Родительское собрание в 4-м классе. Тема: «Мальчики и девочки – два разных мира»

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Класс: 4

Ключевые слова: родительское собрание


План.

I. Вступительная часть.

II. Практикум «В семье родилась девочка (мальчик)...» мнение родителей.

III. Основная часть.
1) Проявление различий между мальчиками и девочками в подростковом возрасте. Мнение специалистов.
2) Наглядный пример проявления различий (сюжет из «Ералаша»). Причины конфликтов.
3) Рекомендации специалистов в воспитании девочек и мальчиков (советы любящим родителям).

IV. Итог.

Ход собрания

I. Вступительная часть

Наши дети на пороге подросткового возраста, который сопровождается началом изменений в физиологии (начинается период полового созревания).

Цель нашего родительского собрания: определить различия между мальчиками и девочками, которые начнут проявляться особенно ярко в подростковом периоде (5 класс), а также подготовиться к тем проблемам, которые могут появиться у наших детей в этом возрасте.

Итак, тема сегодняшней встречи: «Мальчики и девочки - два разных мира».

Презентация

(Слайд № 2.)

Предлагаю вам вернуться на 9-10 лет назад. (Слайд № 3.)

Ваш первый радостно - тревожный вопрос: «Кто у меня: мальчик или девочка?» А на вопросы близких: «Ну кто?» - гордый ответ: «Мальчик!» - или счастливый: «Девочка».

II. Практикум «В семье родилась...»

1). Предлагаем вам снова почувствовать себя в этой роли.

Разделимся на 3 группы.

1 группа: представьте, что в вашей семье родилась девочка;

2 группа: у вас родился мальчик.

(Слайд № 4.)

3 группа: эксперты.

1-й и 2-й группам предлагаются вопросы.

Отвечая на эти вопросы, вам (1-й группе) необходимо показать яркие особенности в развитии девочки; а вам (2 группа) - мальчиков в период от рождения до 6 лет.

Уважаемые эксперты, вам необходимо внимательно выслушать выступление обеих групп и определить, есть ли различия в условиях воспитания мальчика и девочки.

Вопросы для практикума (Приложение № 1)

Обсуждение 3 минуты. Выступление 3 минуты.

Подсказки (вопросы № 2,3): девочка - общительна, эмоциональна, м.б. плаксивой, более нежная, ласковая, может заботиться о ком-то; обнимет, поцелует; мальчик - упрямый, настойчивый, более жёсткий, м.б. агрессивный.

2) Выступление родителей 1-2 группы.

Группа экспертов подводит итог по данным вопросам. Вносит дополнения.

III. Основная часть

1). Проявление различий между мальчиками и девочками. Мнение специалистов (Слайд № 5.)

Итак, мы видим, что изначально между мальчиками и девочками есть существенные различия. Психологи отмечают, что они по-разному воспринимают мир. Приведём некоторые примеры.

  • Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
  • Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя при этом всё предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях зрительной системы.

Кроме того, доказано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются в шкаф.

  • Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону и перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю; отвечая, ищет подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно (девочка говорит: «кажется», «наверное»...).
  • И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретной информации («А какой у нас следующий урок?»), а девочки - для установления контакта со взрослыми ( «А вы к нам ещё придёте?»). То есть мужчины больше ориентированы на информацию, а женщины - на отношения между людьми.
  • У девочек в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны. Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, они не думают, не ищут решений, а поиск идёт.
  • Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству. Аккуратности оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате неудовлетворительную отметку.
  • Женщины, обычно, лучше выполняют задачи уже не новые, а типовые, шаблонные, но, когда требования к тщательности велики.
  • Итак, девочке нужно объяснить, как решать задачу, а мальчику не объяснять до конца, а натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Только так он поймёт, а значит, и запомнит принцип решения.

Особенно различия между мальчиками и девочками будут проявляться в подростковом возрасте. Давайте посмотрим наглядно, как это может быть.

2). Просмотр сюжета из «Ералаша»: «Скажи, что любишь»

Вопросы после просмотра:

- Что мы видим?

- Какой увидели девочку? Мальчика?

- Почему могла произойти такая ситуация?

(Девочка повзрослела, мальчик - нет. Девочка проявляет настойчивость, силу... Мальчик неуверен, боится...)

- Что ещё мы можем ожидать?

Девочки в этом возрасте могут проявлять излишнее внимание к мальчикам (как это выглядит: задираются, дёргают, обзываются; они могут даже опекать мальчиков. А мальчики, не умея и не зная, как им поступить и вести себя, отвечают грубостью, проявлением силы. В результате возникает конфликт.

Этого можно избежать, если:

1) мы будем знать возрастные особенности наших детей;

2) с раннего возраста воспитывать в девочках такие качества женственности, как:

- мягкость - доброта

- нежность - терпимость

- скромность - благоразумие и др.

А в мальчиках такие черты как:

- ответственность - почитающий женщину

- смелость - заступник

- благородство - сила и др.

Иными словами, воспитывать их настоящими мужчинами.

Карточки с качествами открываются на экране (Слайды № 6, 7.)

- А если ещё раз проанализировать ситуацию, описанную выше, становится понятным. Что мальчиков нужно научить ещё и правильно реагировать на такие проявления со стороны девочек.

3) Рекомендации специалистов в воспитании девочек и мальчиков.

Как же воспитать в наших мальчиках и девочках эти качества? (Основные качества женственности и мужественности)

Мы предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями специалистов по данному вопросу.

Каждому родитель раздаются памятки «Советы любящим родителям»:

- «Как воспитать девочку настоящей женщиной»

- «Как воспитать мальчика настоящим мужчиной»

(Приложение № 2)

IV. Итог

Уважаемые родители, мы надеемся, что эти рекомендации вам помогут в дальнейшем избежать некоторых проблем, о которых мы сегодня говорили и помогут в воспитании наших детей.

(Слайд № 8)