых молодых... Целилась прямо в сердце.

Вечером Ильза приходила к гроту "Белые медведи", садилась за столик. Тут же сидели эсэсовцы, пили, а рыжая Ильза с нетерпением ожидала, когда приведут заключённых и бросят их на съедение белым медведям. Медведи разрывали несчастных, вода окрашивалась кровью... С диким наслаждением, выпучив свои безумные глаза, Ильза следила за человеческой трагедией, потом переходила к змеиной пещере, куда пригоняли на смерть детей... Как упивалась фашистка видом их мучений, когда огромный удав обвивался вокруг детского тельца..., но вскоре и это ей надоедало, она искала всё новые и новые развлечения. Среди её вещей были сумочки, перчатки, абажуры, сделанные из человеческой кожи(куски кожи с татуировкой она коллекционировала). Гарцуя на манеже на лошади, она стреляла в головы заключённым, поставленных вокруг манежа. А ещё она любила развлекаться в "хитром домике". Он был построен как медпункт. Когда раздетый становился на возвышение, будто для измерения роста, ему стреляли в затылок через специальное отверстие в стене. Кровь стекала через желобок в яму... И это женщина, чьё предназначение - продолжать род человеческий?!

4 этап урока

Учитель. Приоткроем ещё одну страницу звериной сути фашизма...

В качестве выступления звучит стихотворение "Баллада о немецкой овчарке" (автор Михаил Беляев).

Если учитель хорошо владеет искусством декламации стихов, то читает сам или же поручает кому-либо.

Она могла весь мир заесть
И разорвать в куски.
От крови порыжела шерсть,
Темней, острей клыки.
Казалось ей: народ чужой
Терзать не надоест,
Заслуженный имела свой
Большой железный крест.
Пожар к пожару.
К дыму дым.
Ходила по огням.
Она давно привыкла к ним,
Как к травам и цветам.
И вновь пожара ярый взмах.
Он ночь насквозь прожёг -
В её оплавленных глазах
Он был, как мотылёк.
Танкисты вновь лишили сна
И люк открыли ей,
Чтоб кинулась душить она
Израненных людей.
И вдруг застыла на бегу:
Трещали этажи,
А всюду,
В доме и в снегу,
Кричали малыши.
Тянули руки к ней они
Из-за дверей, камней,
И, плача, тыкались в огни,
И звали матерей.
Никто от пламени не спас
Испуганных ребят,
И были все они сейчас
Похожи на щенят,
На тех,
Что в танке принесла -
Их выбросили в люк,-
Тогда с трудом она смогла
Свой побороть испуг.
И стало прошлое больней
Глаза ей застилать.
"Души!" - приказывали ей,
А в ней проснулась мать.
Фашисты вышли из машин.
Всё тьмой заволокло:
Три автомата, как один,
Сработали легко.
И рухнула в огонь живой
Она среди детей,
Не смяв впервые никого,
Не обнажив когтей.

1-й чтец. Сентябрьским утром на автомашинах в белорусскую деревню Дремлево ворвались пьяные, остервенелые эсэсовцы. Всех жителей загнали в хлев. С автоматами, с карабинами, с кинжалами стали они гоняться по дворам за курами, гусями, поросятами. Ограбив подчистую деревню, фашисты подожгли её со всех сторон. Деревня сгорела. Было расстреляно, погибло в огне 280 человек, из них 125 детей...

2-й чтец. Чужда была гуманность и тем фашистским людоедам, что утром 17 мая 1943 года ворвались в деревню Лесины Логойского района. Их было около 200 человек. На машинах они загнали жителей деревни в сарай, где держали до 4-х часов дня, после чего подожгли его. Тех, кто пытался вырваться из огненного ада, каратели расстреливали из автоматов, бросали снова в огонь. Малых детей, которые не попали в сарай, они ловили по дворам и бросали в колодцы. 160 душ загубили озверевшие оккупанты. Назавтра деревню сожгли.

3-й чтец. Страшная трагедия Хатыни свершилась также утром 1943 года. На машинах ворвались в Хатынь 300 карателей. Солдаты, вооружённые автоматами, пулемётами, гранатами, в стальных касках, тяжёлых сапогах затопали, загремели по дворам, по амбарам и сараям. В каждую щель заглянули. Всех гнали на улицу: мужчин, женщин, стариков, детей, больных и слабых... Кто успел обуться, а кто и босиком. Тех, у кого старость и болезнь отняли ноги, кто не научился ходить, несли на руках.

4-й чтец. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Это был её первенец. Бессловесный, он ещё не мог спросить, куда мама идёт, куда несёт его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в её глазах. А ей казалось, что сынок её всё понимает, что он тоже чувствует неминуемую беду, потому так и прижался, притаился под платком. "И куда же нас гонят? - думает объятая горем мать. - Что эти злыдни с нами сделают? Неужто и его, моего жавороночка, не пожалеют? Неужто убьют или спалят его, моего соколика ясного?"

Ах, горюшко, горе, сыночек родной! -
Сухими губами шептала, -
А может, не станут они над тобой
Глумиться? Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
Как груша в саду зацветала;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И теплой коры на опушке;
Ни разу еще не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печеной картошки с золою.
Ну хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочел бы хоть первую книжку...
Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!
Спаси не меня - так сынишку.

Шевелились призывно губы, а сердце трепетало: нет, никто не придёт, не спасёт маленького. Сама спасай, ты мать! И она стала потихоньку проталкиваться через толпу к заборам, к голым кустам, а потом бросилась бежать... Вдогонку кинулся рослый немец. Схватил за руку, потащил назад, бросил в самую гущу толпы, приближавшейся к овину...

...Догорала жизнь Хатыни, а каратели ещё рыскали по дворам, заглядывали в хлевы, выгоняли коров, свиней. Из кладовых волокли, грузили на машины велосипеды, швейные машины, кадушки с салом, полотна, вышитые скатерти и полотенца, кружева, подушки... Искусные, опытные грабители. Пол-Европы ограбили, шутка ли?!

Догорала жизнь Хатыни, догорали песни, мечты и надежда.

5-й чтец. Как и в Хатынь, нагрянули в тихую лесную деревню погожим утром каратели. Беспутной собачьею свадьбою ворвались немцы в усадьбу на танке июльскою раннею ранью.

- Ты Корчик Маланья?
- Маланья.
- А муж твой - лесник?
Большевик?
Суровая, немолодая,
Стоит она, шепчет:
- Не знаю.
Где муж мой - не знаю, не знаю,
Под небом клянусь вам, не знаю...
Вторая неделя идёт,
Как сердце томится и ждёт,
А староста вьётся, как бес:
- Ушёл с партизанами в лес!

Жизнью и небом клялась женщина, что муж её не партизан, что он пошёл искать приблудившуюся корову, и вот уже сколько дней нет его. Но фашисты ей не поверили. Посадив на танк, каратели привезли женщину в соседнюю деревню и там придумали ей наказание: дали в руки зажжённую свечку: "Донесёшь огонёк до своей хаты - жить будешь, погаснет - пулю получишь".

...Идёт Маланья, босые ноги полощет в росе. А люди стоят, глядят, вздыхают: "Дай-то, Боже, чтобы донесла!"

А ветер текучий от речки
Волной наплывает на свечку,
И свечка мигает, мигает.. .
И еле Маланья ступает,
Ладонью огонь заслоняет:
- Ой, ветер! Ой, ветер крылатый!
Мне близко осталось до хаты.
Прошу я: утишься, мой любый, -
Шептала, кусала иссохшие губы
И ветер глотала.

А каратели ехали следом и гоготали. Уж очень по душе пришлась им эта забава, эта дьявольская пытка.

Как звездочка, свечка,
Как зорька, мелькает меж сосен за горкой.
Идет, затаивши дыханье,
К родимому дому Маланья,
К крыльцу осторожно идет;
И липы у старых ворот
Стоят, не шелохнут:
- Пришла!
И немцы глядят из села:
- Донесла?

И все вокруг словно бы повеселело, и люди были рады: - Донесла! Не погасла свечка. Будет жить Маланья!"

... Да разве эти нелюди сдержат свое слово?!

Июльскою раннею ранью
Три пули догнали Маланью:
Упала она, поползла,
И кровь огонек залила...

Учитель. О, как хотелось жить и дожить до победы тем юношам, девушкам, женщинам и детям, которые пласт на пласт легли трупами в глубоких канавах, сгорели в чудовищных печах Малого Тростенца! 34 ямы-могилы до 50-ти метров в длину...

  • Как хотели дожить до победы те 300 тысяч сожжённых и расстрелянных под Минском... Погубленных в машинах-"душегубках";
  • 35 тысяч расстрелянных в окрестностях Пашковского леса;
  • 380 тысяч вывезенных на фашистскую каторгу только из Белоруссии...

Мечта, радость жизни, надежда - всё втоптано грязными фашистскими сапогами!

Здесь не пахарь, не сеятель шли бороздой -
Злая доля с лукошком шагала.
Лиходейка-война щедро сеяла тут:
Сплошь могилы, кресты, да курганы.

Минута молчания по жертвам фашизма.

5 этап урока

Подведение итогов страшного рассказа. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос темы"Что такое фашизм?"(варианты дополнительных вопросов учитель определит по ходу рассуждения).

Завершить можно словами писателя К.Симонова:

"Фашизм - это человеконенавистничество,
фашизм - это презрение к другим народам,
фашизм - это культ грубой силы,
фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом".
(Из выступления писателя на митинге в Сан-Франциско)

Заключительные слова автора этого урока мужества:

"Посвящаю 75-летию Великой Победы над фашизмом, моему отцу - ветерану войны и всем тем героям, которые, уничтожив фашизм, подарили всем нам право родиться и жить!

Мы стали жить на белом свете
В послевоенные года...
Но к непогоде в нас она
Болит, болит, не заживая,
Отечественная война"

Учащиеся уходят с урока под звуки песни "Бухенвальдский набат".