Роль руководителя хореографического объединения в творческом развитии обучающихся (методические рекомендации для педагогов-хореографов)

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: педагог-хореограф


С древнейших времен
танец украшает жизнь человека.
В нем человек выражает свои мысли,
чувств, переживания.
И нет такого народа,
который бы не гордился
своими национальными танцами.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувств, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

В учреждении дополнительного образования хореография изучается как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление воспитанников с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодии.

Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических объединений. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Руководитель танцевального объединения - это педагог, имеющий профессиональное хореографическое образование, воспитатель и организатор. Его пояснения должны быть простыми и доступными. Руководитель должен быть требовательным к себе, ведь каждое его слово, интонация, внешний вид, манера одеваться, двигаться, разговаривать имеет большое значение.

Ребенка легко обидеть нетактичностью, грубым словом. Доброжелательная обстановка во время занятий, основывающаяся на взаимной симпатии - залог творческого успеха в коллективе.

Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное первое занятие. Назначить его можно только тогда, когда руководитель уверен, что у него все подготовлено к встрече с детьми.

Обстановка в которой обучающиеся начинает работу на занятии в значительной степени определяет его дальнейшее поведение. Пунктуальность начала занятий, привычка к тишине, при которой должны проходить занятия, исключает мысль о шалостях или каком-либо нарушении дисциплины.

Первое занятие обычно проводят так: детей приветливо встречают, выстраивают друг за другом и под музыку марша заводят в зал. Построив детей полукругом, руководитель здоровается с ними, четко и громко называет свое имя и отчество, отмечает в журнале присутствующих. С детьми бредней, старшей, подготовительной групп педагог проводит краткую беседу о внешнем виде детей, о личной гигиене и одежде для занятий. После этого приступают к занятию.

Задача педагога состоит в том, чтобы сплотить новичков в единый коллектив, привить им любовь к новому для них виду искусства. Вызвать доверие к себе. Цель педагога-хореографа - выявление, раскрытие и развитие специальных (хореографических) способностей каждого воспитанника. Готовясь к занятиям, педагог подбирает такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения как по своему содержанию, так и по характеру. Танцевальные движения должны напоминать детям увлекательную игру. Педагог должен заботится о том, чтобы на занятиях было интересно, чтобы между детьми не возникли конфликты.

На занятиях необходимо стремиться к тому, чтобы движения детей были осмысленными, чтобы дети создавали определенный образ в исполняемом им танце. Дети должны понять, что только в результате старательных тренировок можно достичь успеха.

Воспитание исполнителя народного танца - процесс длительный, требующий от педагога и от воспитанников большого каждодневного труда. Вот почему занятия народного танца должно быть выстроено методически грамотно.

В процессе подготовки исполнителя, важным является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.

Соблюдать принцип «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, принцип индивидуального подхода.

Большое внимание следует уделять работе рук во время исполнения каждого движения. Над этим нужно настойчиво работать и вырабатывать у детей привычку к координации движений. Только так можно достичь артистичности исполнения движений.

Часто новое движение вызывает некоторое оживление, дети спешат его выучить, показать и поделиться впечатлениями. Этот «рабочий» шум не стоит воспринимать как нарушение дисциплины. Нужно немного обождать, а потом решительно призвать детей к тишине и, не повышая голоса, продолжать занятия.

Умелое планирование занятий и организации встреч детей младших групп со старшими, совместные творческие концерты, открытые занятия, творческие отчеты перед родителями - все это являете! залогом заинтересованности детей.

Бывают случаи, когда ребенок, имеющий способности к танцам, не может сразу справится с координацией движений тела. Он хорошо выполняет движения, а о музыке забывает. Если своевременно выяснить, в чем состоит затруднение, ошибку удастся исправить, и ребенок со временем станет хорошим танцором.

Детям, аккуратно посещавшим творческое объединение, но затем длительное время по уважительным причинам отсутствовавшим на занятиях, нужно обязательно помочь догнать группу, чтобы они не чувствовали себя отстающими.

Для детей отстающих и особо талантливых планируются индивидуальные занятия.

Очень важно привлечь родителей к активной помощи руководителю. Они должны следить за посещением детей, за их успехами.

Ознакомление детей с танцевальным репертуаром происходит по мере усвоения ими материала, формирование исполнительских танцевальных навыков и умений.

К концу первого года обучения, все воспитанники должны:

  • соблюдать элементарные нормы этикета; держать правильную осанку; обладать координацией движений; повысить синхронность исполнения движений
  • мальчики проявлять некоторые признаки мужского поведения: пропускать девочку вперед, уступать место, а девочки отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций.

Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.

Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других видах творческой деятельности: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие.

Занятия хореографией вызывают интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличие у воспитанников специальных хореографических способностей.

Танец гармонизирует развитие ребенка, оказывает влиянии на духовное и нравственное воспитание, предоставляя возможность для взаимовлияния, взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.