Упражнения по аудированию

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Конкурс по английскому языку «Cambridge English Teacher»

Ключевые слова: английский язык


ФОРМА УЧАСТНИКА КОНКУРСА CAMBRIDGE ENGLISH TEACHER

1

Activity title:

Аудирование

2

Skill(s):

- опознание звукового потока;
- восприятие значения аудируемых единиц;
- выявление значимой информации в аудируемом тексте.

3

Level(s):

Все

4

Exam part:

Аудирование

5

Aim(s):

Научиться воспринимать и понимать речь на слух. Развить языковую догадку.

6

Materials needed:

В первую очередь рекомендуется сайт http://www.esl-lab.com/. Там вы найдете множество аудиофайлов с упражнениями, которые распределены по уровням: легкий, средний и сложный. После первого прослушивания с помощью мини-тестов, вы определите свой уровень восприятия в процентном отношении. Во время второго прослушивания вы можете посмотреть текст записи, а потом сделать упражнения на закрепление лексики. Кроме того, используйте информацию следующих сайтов:
- dailyesl.com (повседневные темы для начинающих),
- ezslang.com (разговорный английский в диалогах, с разъяснениями и упражнениями),
- trainyouraccent.com (упор на американское произношение),

7

Preparation:

Чтобы улучшить навыки восприятия и понимания на слух, нужна практика: слушайте больше и чаще английскую речь. Далеко не у всех есть возможность разговаривать и слушать носителей языка каждый день, тут на помощь нам приходит Интернет.
http://examenglish.com/TOEFL/toefl_listening.htm
http://gistguide.com/guide/listenings/listenings.php
http://qenglish.com/listening.html
http://lengish.com/tests/listening-37.html

8

Procedure: Как слушать?
- Несколько раз, пока не начнете все понимать
- Останавливать, отматывать назад и переслушивать непонятное (по частям)
- Останавливать, смотреть незнакомые слова в словаре
- Составлять список из незнакомых слов, переводить после просмотра
- Слушать запись, записывая весь текст, все, что слышите, потом проверять себя по готовому тексту.
- Повторять слова, имитируя интонацию за диктором.
- Желательно слушать файлы с открытыми упражнениями и выполнять их.
- После выполнения упражнений и проверки, не торопитесь переключаться на следующую аудиозапись. Выпишите все незнакомые слова, составьте с ними свои предложения, потренируйтесь повторять за дикторами, попробуйте пересказать общую идею и т.д.
- После первого прослушивания надо постараться отметить общий смысл и наиболее вероятные ответы. Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности ответов, которые вызывают сомнения.

Примеры подготовительных упражнений:

- Прослушивание фраз, содержащих легко смешиваемые элементы: восприятию речи сопутствует перевод этих фраз. Восприятию речи сопутствует выполнение действий.

- Прослушивание фразы, затем прослушивание группы фраз, включающих и данную фразу. Выделение из группы фраз той, которую необходимо перевести.

- Прослушивание ряда фраз. Предъявление картинок, иллюстрирующих каждую фразу.

Примеры речевых упражнений:

1. Прослушивание двух вариантов одного и того же текста. Определение расхождения между двумя вариантами.

2. 3-4 кратное прослушивание текста, трудного с точки зрения содержания или манеры изложения. Пересказ содержания с добавлением деталей после каждого нового прослушивания.

3. Прослушивание связного текста в нормальном темпе. Ответы на вопросы по содержанию.

Для того чтобы научить учащихся правильно слышать и точно понимать услышанное, мы должны развивать у них соответствующие психические процессы, то есть совершенствовать их мыслительную деятельность.
В методике разработаны разнообразные приёмы, направленные на формирование аудитивных навыков. Они необходимы на том этапе, когда у учащихся ещё не сформировался навык восприятия на слух и когда идёт процесс становления психических механизмов аудирования, которые играют важную роль в развитии памяти, внимания, формировании прогностических способностей.
Для развития вербальной памяти эффективны упражнения, построенные по принципу снежного кома, когда учащиеся по цепочке последовательно повторяют слова, словосочетания, предложения. Такую работу можно проводить в игровой форме, разделив учащихся на команды.
Приёмы для тренировки оперативной памяти могут предусматривать запоминание числительных, имён собственных, географических названий.
Особые приёмы направлены на тренировку внимания, особенно на начальном этапе, когда оно у учащихся рассеянно, неустойчиво. Например, учитель зачитывает текст, затем этот текст читается вторично, но в нём есть некоторые изменения. Учащиеся должны заметить эти изменения и прореагировать на них.
Для развития вероятностного прогнозирования используются задания, где нужно восстановить высказывание по услышанной части, то есть догадаться по речевой ситуации, какая часть сообщения пропущена.
Большую роль в развитии аудирования играет формирование механизма эквивалентных замен, то есть способность слушающего осуществлять замену слов другими словами, передающими смысл. Этому способствуют задания, такие как: «Передай содержание услышанного одним предложением», «Придумай заголовок к тексту», замены слов их синонимами.

9

Variation(s)

Первый вид - наиболее сложный, но в тоже время наиболее полезный. Он называется listening for detail. Суть его заключается в полном понимании текста, изучении новых слов и улавливание смысла записи. Также обычно задание по аудированию изучают несколько раз, учат новые для вас слова, способы их применения на практике. Полезно изучить грамматические особенности слов из урока аудирования.

Второй вид аудирования - аудирование, направленное на понимание самого важного в записи (listening for gist). Это наиболее приятный вид аудирования, который создан с целью понять главный смысл, заложенный в записи. Вам не нужно копаться в деталях текста, во всех незнакомых словах. Этот тип отрабатывает так называемую языковую догадку.

Третий вид - listening for specific information. Этот вид поможет получить из аудирования специальную информацию. Для этого вам даётся для прослушивания рассказ о Германии, чтобы ответить на вопросы, какое население Германии, сколько областей в Германии и т.д.

10

Reflections

На своих уроках я часто использую прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым - осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cinq» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:
1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
Hobby
2. (вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
Interesting, popular, favourite
3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
To collect, to play, to read
4. (четвертая строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме;
Tastes differ.
5. (пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном - обобщенном уровне, повторяющее суть темы.
Freetime