Внеурочная деятельность выступает обязательным компонентом образовательного процесса в современной школе, самостоятельной сферой деятельности, строящейся на соблюдении ряда принципов и выполняющей специфические функции, имеющей свои содержательные и организационные задачи и особенности [3]. Внеурочная деятельность учащихся строится на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуется участниками образовательного процесса и реализуется в формах, отличных от применяемых в урочной системе обучения. Среди ее ключевых задач - содействие решению вопросов воспитания и развития школьников, а важнейшими содержательными ориентирами в организации внеурочных занятий выступают следующие: расширение представлений детей о взаимодействии общества и природы, создание условий для соединения теоретических знаний с жизнью, формирование профессиональных интересов школьников, развитие их творческих способностей, устойчивого интереса к отдельным областям знаний. Рост заинтересованности общеобразовательных учреждений в организации внеурочного времени объясняется в том числе новым взглядом на совокупность образовательных результатов школьника, определяемых не столько предметным, сколько метапредметным и личностным контекстом его развития.
Одним из ключевых требований к построению целостного учебно-воспитательного пространства в образовательной организации выступает реализация идей преемственности на всех уровнях общего образования. Проблема преемственности в образовательной практике обсуждается достаточно давно, но тем не менее остается актуальной; более того в связи с появлением различных моделей обучения, ростом вариативности методов, форм, появлением новых технологий обучения появились и нарушения преемственности между разными уровнями образования [2]. Преемственность имеет объектный и всеобщий характер, проявляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности и предполагает плавный переход и передачу культурных ценностей и норм социального поведения, но в контексте нашего исследования мы обратим внимание на преемственность как процесс и условие непрерывного образования и личностного развития ребенка на уровне начального и основного общего образования [4,5].
Исследование, проведенное в течение трех лет на базе МБОУ «Гимназия № 2» города Инта, Республики Коми, и базирующееся на анализе нормативной документации школы и диагностике отношения к внеурочной деятельности обучающихся вторых, четвертых, шестых классов позволяет нам сделать ряд выводов о реализации идей преемственности в построении внеурочной деятельности на двух уровнях образования - начальном (НОО) и основном (ООО).
Первое, на что, необходимо обратить внимание, это единство в представлении цели организации внеурочной деятельности в начальной и основной школе, которая определяется как создание условий для развития способности к саморазвитию, самореализации, профессиональной ориентации учащихся, социальных связей в местном сообществе, воспитание и социализация личности, применяющей на практике освоенный опыт деятельности во внеурочной деятельности.
Проанализировав и сравнив личностные и метапредметные результаты, заложенные в программах внеурочной деятельности на этапах НОО и ООО, можно заметить, что просматривается четкая закономерность в наращивании и усложнении ожидаемых результатов, заключающаяся в преобразовании и обогащении ранее полученных умений и навыков в начальной школе и добавлении более сложных и более структурированных результатов, возможных лишь на новом возрастном этапе. На уровне НОО самая «дробная» представленность результатов, связанная с ситуативным проявлением отдельных действий, которые реализуются с помощью педагога, на следующем уровне преобладают внеситуативные, универсальные способы деятельности по решению возникающих задач [1].
Если сравнить методы и приемы, применяемые во внеурочной деятельности, то можно заметить, что все они направлены на развитие потенциальных и уже имеющихся возможностей обучающихся. Широко используются словесные методы (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог), наблюдение (экскурсии), объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проектные методы и прочие. Следует отметить идентичность используемых средств и технологий работы со школьниками, но в основной школе наблюдается их расширение: помимо уже существующих (технологии сотрудничества, работы в группе, критического мышления, проблемного обучения, коллективного творческого дела и пр.) появляются технологии полного усвоения, инновационные лаборатории, различные тренинги, лекции с обратной связью, дискуссии и др.
В соответствии с полученными результатами проведенной нами диагностики с помощью методики А.А.Андреева на выявление уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью можно заметить, что на протяжении обучения в начальной школе выявляется определенный рост удовлетворенности детей своим положением в учебном заведении, а в младшем подростковом возрасте удовлетворенность снижается. При этом в целом эмоционально-оценочное отношение обучающихся к школе может рассматриваться как стабильное, удовлетворительное, способствующее развитию позитивного отношения и определенной заинтересованности школьной жизнью, но, в то же время, выявляющее некоторые проблемы в отношениях между одноклассниками. Также отметим, что значимым аспектом удовлетворенности учащихся и 4-х, и 6-х классов являются взаимоотношения учеников с классным руководителем и степень свободы в возможности высказывания собственного мнения. Несомненную роль в данном аспекте играют внеурочные занятия, организуемые в школе.
При оценке отношения школьников к отдельным направлениям внеурочной деятельности нами выявлено, что к 4 классу у учащихся складывается позитивная эмоциональная оценка спортивных занятий, занятий творческой направленности и занятий в рамках психолого-педагогического сопровождения, а вот на занятиях в рамках отдельных предметных областей преобладающими становятся негативные чувства, что говорит о снижении интереса к общеинтеллектуальному направлению. При переходе в среднее звено оценка внеурочных занятий меняется: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное и общекультурное направления в равной мере вызывают позитивный отклик, а занятия в рамках психолого-педагогической области вызывают меньший интерес учащихся и получают негативные оценки.
Анализ полученных данных однозначно позволяет утверждать, что на внеурочных занятиях различных направлений учащиеся испытывают широкий спектр эмоций, что способствует непрерывности формирования эмоционально-оценочного компонента личности на этапах младшего школьного и младшего подросткового возраста. Внеурочные занятия отличаются от урочных большей эмоциональной отдачей и более позитивным отношением учащихся, что может играть важную роль в компенсации интеллектуальной и эмоциональной нагрузок, испытываемых учениками на уроках. При этом, прежде всего, спорт и творчество способствуют большей эмоциональной раскрепощенности и эмоциональному самовыражению школьников, выполняя своеобразную релаксационную функцию в образовательном процессе.
Выявлены отличия в восприятии учениками взаимоотношений с педагогами, ведущими уроки, и педагогами, ведущими занятия внеурочной деятельностью. К последним - более позитивное отношение, связанное, вероятно, с особыми условиями организации внеурочных занятий (их меньшей регламентированностью и большей свободой самовыражения).
Таким образом, нами доказано, что внеурочная деятельность играет важную роль в создании определенной атмосферы в детском коллективе, в создании психологического комфорта класса, влияет на общую удовлетворенность учащихся школьной жизнью. Наблюдается тенденция снижения интереса к внеурочной деятельности при переходе из начальной в основную школу, связанная, с нашей точки зрения, с недостаточной вариативностью и ригидностью в подборе и использовании форм, приемов и методов работы на занятиях. При такой ситуации в осуществлении задач внеурочной деятельности выраженность интереса школьников получает регрессивное направление , что отражается и на уровне удовлетворенности всем процессом обучения. Однако, в целом, внеурочные занятия вызывают позитивный эмоциональный отклик и способствуют формированию положительного отношения учащихся к школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Ансимова Н.П., Беляева О.А. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов // Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - № 5. - 419 c. - С.57-70.
- Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, Н.А., Карабанова, О.А., Салмина, Н.Г., Молчанов, С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
- Беляева О.А., Фиалко Е.В. Особенности отношения учеников начальной школы к внеурочной деятельности // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» / под науч. ред. Н.Н.Иванова. - Ч.1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 181-184.
- Волков В.В. Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/vneurochnaya_deyatelnost-_neotyemlemaya_chast_obrazovatelnogo_processa.-34269.htm (дата обращения 28.10.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.