Проектирование модели урока ОБЖ и внеурочных занятий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОБЖ


План:

  1. Значение учебного предмета в системе общего образования
  2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета ОБЖ
  3. Конструирование урока ОБЖ
  4. Формы внеурочных занятий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.

1. Значение учебного предмета в системе общего образования

Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях современного исторического процесса достигло уровня глобальной проблемы, став одной из актуальных для всего человечества. В связи с этим введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности (с 1991 года) является принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.

В настоящее время учебный предмет «ОБЖ» включен в число обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом направлении накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости его преподавания, фиксирующий достижения, выявляющий положения, нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационных сферах.

Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.

2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета ОБЖ

В процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства обострились проблемы реализации учебного предмета «ОБЖ», которые могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблема мотивационного характера. Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения. Задача каждого учителя - помочь обучающимся в освоении учебного предмета «ОБЖ», используя вариативные практикоориентированные методы обучения.

Проблемы содержательного характера. В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций.

Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах.

Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

Проблемы методического характера. Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Значительные трудности на уровне основного общего образования связаны с использованием имеющихся учебников и методических материалов, которые рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При этом примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Подобное рассогласование базовой учебно-методической литературы и структурно-логической модели учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.

Негативное влияние на преподавание учебного предмета оказывает целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Оценка сформированности компетенций в рамках учебного предмета «ОБЖ» проводится с помощью материалов для контроля, ориентированных на проверку в основном дидактической составляющей.

Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практико-ориентированности предмета.

Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.

3. Конструирование урока ОБЖ

Российская педагогическая наука рассматривает урок как форму организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях при классно-урочной системе обучения. Несмотря на то что уроку уже более 400 лет, изменились взгляды на учебные взаимоотношения учителя и обучающегося, широко внедряются в образовательный процесс новые информационные технологии, урок до сих пор остаётся ключевой частью современного процесса обучения.

В настоящее время сложились общие требования, которым должен отвечать качественный урок:

  • гуманистические принципы воспитания обучающихся, постановка лишь тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  • чёткое определение целей урока, целесообразная реализация дидактических принципов и правил, их оптимальное соотношение;
  • использование последних достижений науки и образовательной практики, организация урока на базе закономерностей учебно-воспитательного процесса, активное выделение межпредметных связей, логики предмета и целостности научного знания;
  • обязательное создание условий, необходимых для продуктивной воспитательной, познавательной и развивающей деятельности обучающихся с непременным учётом их индивидуальных особенностей, потребностей, интересов и наклонностей, создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания;
  • рациональное информационное насыщение урока, системность и аргументированность подачи учебного материала, эмоциональность;
  • тщательное прогнозирование и чёткое планирование каждого урока, разумное и эффективное использование различных педагогических средств, форм и методов обучения;
  • неразрывная связь с повседневной действительностью, преемственность знаний и опора на фактический уровень развития и имеющийся опыт обучающихся;
  • актуализация знаний и мотивация обучающихся на обучение, практико-ориентированность, выработка необходимых знаний, умений и навыков, формирование практических компетенций, логических приёмов мышления;
  • воспитание гражданской идентичности, формирование умения самостоятельного приобретения знаний, осознанной потребности продолжить саморазвитие и самосовершенствование;
  • создание и поддержание условий оперативной обратной связи, эффективного контроля и управления;
  • обязательный самоанализ проведённого урока и его коррекция.

Современным и интересным урок делают не сами по себе различные технологические новшества и инновационные цифровые технологии, а их умелое внедрение в каждую клеточку образовательного процесса, организация тесного учебного сотрудничества на основе открытого, доступного и самостоятельного выбора обучающихся.

Основываясь на современной парадигме образовательного процесса, можно выделить основные критерии нового урока:

  • главный объект и субъект урока - обучающиеся;
  • учитель выступает не как авторитарный источник знания, а как помощник и проводник обучающихся к новому знанию;
  • учитель доказывает принципиальную необходимость, актуальность учебного материала для обучающихся;
  • учитель создаёт проблемные учебные ситуации, организует групповую деятельность обучающихся по самостоятельному коллективному поиску верного решения, его свободному обсуждению и презентации, непрерывно управляет учебной деятельностью обучающихся;
  • учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, безусловный учёт вопросов здоровьесбережения;
  • учитель использует дифференцированный подход, учитывает индивидуальные особенности обучающихся;
  • учитель обеспечивает условия открытости и доступности обратной связи с обучающимися;
  • учебные задания носят характер творческого самостоятельного поиска, репродуктивные задания сведены к минимуму;
  • учебные задания предполагают гибкое применение современных информационно-коммуникационных технологий и могут быть использованы при дистанционном обучении;
  • учебные задания насыщены практико-ориентированными ситуациями, которые отрабатываются обучающимися в личностно-деятельной и групповой формах;
  • учебные задания построены в форме индивидуально-групповой исследовательской работы (проекта).

Современный урок по ОБЖ должен соответствовать выделенным критериям, а алгоритм его конструирования должен включать несколько этапов:

  • Определение целей, планируемых результатов урока (место и роль урока в теме, модуле) и его типа.
  • Определение структуры урока (этапы и их последовательность).
  • Определение характера деятельности обучающихся по этапам урока.
  • Отбор учебного материала и распределение его по этапам, планирование возможного образовательного результата.
  • Отбор методов обучения и форм организации учебной деятельности обучающихся.
  • Соотнесение структуры урока с этапами формирования компетенций, проведение мысленного самоанализа урока.
  • Разработка технологической карты урока с учётом его возможной коррекции.

Что касается типа урока, то в зависимости от образовательных задач целесообразно выделить:

  • Урок изучения новых знаний. Предназначен для формирования у обучающихся опыта усвоения знаний как начального этапа в овладении компетенциями (установление свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов и т.д.).
  • Урок закрепления знаний и умений. Предназначен для формирования у обучающихся опыта репродуктивной деятельности (овладение компетенциями и опытом их применения в стандартных ситуациях по образцу).
  • Урок применения знаний и умений. Предназначен для формирования у обучающихся опыта деятельности (на репродуктивном, эвристическом и творческом уровнях) по овладению компетенциями на всех уровнях их применения.
  • Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Предназначен для формирования у обучающихся опыта ценностных отношений (умений применять компетенции в индивидуальной и совместной деятельностно-познавательной, коммуникативной деятельности).
  • Урок контроля знаний, умений, навыков. Предназначен для формирования у обучающихся опыта усвоения знаний, опыта деятельности и опыта отношений (проверка умений использовать компетенции на репродуктивном, эвристическом и творческом уровнях).

Выбор типа урока будет напрямую зависеть от его целей. Например, если предстоит первый урок по новой теме, то следует говорить об уроке изучения новых знаний, а если целью является проверка уровня овладения компетенцией, то следует конструировать урок контроля знаний, умений, навыков.

При определении структуры урока следует руководствоваться общеизвестным перечнем его типовых этапов:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока;
  • изучение новых знаний;
  • закрепление новых знаний и умений;
  • обобщение и систематизация знаний, умений, навыков, опыта деятельности, ценностей;
  • контроль, само- и взаимоконтроль;
  • подведение итогов урока, рефлексия;
  • инструктаж о домашнем задании.

При отборе учебного материала необходимо за основу брать учебник по ОБЖ, нормативно-правовую базу в области обеспечения безопасности и официальные ресурсы организаций, отвечающих за различные направления комплексной безопасности населения и территории Российской Федерации.

Следует учитывать, что содержание учебного материала необходимо соотнести не только с целями конкретного этапа и урока в целом, но и с ведущими идеями предмета ОБЖ.

При выборе методов обучения и форм организации учебного взаимодействия следует учитывать характер деятельности обучающихся на конкретных этапах урока. Применяемые педагогические техники должны обеспечивать реализацию системно-деятельностной парадигмы ФГОС, учёт практико-ориентированности предмета ОБЖ и достижение целей этапов и урока в целом.

Например, возможными приёмами формирования рабочей атмосферы, создания у обучающихся настроя на учебную деятельность в ходе проведения организационного момента могут быть:

  • рифмованное начало урока, например, с элементами театрализации, с загадками, пословицами, поговорками;
  • прослушивание короткого аудиофайла, например, содержащего запись звука сирены пожарной машины, сигнала «Внимание всем» и др.;
  • эпиграф к уроку, высказывания известных, выдающихся людей, относящиеся к теме урока;
  • представление карточек, фотографий, слайдов, например, сверстников, ведущих здоровый образ жизни и нарушающих его;
  • постановка учебной задачи в форме проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

При проверке домашнего задания могут применяться:

  • фронтальный письменный опрос;
  • проверка отработки задания в рабочей тетради, представление отработанного задания несколькими обучающимися;
  • выборочный устный опрос;
  • само- и взаимопроверка;
  • опрос, касающийся затруднений и неясностей, которые были обнаружены во время выполнения домашнего задания.

Формами организации изучения новых знаний могут быть:

  • фронтальная работа с опорой на учебник;
  • групповая работа с использованием раздаточного материала, информационно-коммуникационных технологий;
  • парная (групповая) работа с заранее подготовленным комплектом учебных материалов;
  • самостоятельная работа под руководством учителя: сбор, обработка, анализ и обобщение учебного материала и др.;
  • индивидуальное (коллективное) решение учебных заданий, кейсов, ситуационных задач и др.

Оптимальной формой учебной работы для закрепления знаний и умений, их обобщения и систематизации, а также достижения метапредметных результатов освоения содержания является групповая работа.

Она предусматривает:

  • изменение роли и функций педагога: он становится не учителем, а наставником (проводником к знаниям);
  • изменение статуса обучающихся, закрепление за ними роли полноправного субъекта образовательного процесса;
  • атмосферу свободы, самостоятельности и коллективного принятия решения;
  • учёт различных мнений и выработку общего решения, обширную возможность само- и взаимооценки;
  • широкую возможность формирования метапредметных результатов освоения программы по ОБЖ.

Каждая форма организации учебного взаимодействия и каждое учебное задание должны включать элементы, направленные на формирование универсальных учебных действий, например:

1) познавательных:

  • исследовательские проекты;
  • задачи на классификацию, анализ и оценивание;
  • проведение опытов и практических исследований;
  • выполнение теоретических задач, связанных с поиском, обобщением, анализом и обработкой данных;
  • разработка виртуальных моделей и наглядных макетов;
  • смысловое чтение;

2) регулятивных:

  • постановка цели и задач;
  • уяснение задачи и оценка ситуации;
  • выработка замысла и принятие решения;
  • планирование и построение учебной маршрутной карты;
  • прогнозирование и самокоррекция;
  • само- и взаимоконтроль;

3) коммуникативных:

  • организация и осуществление учебного сотрудничества;
  • обмен учебной информацией;
  • групповые ситуационные задачи и игры.

При этом распределение заданий в процессе изучения ОБЖ должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.

В ходе конструирования урока его структуру необходимо соотнести с известными этапами (психолого-педагогическим циклом) формирования компетенций у обучающихся:

  • Знать (способен запоминать и воспроизводить).
  • Понимать (способен интерпретировать, приводить пример, классифицировать, суммировать, делать логический вывод и объяснять).
  • Применять (способен использовать и осуществлять).
  • Анализировать (способен выделять, систематизировать и характеризовать).
  • Синтезировать (способен объединять, комбинировать, планировать и регулировать).
  • Оценивать (способен определять и выбирать).

Это позволит выбрать оптимальные виды возможных учебных заданий и их целесообразное содержание, вплоть до формулировок учебных вопросов.

4. Формы внеурочных занятий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности.

Цели внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
  2. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  6. Организация информационной поддержки обучающихся.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.

Основные принципы организации внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:

  • углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
  • формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК.

Осуществляя работу, важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • общественно-полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;
  • современность содержания и форм внеурочной деятельности;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
  • сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
  • системность, непрерывное развитие внеурочной работы.

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.

II уровень: на этом уровне главное - развить и поддержать интерес обучающихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности обучающихся.

III уровень: самостоятельная деятельность обучающихся при решении различных проблем.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.

Внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств. При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД, медицинскими работниками.

Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по предмету ОБЖ.

Формы внеурочной работы

Систематические формы

Эпизодические формы

кружки

олимпиады по ОБЖ

факультативы

предметные недели

конкурсы, викторины

походы экскурсии

проведение месячников по обучению населения в области ГО и ЧС

участие в различных акциях

коллективные тематические просмотры фильмов

экскурсионные поездки

недели безопасности

городские мероприятия по курсу ОБЖ

тематические классные часы

выставки

соревнования, дни здоровья

родительские собрания

Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя и заинтересованности школьников. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Формы внеурочной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности обучающихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.

Методы организации внеурочной работы

Работа на природе

Работа с литературой

Игровая деятельность

экскурсии

подготовка рефератов

олимпиады

походы

подготовка докладов

деловые игры

наблюдения

выпуск газет и стендов

викторины

соревнования

выпуск буклетов, памяток, листовок

конкурсы

Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.

Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:

  • повышение качества знаний и умений школьников;
  • интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
  • рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
  • повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам;
  • приобретение умений работы с различными источниками информации;
  • повышение общего уровня культуры школьников.

Прежде чем реализовать программу по внеурочной деятельности, необходимо прописать ожидаемые результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между учеником и педагогом, семьёй и школой.

А теперь познакомимся с принципами организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
  • Внеурочная деятельность в школе подчиняется следующим условиям:
  • количество часов учебного плана;
  • форма организации занятий отличная от урочной;
  • связь с урочной деятельностью;
  • выход на личностные, предметные и метапредметные результаты;
  • часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку.

Характеристика форм внеурочной деятельности по предмету ОБЖ

Кружки.

Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы обучающихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников.

Факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеурочные.

К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеурочным - экскурсии, практические работы. Факультативы должны способствовать решению следующих задач:

  • формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека;
  • определение способов защиты от них, а также ликвидирование негативных последствий и оказание само- и взаимопомощи в случае проявления опасности;
  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Олимпиады

Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками ОБЖ как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады по ОБЖ служат решению задач профориентационной работы с обучающимися.

Викторины и игры по ОБЖ

Одними из популярных и любимых у обучающихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения курса ОБЖ. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

Предметная неделя по ОБЖ

Неделя ОБЖ в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов, открытые мероприятия и т.д.

Основная задача проведения предметной недели - развитие интереса у обучающихся к курсу ОБЖ, профессиональная ориентация на профессии, связанные с безопасностью во всех областях, воспитание любви к своей Родине.

Школьные издания по ОБЖ

Трудно себе представить внеклассную работу по ОБЖ без выпуска стенных газет.

Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

Экскурсии

Это форма организации учебной работы, при которой обучающиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения. В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд дидактических функций:

  • реализует принцип наглядности обучения;
  • повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;
  • расширяет технологический кругозор учащихся;
  • играет значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

  • вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового материала;
  • итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.

По содержанию экскурсии по курсу ОБЖ могут подразделяться на производственные, краеведческие, естественно-научные и т.д. в зависимости от изучаемой темы.

Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация последовательной деятельности обучающихся, средства, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления обучающихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.).

Проектная деятельность

Включение школьников в проектную деятельность по ОБЖ помогает ориентировать их на понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность во внеурочной деятельности по предмету углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у обучающихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные
  • способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении обучающихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Тематика проектов должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "ОБЖ", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы безопасности, правил поведения в ЧС, и т.д. В начале учебного года учитель знакомит обучающихся с темами проектов и предлагает их для реализации. Приведем примерный перечень проектов по ОБЖ.

  • «Предмет ОБЖ в сказках».
  • «Вредные привычки».
  • «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».
  • « Экологические проблемы современности».
  • «Безопасность детей на улицах и дорогах».
  • «Берегись бед, пока их нет!».

Особенность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Каждый учитель иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.