Технологическая карта урока письма в 1-м классе на тему «Строчная буква "щ"»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: письмо, УМК «Перспективная начальная школа», буква «щ»


Тип урока: открытие новых знаний.

Предмет: письмо 1 класс УМК «Перспективная начальная школа».

Место урока в теме: 1 урок.

Цель для учителя: создать условия для формирования навыка правильного письма строчной буквы щ.

Цель и ожидаемый результат: Научить писать строчную букву «щ», уметь отличать её от других букв и находить в словах.

Задачи для учителя:

  • Научить писать строчную букву «щ».
  • Формировать умение писать слоги с буквой «щ»
  • Актуализировать знания о написании слов и с изученными буквами и буквой «щ»
  • Учить анализировать поэлементный состав букв.
  • Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.
  • Учить оценивать свою деятельность.
  • Развивать монологическую речь.

Цель для обучающихся: Научиться писать строчную букву щ.

Задачи для обучающихся:

  • Познакомиться с элементами строчной буквы щ.
  • Уметь конструировать букву.
  • Уметь писать букву.
  • Уметь писать слоги, слова с буквой щ.
  • Повторить правило написания слов с заглавной буквой.

Методы обучения:

  • линейный (Л.В.Канторович), тактический (М.М.Безруких),
  • наглядные, словесные, практические (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский)

Критерии оценки результатов: Сходство с образцом, применение знаний, умений, навыков.

Оборудование и материалы к уроку:«Тетрадь по письму №3», условные знаки для обозначения плана урока, фишки, компьютер, элементы-шаблоны букв, карточки с буквами, картинки где есть эта буква, оценочные листы.

Содержание и технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Вводно-мотивационный.
Организационный.
(1 мин)

Организует класс на работу.

Проверяют организацию рабочего места.

Познавательные УУД: общеучебные (контроль процесса)

2. Актуализация знаний учащихся
(3 мин)

Вспомните с какой буквой познакомились на уроке чтения?
Какой звук обозначает буква?
Дайте характеристику звука.

На уроке чтения познакомились с буквой «щ».
Буква обозначает звук «щ»
Он согласный, глухой, всегда мягкий.

Коммуникативные
(высказывания детей)

3. Целеполагание и мотивация.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи. Наметить план работы.
(3 мин)

С чего начинаем каждый урок?

Назовите тему урока.

Тема урока выносится на доску.

Поставим цель на урок.

У кого такая же цель?

Зачем нужно уметь писать букву «щ»?

Что означает «написать букву на высоком уровне»?

С определения темы урока и постановки цели.

(Дети смотрят в пропись и определяют тему урока.)

Письмо строчной буквы «щ».

Научиться писать строчную букву «щ» на высоком уровне.

Соблюдать ширину, высоту, наклон, правильность, расстояние, аккуратность написания буквы.

Познавательные УУД: общеучебные
(поиск и выделение необходимой информации)

Познавательные УУД: (формулирование познавательной цели)
Регулятивные УУД: целеполагание.
Личностные УУД: смыслообразование
(учебная мотивация)
Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)

4. Планирование
(5 мин)

Какие задачи надо выполнить, чтобы достичь цели?

Зачем мы это делаем?
Поставим задачи. (По мере того, как обучающиеся называют задачи, план урока фиксируется на доске)

Предложите пункты плана и определите задачи каждого.

К чему подойдём, выполнив все пункты плана?

Что будет далее?

По каким критериям предлагаете оценить свой результат?

Научиться отличать строчную письменную букву «щ» от других.

1. Щ. щ. Звук [щ]
Называют умение.

Конструировать строчную букву.

2.

Называют умение.

Научиться писать строчную букву «щ» по алгоритму и под счёт.

3. Письмо буквы «щ».
4. Физкультминутка.
Называют умение.
Написать слова.
5. Письмо слов.
Называют умение.
6. Письмо предложений.
Называют умение.
7. Выполнение задания./ Вопрос. Почемучки.
8. Оценка.
Мы подойдем к результату.
Ответы детей.

Регулятивные УУД:
планирование
(составление плана и последовательности действий)
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества
(определять цели взаимодействия)

Личностные УУД: смыслообразование
(осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью)

Познавательные УУД

4. Открытие новых знаний.
(операциональный)
(10 мин)

Характеристика звука.

С чего начнём работу для достижения цели?

Назовите слова, где есть звук [щ]?
Дайте характеристику нового звука, с которым мы познакомились на уроке чтения.

Читают первый пункт плана.
Работа в группах.

Ответы детей.

Он согласный мягкий - глухой.

(Показывают модель звука.)

Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества
(интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие)
Познавательный УУД

Конструирование буквы.

Для обозначения согласного глухого мягкого звука нужны малая и большая печатные, строчная и заглавная письменные буквы.

Называет признаки букв.
Итог.

Оцените ваше умение отличать строчную букву «щ» от других.

Цель: познакомиться со зрительными элементами буквы и научиться ее конструировать.

Из скольких зрительных элементов состоит буква?

Найдите эти элементы.

Назовите эти элементы.

Сконструируйте строчную букву «щ», взяв элементы-шаблоны.

Назовите номера лишних элементов.

Итог.

Оцените ваше умение конструировать букву.

Показывают в прописи. Ставят фишки.

Ответы детей.

Конструирование буквы.

Из четырех.

Анализируют.

Выполняют задание в правом левом углу. Взаимопроверка.

Четыре полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме прямой линии с петлёй.

Составляют букву из шаблонов.
(1, 2, 3, 31) (38,5, 6, 31 - для дифференцирования размера и формы элементов.)
Работа в паре.
Самопроверка с помощью ключа.

Познавательные УУД:
логические (сравнение)
Познавательные УУД:
логические (выполнять задания с использованием материальных объектов)

Познавательные УУД:
логические (анализ)

Познавательные УУД: общеучебные
(моделирование).
Познавательные УУД: логические
(синтез - составление целого из частей).
Коммуникативные УУД:
умение договариваться, находить общее решение.
Регулятивные УУД:
оценка (установление соответствия полученного результата поставленной цели)

Какая следующая задача стоит перед нами?

Письмо строчной буквы «щ».

Сколько двигательных элементов в букве «щ»?

Что обозначает синяя точка со штрихом?

Чёрная точка?

Напишите первый двигательный элемент.

Поставьте ручку в начальную точку, обведите штрих, а затем элементы по пунктирной линии.

Напишите другой двигательный элемент.

Учитель объясняет и показывает образец начертания буквы:
«Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Вниз пишем прямую, касаемся нижней линейки, опускаем вниз прямую. Не дойдя до середины дополнительной строки, делаем закругление влево. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линейке». (Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо, вниз вправо, вверх отклоняясь вправо, вниз вправо, вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.)

Как писать букву под счёт?

Проверка: учитель пишет на доске, дети тактируют процесс письма.
На какие буквы ещё похожа эта буква?
Сейчас будете писать сами. Что надо помнить?
Письмо первой строчки в прописи.
Итог. Возьмите цветной карандаш, оцените свою работу. Что нам поможет?
Подчеркните самую лучшую букву. Вспомним первую задачу. Выполнили?

Читают 3 пункт плана.

Четыре.

Начало движения.

Остановка - упор ручкой.

Пишут противоположным концом ручки.

Смотрят и слушают.

Упражняются в письме буквы под счёт.

Пишут в «Тетради по письму №3»
Она похожа на букву: и,

Критерии правильности:
-соблюдение строки;
-наклон;
-аккуратность;
-правильность написания элементов букв;
-размер
Обучающиеся пишут букву в прописи самостоятельно
Нужно посмотреть на эталон.

Научиться писать букву «щ»

Познавательные УУД:
логические
(анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:
умение слушать собеседника.

Познавательные УУД: информационные
(поиск и выделение необходимой информации).

Регулятивные УУД
Познавательные УУД

Физкультминутка

Использует звуковой фон.

Релаксация в положении сидя, голова на парте.

5. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
(15 мин)

Какая следующая задача?
4. Письмо слов.
Цель: написать слова с буквой «щ».
Правила списывания слова:

Читаем слово по слогам.

Читаем орфоэпически.

Закрыв слово, проверяем, как запомнили, повторяем его.

Записываем, закрыв слово, диктуя себе вполголоса по слогам.

Ставим ударение, выделяем слоги и подчёркиваем ошибкоопасные слова.

Проверяем написанное.

Сверка с образцом.

Выполним прогностическую самооценку по критериям:
умение правильно писать слова;
умение делить на слоги;
умение выделять ударение.

Сейчас взаимопроверка: поменялись тетрадями, взяли цветные карандаши. Что поможет проверить работу соседа?

У кого оценки совпали?

Те слова, которые написаны красиво, правильно - подчеркнуть.
Если с чем-то не согласны, обратиться за разъяснением к соседу.
Какую задачу выполняли?

Научиться писать букву «щ» в словах.
Пишут, закрывая слово. Один на доске.
Щука - плащ - чаща - щётка.
Физкультминутка для пальчиков.

Дети работают в прописи самостоятельно.

Дети объясняют написание.
Проверяют правильность и оценивают выполненное задание.

Критерии правильности

Дети выполняют проверку в тетради соседа.
Обращаются за разъяснением

Писали слова.

Регулятивные УУД: целеполагание
(удержание цели урока)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД контроль оценка.

Регулятивные УУД (умение осуществлять действия по алгоритму)

5. Кая следующая задача по плану? Письмо предложений в прописи.
Цель: написать предложение.

Какие умения надо соблюдать, чтобы правильно написать предложение?

План списывания:

- Прочитаем предложение.
- Произносим слова по слогам.
- Произносим слова орфоэпически.
- Выделяем трудные места.
- Закрываем и повторяем.
- Пишем, диктуя по слогам.
- Проверяем (выделяем слоги, ударение, трудные места).
- Сверка с образцом.

Взаимооценка по критерию: умение правильно писать предложение. Итоги оценки.

Я чищу плащ щёткой.

Умение писать заглавную букву, в конце предложения ставить точку, правильно писать слова (не пропускать буквы …)

Пишут в тетрадях.
Делят слова на слоги и выделяют ударение.
Обмен тетрадями.
Рассказывают об итогах взаимооценки.

Коммуникативные УУД: взаимодействие
(умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачей).

Регулятивные УУД:
контроль и самоконтроль
(умение осуществлять действие по заданному правилу).

Регулятивные УУД:
оценка
(установление соответствия полученного результата поставленной цели)
Познавательные

6. Задание Вопрос Почемучки.
Какая следующая задача?
Цель: уметь сравнивать группу букв и выделять общий элемент.

Назовите буквы. Назовите их общий элемент.

Различны ли линии с петлёй?

На какие группы можно разделить эти буквы?

Задайте свои вопросы по сравнению данных букв.

Итог. Оцените ваше умение сравнивать группу букв.

Уметь находить общий элемент в буквах.
Работая в прописях, обучающиеся находят общий элемент в предложенных буквах и выписывают его.

Прямая линия с петлёй.

Да. Ответы детей.

Познавательные УУД:
логические
(анализ объектов с целью выделения существенных признаков)
Познавательные УУД:
логические
(выбор оснований для классификации объектов)

6. Рефлексивно-оценочный
Учиться оценивать свою работу на уроке
(3 мин)

Все ли пункты плана выполнили?

Какую цель мы ставили?

Оцените результат по критериям.
Я выдала вам листы самоконтроля, сделайте самоанализ по волшебной линеечке:
- если всё сделали правильно - рисуем звёздочку вверху;
- если были ошибки - по середине;
- если было много ошибок - внизу

У кого совпали оценки по всем критериям?

Расскажите о своём результате.

Над чем надо ещё поработать?

Какой пункт плана вам показался особенно трудным?

Достигли мы с вами поставленной цели урока?

Да.

Озвучивают цель урока.

Называют критерии (умение соблюдать наклон, высоту, ширину.)

Дети выполняют самоанализ работы
Рассказывают те, у кого не совпали оценки.

Я ставил цель научиться писать букву «щ» на высоком уровне и выполнил работу на этом же уровне. Значит, я цели достиг.

Регулятивные УУД: целеполагание (удержание цели урока)
Регулятивные УУД:
оценка
(определение качества и уровня усвоения)

Личностные УУД

Регулятивные УДД