Развитие речи – развитие личности школьника

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники


Труд учителя нелегок, но нелегок труд и того, кого он учит. Учитель должен стремиться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями. Одно из достижений творчески работающего учителя и есть понимание мира школьника, умение видеть мир его глазами. И этот учитель всегда помнит, что главная фигура в процессе обучения - каждый ученик класса. О нем нужно думать, о нем заботиться, для него жить и работать. Потому-то и перестройку урока надо начинать с главного- с выбора точной дидактической стратегии, направленной на развитие духовного потенциала ребенка. А для этого учитель должен не только хорошо знать своих питомцев, но и помогать им « расти» на каждом уроке, будить их мысль, укреплять внимание и память, увлекать неизведанными тайнами. И долг учителя - прислушаться к голосу каждого ученика, поддержать робкого заставить класс слушать его, если надо помочь, но помочь по-товарищески, одобрив и его мнение, заставив прислушаться к товарищам, поучиться у них. «Не мешайте, Таня думает! Не спешите поднимать на руки! Таня выскажет свою мысль, тогда и вы выступите»- эти гуманные правила взаимопонимания должны выполнять учащиеся на каждом уроке, веря в способности каждой личности.

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом» - так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, открыть новые законы математики, природы. И главное - выразить свою мысль словом. А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные. Одним из важных видов таких упражнений является пересказ текста. На примере одного урока проведения изложения покажу, как может проходить работа во 2 классе по обогащению словаря учащихся в целом.

Тема урока: «Изложение текста повествовательного характера с элементами описания по коллективно составленному плану. Упражнения в правописании окончаний прилагательных». Цель урока: сформировать у детей умения делить текст на части, определять основную мысль текста, составлять рассказ-повествования с элементами описания по коллективно составленному плану, развивать желание высказывать свое отношение к описываемым событиям, научить давать оценку рассказу товарища, воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

На уроке использовались: сборник текстов для изложений в начальных классах, составленный В.И.Яковлевой, «Орфографический словарик» П.А.Грушникова, рисунок « Колокольчики», аппликации «Желтенький лужок» и «Пестрый луг».

В начале урока проводиться проводится проверка домашнего задания. Дома дети должны были составить рассказ - описание дерева весной (учащиеся получили задание наблюдать за этим деревом), подчеркнуть в тексте словосочетания «существительное прилагательное», устно указать грамматические признаки прилагательных.

Слушая рассказы своих товарищей, учащиеся отмечают, что в них изложено удачно, а что надо изменить.

Работа одного ученика, была грамотно написана, что он описал все внимательно, передал, умеет наблюдать, как рада березка весне и теплу, а использованные в тексте прилагательные делают его рассказ выразительным, интересным и красочным.

После этого были проведены каллиграфическая минутка и орфографическая подготовка к изложению. Учащиеся писали слова, вставляя в них пропущенные букв: с..неют, уд..вился и тд.

- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать слова первой группы? А второй?

С помощью сигнальных карточек учащиеся объяснили, какую орфограмму они вставят и почему.

Далее дети читали текст «Колокольчики» по И.Соколову-Микитову. Все учащиеся получили задание: запомнить содержание текста, разделить текст на части, озаглавить рассказ, составить план.

Последующий анализ текста проводился по таким вопросам: чему удивился писатель когда вышел из леса на луг? Почему луг был похож на праздничный хоровод? Как колокольчики приветствовали гостя? Можно ли сказать, что мы как будто побывали на этом лугу? Как автору удалось добиться такого впечатления? Какие слова особенно помогли понять и увидеть эту картину?

Следующим этапом было вторичное чтение текста по частям и коллективное составление плана.

Вот такой был план составлен:

  1. Сколько цветов!
  2. Праздничный хоровод.
  3. Милые колокольчики приветствуют гостя.

После одобрения план учащиеся устно пересказывали тест по плану. Перед пересказом спросила:

От чего имени введется рассказ? (От имени писателя)

Значит, в своих пересказах будете вести повествование от имени писателя И.Соколова-Микитова.

На доске написала слова - писатель, автор, гость.

- Зачем написала слова эти?

- Эти слова помогут нам избежать повторения слова писатель.

Во время пересказа внимание учащихся направляется не на запоминание произносимого товарищем текста, а на его анализ.

Учащиеся отмечают, что один из них, хорошо описывает колокольчики, они, эти милые цветы луга, кланяться, приветствуют гостя. Он последовательно, по плану ведет пересказ, в тексте у него есть свое заключение.

После пересказа и его анализа учащиеся приступают к описанию изложения по коллективно составленному плану. С целью развития у детей памяти, орфографической зоркости обращаю внимание на правописание слов, которые были даны во время орфографической подготовки, разрешаю им пользоваться орфографическими словариками, а в трудных случаях - обращаться за помощью ко мне.

Чтобы развить у детей творческие способности, предлагаю им дифференцированные задания (задания на карточках). Так одному из учащиеся предложила включать в изложение описание колокольчиков:

Над лугом слышаться легкий серебристый звон. Это пробежал ветерок. И закивали, закачались головки колокольчиков.

Вот у еще одного получилось так:

Белеют ромашки, желтеют одуванчики и т.д.

У него очень хорошо получилось описать точно колокольчики, даже получилось очень красочно.

Группе учащихся предложила другое задание: написать свое заключение к изложению и высказать свое отношение к описываемому.

Например одному, предложила высказать свое отношение с помощью таких слов: Но все чаще встречаются луга и лужайки без колокольчиков…и тд.

Он хорошо справился с этим заданием, написал: Вот белеют ромашки, белеют по травке... и тд.

Предлагаю и другие задания учащимся.

Двоим, предлагаю план изложения в форме вопросительных предложений (план написан на карточках):

1. Чему удивился писатель, когда вышел из лесу на луг? И т.д.

Грамматические задания даю тем детям, которые раньше других справляются с работой (задания написаны на карточках):

Выписать из текста два словосочетания: «Прилагательное + существительное», указать число, в единственном числе - род, выделить окончание прилагательных.

На следующем уроке провожу редактирование текстов. Учащиеся дают оценку лучших работ, помогают тем, у кого встречались ошибки.

- Какими вы представляете себе луг, описанный И.Соколовым-Микитовым? - спрашиваю - А бывает ли луг другого цвета? Послушайте стихотворение:

…Ну а луг какого цвета?
Можешь ты ответь мне?
Ты, ничуть не удивленный, разу скажешь: «Луг…(зеленый)».
Если в майский день пришёл ты,
Чуть с полей сбежал снежок,
Ты увидишь жёлтый-жёлтый
Ослепительный лужок.

- Почему пожелтел луг? (Показываю аппликацию «Желтенький лужок») А может ли луг быть красным или белым? Если человек умеет смотреть и видеть, он наблюдателен, он открывает тайны природы, - говорю я. И одна из учащихся, заметила эту тайну и написала рассказ. Вот он:

Подснежник

Разбудило солнышко лес. Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Из земли показалась зеленая стрелочка. На ней расцвел голубой колокольчик. Смотрит на снег и удивляется.

Своим рассказом она и подсказала нам домашнее задание: дать описание картины весны, которую увидели, которая вас удивила, понравилась вам.

Так выполнение речевых упражнений сочетается с разнообразной работой, направленной на воспитание у детей наблюдательности, любви к природе, эстетических чувств и в целом - на развитие их личности.