На этапе развития современного, инновационного общества мультимедийные средства играют большую роль в жизни любого человека (рекламные мониторы, кинотеатры, навигационные системы и пр.). Неудивителен тот факт, что подрастающее поколение свободно владеет навыками пользования средствами мультимедиа в обычной жизни, начиная еще с ранних лет.
Понятие "мультимедиа" является многогранным и занимает важное место в процессе информатизации образования. "Мультимедиа" (от англ. multi - много и от лат. media - носитель, средство, среда, посредник) часто употребляется как аналог термина "средства массовой коммуникации" (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет) [5].
В общепринятом определении "мультимедиа" - это специальная интерактивная технология, которая с помощью технических и программных средств обеспечивает работу с компьютерной графикой, текстом, речевым сопровождением, высококачественным звуком, статичными изображениями и видео [1, с.385].
Многие исследования и наблюдения доказывают, что современные учащиеся начальной школы на интуитивном уровне понимают условия пользования различными гаджетами для достижения личных целей. Такая непринужденность в эксплуатации электронных средств вызвана стандартным интерфейсом в оборудовании: наличие типичных отметок, таргетирование, подходящее интересам детей, системы определенных подсказок, которые выстраиваются в логическую цепь использования электронного оборудования.
Таким образом, внедрение мультимедиа средств в процесс обучения младших школьников будет гармоничным способом мотивации и привлечения детей к работе на уроках. Благодаря непосредственной работе с мультимедийными средствами, учащиеся будут выступать субъектами учебной деятельности.
В современных научно-педагогических источниках акцентируется внимание на высоком потенциале мультимедийных средств (Н.А.Савченко, О.Г.Молянинова, О.В.Шлыкова и др.). В частности, в работах О.Г.Моляниновой раскрыты педагогические условия применения медиаобразования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей [3]. Отдельные аспекты использования информационных технологий в практике начальной школы исследовались в трудах О.И.Шиман [7].
Помимо этого, опыт использования мультимедиа средств применяется на уроках информатики, данные программы реализованы во всех УМК. Так же, на учительских сайтах представлены различные инновационные разработки учителей в области применения мультимедиа средств на уроках математики, окружающего мира, русского языка и литературного чтения.
Внедрение мультимедиа на уроках в начальной школе увеличит процесс обучения на более высокий уровень за счет использования различных способов представления информации (высококачественная графика и анимация, видео- и звуковое сопровождение текстов, презентации и различные редакторы).
Понятие «мультимедиа» в различных источниках трактуется по-разному: как взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения; данные, которые включают у себя разные формы естественной для человека информации (звук и видео); одновременное использование разных форм представления информации и ее обработка в единственном объекте контейнере. В контексте нашей исследуемой проблемы мы понимаем термин мультимедиа как автономный вид компьютерной технологии, который включает в себя как визуальную информацию (фото, видео, текст), так и динамическую,- музыка, видеофрагмент, анимация.
Затрагивая мультимедийные средства обучения необходимо выделить функции, которые они выполняют в процессе обучения младших школьниках на уроках. Контент-анализ трудов А.Савкисяна [6], И.В.Гребенева [2] позволил определить следующие функции: информационная, аналитическая, познавательная, нравственно-воспитательная, воздействующая, гедонистическая.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что мультимедиа средства содержат в себе особенности, которые положительно влияют на образовательный процесс в начальной школе. Такими особенностями являются:
- информационная насыщенность ресурса;
- органическое сочетание учебной и игровой составляющих мультимедиа;
- интерактивность программных средств;
- наличие удобных средств навигации по мультимедиа продукту;
- фиксация личных достижений школьников в процессе работы на уроке и во время проведения внеклассных мероприятий.
Используя такие особенности, мультимедийность в процессе работы облегчает процесс восприятия, понимания, запоминания наиболее ярких образов, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» учащихся в виртуальный мир на любом уроке, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о увиденном или услышанном.
Учитывая роль мультимедийных средств в образовательном процессе начальной школы, считаем необходимым на основе анализа работ О.В.Шлыковой [8], М.И.Гребневой [2] выделить аппаратные и программные средства.
Программные средства мультимедиа включают у себя мультимедийные дополнения и средства создания мультимедийных приложений. Так, на уроках можно использовать мультимедиапрезентацию, слайд шоу, виртуальную экскурсию, так же, положительное влияние оказывают мультимедиа-тренажеры, мультимедийные Internet ресурсы.
Использование мультимедийных средств в учебном процессе начальной школы требует учета ряда факторов:
- особенности психофизиологического развития младших школьников;
- особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках;
- требования к внедрению мультимедиа на уроке (требования к оборудованию компьютерных классов или к использованию ноутбуков в классе; к организации работы учащихся с мультимедиа продуктами; эргономичные требования к мультимедиа продуктам; требования к содержанию учебного материала в электронном ресурсе).
Таким образом, использование различных видов мультимедийных средств позволяет педагогически обоснованно использовать мощные дидактичные возможности мультимедиа в начальном звене образования. Кроме этого, мультимедиа позволит достигнуть оптимальной структуры урока, индивидуализировать процесс обучения с одной стороны. С другой, - применение мультимедиа положительно влияет на мотивацию обучения за счет новизны деятельности.
Список использованной литературы
- Академический толковый словарь русского языка. Том 2 / Отв. ред. Л.П.Крысин. - М.: Издательский дом ЯСК, 2016. - 672 с.
- Гребнева, М.И. Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки, 2015 - с.15-26
- Молянинова, О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) [Текст]/ О.Г. Молянинова: Монография. - Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. - 300 с.
- Николаева, Т. М. Семантика акцентного выделения [Текст] / Т. М. Николаева. - М.: Наука, 2007. - 247 с.
- Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: Humanities.edu.ru.
- Савкисян А. Медиа исследования. Средства массовой информации и журналистики. Их роль в общественной жизни [Текст]/ А.Савкисян. Ереван, 2002 - 176 с.
- Шиман О.И. Формирование основ информационной культуры будущих учителей начальной школы: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. пед. наук: 13.00.02. "Теория и методика обучения "/ О.И.Шиман. - К., 2009. - 20 с.
- Шлыкова О.В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности для учебного курса в гуманитарном вузе [Текст]/О.В.Шлыкова // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. М. 2003. C. 144-152.