1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы «Правовой клуб» (далее - Программа) разработано с учетом следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N2 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.11.2018 N2 52831).
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 N2 28
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N2 61573);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N2 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...») (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N2 62296) (Таблица 6.6 Требования к организации образовательного процесса);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N2 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 N2 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав МБОУ «Гимназия N2 2».
- ицензия МБОУ «Гимназия N2 2» на образовательную деятельность.
Программа адаптирована с учетом особенностей учащихся МБОУ «Гимназия N2 2». Специфика данной программы заключается в том, что она составлена на основе курса, рассчитанного на учащихся 10 классов и включает занятия, ориентированные на реализацию практических умений и навыков работы с правовой информацией при выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности. При этом актуальным остается интеграция общего и дополнительного образования.
Цель Программы: создание условий для формирования и развития правовых, исследовательских, коммуникативных умений и навыков учащихся.
Содержание Программы соответствует:
- достижениям системы современного образования;
- современным образовательным технологиям, отраженных в принципах обучения;
- формам и методам обучения;
- методам контроля и анализу результатов деятельности подростка;
- средствам обучения.
Программа направлена на:
- формирование правовой культуры подростка;
- создание условий для развития личности подростка;
- развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия подростка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- cоздание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой реализации самореализации личности подростка.
Цель Программы реализуется в следующих задачах:
Задачи |
Результат по задаче |
Педагогический контроль по задаче |
|
1. |
Образовательная: освоение и применение правовых знаний |
Предъявление полученных знаний в виде стендовых докладов, буклетов, рефератов. |
1. Входящий контроль для определения уровня правовых знаний.
|
2. |
Развивающая: умение самостоятельно
|
1. Демонстрация умения самостоятельного анализа правовых документов.
|
1. Проведение мероприятий на правовую тематику.
|
3. |
Воспитательная: |
Освоение национальных ценностей России через изучение нормативно-правовых документов. Данный результат находит отражение в творческих работах учащихся, формировании правовой культуры. |
Выявления уровня развития гражданственности и патриотизма как социально-значимых ценностей, включая тестирование с привлечением
педагога-психолога |
Программа построена на основе принципа разноуровневости и предоставляет учащимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей и мотивации. Содержание и предлагаемые задания, предметный материал программы организован в соответствии со следующими уровнями сложности:
- Базовый уровень (участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний).
- Высокий (продвинутый) уровень (участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, специализированных предметных знаний).
Критериальные подходы к реализации разноуровневой программы:
- разработка индивидуального маршрута для учащихся;
- использование сетевых форм взаимодействия;
- внедрение гибких учебных форм (игры, групповая творческая работа, проектный и исследовательский методы);
- работа с одаренными детьми.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Возраст учащихся |
16-17 лет |
Общее количество часов в год |
34 часа |
Периодичность проведения занятий |
1 раз в неделю |
Продолжительность одного занятия |
40 минут |
Нормы наполнения группы |
10-12 человек |
Вид организации учебно-воспитательного процесса |
групповая |
Форма организации учебной деятельности | кружок |
Вид группы | профильная |
Особенности набора | по индивидуальному запросу |
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие правовых, исследовательских, коммуникативных навыков учащихся, формирование информационной базы (накопительной папки); демонстрация учащимися полученных навыков на ученических конференциях, при создании творческих мини-проектов, буклетов, правовых справочников, работа с правовыми текстами.
Планируемые результаты освоения программы:
В личностном направлении:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; толерантность; правовая культура.
В метапредметном направлении:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с учащимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Регулятивные УДД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную.
Познавательные УДД:
- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для вьшолнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения правовых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
В предметном направлении:
- проводить сравнительный анализ различных подходов при решении правовых вопросов; сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права; оценивать тенденции развития права на современном этапе; понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму; толковать государственно-правовые явления и процессы.