Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная сфера.
Одним из приёмов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество обучающихся. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ребёнок не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки - интересными. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Именно творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности ребенка: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и сообразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении; трудолюбия.
Чтобы достичь этого, использую в своей работе комплексные методы, соединяющие учёбу и игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и творчества. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка. Главной целью, которую я ставлю перед собой - это творческое сотрудничество учащихся, получение высокого результата.
Для стимулирования и мотивации детей с начала учебного года вместо оценки я поощряю значком с изображением пчелки. Мотивирую на всех уроках. В конце четверти подводим итог «Лучшего пчеловода».
Многие считают, что математика и творчество - две вещи несовместимые, но этот предмет имеет много возможностей для развития творческого потенциала.
На уроке часто применяю игровую форму, викторины. В ходе игры учащиеся выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания десяток часто использую игру «Лучший пчеловод».
На доске висят пчелки, с обратной стороны ответ. На каждой пчелке записан один из примеров:
|
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот, кто решил большее количество примеров, поймал больше пчелок - считается лучшим пчеловодом в данной игре.
Даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». Раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная. Хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение и записать ответ. Слабо успевающим ученикам - записать выражение и ответ. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.
При работе с задачами предлагаю сочинить математическую сказку;
- составить задачу по сюжету русской народной сказки;
- составить задачу или решить задачу с лишними или недостающими данными
На уроке обобщения знаний использую игру-соревнование "Если вместе, если дружно". Особенность этой игры - эстафетный характер заданий, когда от чёткости и взаимодействия зависит общий результат. Цель: проверка элементарных математических навыков. Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
На уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы "разговорить" всех учащихся очень часто играем в игру "Театр", где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском.
К урокам обучения грамоте заготавливаю такие рисунки, где дети должны догадаться, на что похожа буква, т.к. ассоциативный материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву. По следующим картинкам дети выделяют звук, который встречается во всех предложенных словах. Что касается исправления «ошибок» учителя или сказочного героя, то на уроке обучения грамоте или чтения читаю отрывок текста, изменяя некоторые слова. Дети должны исправить их, учитывая смысл всего отрывка. Предлагаю литературную викторину типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд.
Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте ставлю формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
1. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный).
А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
2. Игра «Живые буквы». Детям выдаю буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог по данной схеме.
3. Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например: даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в кон це.Чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Практически на каждом уроке использую игры для развития навыков чтения. Это «Полустертые буквы»: в словах стёрта верхняя или нижняя часть.
Часто на уроке использую прием составления рассказов «фантазёры». Слабо читающие дети читают начало текста на доске (2-3 предложения), а хорошо владеющие техникой чтения учащиеся придумывают окончание рассказа. Можно выполнять задание и наоборот. Игра «Четыре превращения» - слово КЛОУН.
(От перестановки букв получаются 4 слова: клоун - колун - кулон - уклон. Для слабых учеников в качестве подсказки даю картинки). Игра «Ципанута» - т.е. путаница. Эта игра для сильных учащихся. Например: даю слово БАРАБАН. Буквы нужно записать в алфавитном порядке (барабан - ааабббнр) Игра «Шесть слов» - перестановка букв. В первом полугодии это задание для сильных учеников, а во втором полугодии - для слабых: (ямка - маяк фара - арфа удар - руда палаш - шпала стаи - аист стук - куст)
На уроке русского языка провожу работу со словом. Детей знакомлю с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы: У, И, К, В, С. Отрабатываем лексическое значение слова
- Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
- Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, осень, неделя).
- Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
- Называние общего слова (стол, стул, шкаф-...).
5. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
6. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
7. Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?". Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
9. Подбор слов близких и противоположных по смыслу.
Труд, работа; День - ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
10. Игра "Ступеньки". На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего. МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН т.д.
13. Игра «Перекличка»,предлагаю вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это одновременно и маленькая физкультминутка.
Игра "Назови ласково" - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Огурец - огурчик. Помидор - … Горох - … Картошка - …
Игра "Что приготовим?"
Из картошки приготовим картофельное пюре.
- Из моркови …
- Из капусты …
- Из редиски, огурца и помидора …
- Из тыкв….
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя приобретают определенные знания, умения, навыки. Все виды упражнений формируют положительное отношение к учебной деятельности.
Творческие приемы использую на уроке окружающий мир. При изучении темы «Почему идет дождь?», подумай, что может произойти, если ...
- "... дождь будет идти, не переставая."
- "... люди научатся летать, как птицы."
При изучении темы «Почему мы любим кошек и собак»"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом.
При изучении темы « Где живут белые медведи?» пишем сочинения. На уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идёт о загадках.
Загадки о природе.
- Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник)
- Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)
- Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина)
- На дне реки лежит и усами шевелит. (сом)и др.
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?
Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
Итог урока иногда провожу в форме творческого задания. При изучении темы урока «Про воду», «Про воздух» я предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.
- Итак, я - Вода, я могу рассказать о себе, что я…
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.
Традиционными в нашем классе стали конкурсы чтецов на определенные темы; конкурсы рисунков;
На занятии провожуразные игры, одна из таких Игра «Ситуация успеха»
(на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)
Вы очень любите, когда вам говорят добрые слова по поводу вашей учебы, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Вы сейчас рядом сидите с одноклассником и у вас есть возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к соседу Для этого необходимо взять в свою руку, руку соседа и сказать комплименты.
Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.
РЕФЛЕКСИЯ
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
«Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?» На листе бумаги с изображением солнца предлагается нарисовать лучики, на которых надо написать ответ на вопросы: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»
На цветных листочках группы записывают ответ.
Итак, чтобы наш коллектив развивался творчески, нужны: точность во всем, дисциплина, порядочность, внимание, способность доводить дело до конца, высокий общий уровень развития, знание своего дела.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело. Учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.