Цели: Выявить знание детей из областей нравственной, духовной и этической культуры вокруг понятия «считаться современным» и «идти в ногу со временем».
Задачи:
Образовательные:
- формирование ценностей гражданского общества;
- применять свои суждения и взгляды в жизни;
- повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;
- формирование устойчивой жизненной позиции;
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
Развивающие:
- развивать умения работы с различной литературой;
- умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
- продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.
- развивать память, внимание, логическое мышление, групповую деятельность
Предварительная работа:
- Проработана литература.
- Подготовлены карточки.
- Подобранны фонограммы.
- Создание наглядной мультимедийной продукции /презентация/.
- Ребятам дается задание:
- провести опрос в популярных соцсетях о пользе и вреде «мировой паутины»;
- провести опрос о модных тенденциях среди друзей и одноклассников
Оборудование:
- Магнитофон.
- Презентация.
- Раздаточный материал: карточки
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитатель: - Все мы - разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на занятии смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
- Ребята, попробуйте развеять мои сомнения: «считаться современным» и «идти в ногу со временем» - это понятия равносильные или нет.
- Кто считает, что понятия равноценные поставьте знак =;
- кто не может определить, поставьте ~;
- кто считает, что понятия разные - .
Ответы детей
Воспитатель: - Что означает понятие «современный»?
Современный - относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе (Словарь русского языка: В 4-хт. Т.4.- М., 1984.- с.177).
- А что входит в понятие «идти в ногу со временем».
- Действовать, поступать, развиваться согласно требованиям времени, не отставать в каком либо отношении. (Учебный фразеологический словарь).
- Придерживаться современных взглядов. (ЗС 1996, 473 … Большой словарь русских поговорок).
Воспитатель: - Вы заметили, что эти понятия, раскрытые в словарях, в чем-то схожи? Итак, тема нашего занятия «Идти в ногу со временем или считаться современным?»
- Вы обратили внимание, что у нас есть две корзины с надписями: «современный человек» и «человек, идущий в ногу со временем». Они приготовлены для проведения голосования в четыре этапа, соответствующих разделам темы. После обсуждения каждого раздела я произношу «Голосуем!». За 10 секунд Вы для себя должны определить, к какой категории вы хотели бы относиться, и положить свою фишку в соответствующую корзину.
II. Введение в тему
Воспитатель: - Перед вами лежат карточки, в которых перечислены качества человека. Вам нужно выбрать качества, которые относятся к человеку современному и человеку, идущему в ногу со временем.
- Ведет здоровый образ жизни
- модный
- образованный
- культурный
- информированный
- идет в ногу со временем
- продвинутый
- употребляет нецензурные выражения
- знает нецензурные выражения, но не употребляет;
- имеет татуировки и пирсинг;
- «душа компании».
Ответы детей.
Интернет-ответы.
III. Основная часть
Воспитатель: - Понятие современности у каждого человека свое.
- Давайте с вами разберемся, в каком возрасте человек может быть современным? А идти в ногу со временем?
Ответы детей.
Воспитатель просит подняться и выйти в центр группы 6 ребят в разной одежде.
- Ребята, кого из этих молодых людей вы считаете современным и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте представим такую ситуацию. Вы встречаете на улице совершенно незнакомого человека, и он привлек ваше внимание внешним видом, сдержанностью манер, вежливостью обращения, соразмерностью в модной одежде, безупречной прической. Он прошел у вас пред глазами и оставил хорошее впечатление. Вы думаете о том, что это вполне современный, достойный человек. Но человек проявляется в поступках, в действии.
Я предлагаю вам сыграть в ролевую игру. «Случай в транспорте».
Вы заходите в переполненный автобус, и кто-то вас нечаянно толкнул или наступил на ногу.
Воспитатель: - На глазах происходит метаморфоза. Исчезает сдержанность, куда-то уходит вежливость, ничего не остается от привлекательности. Не стесняясь в словах, во весь голос человек со злобным выражением лица начинает ругать соседа. Значит, этот человек только внешне выглядит современнным.
Это в большей мере относится к молодежному сленгу, сквернословию.
Таким образом, у человека внешний вид и сущность составляют единое целое.
Итак, одно из основных качеств человека XXI века должна быть Культура поведения.
- У каждого из вас на столе лежат фишки разного цвета, найдите среди них фишку, на которой указано это качество. Вы должны для себя определить, кому оно принадлежит, и опустите в соответствующую корзину.
Воспитатель: - Следующее качество, без которого невозможно представить человека XXI века. Как вы думаете, какое?
Ответы детей
Совершенно верно. Здоровый образ жизни.
Воспитатель: - Нередко можно увидеть, как мальчики и девочки по дороге в школу потягивают какое-нибудь «продвинутое» или «правильное» пиво, закусывая сигаретой. В большинстве своем выпивают и курят вовсе не потому, что им очень хочется.
Как правило, подросткам хочется казаться взрослыми, крутыми, обратить на себя внимание. Подростки считают, что они на самом деле очень прикольные и современные.
- Ребята, давайте выясним, что же подразумевается под понятием здоровый образ жизни? Я предлагаю каждому назвать по одному качеству, характеризующему ЗОЖ.
Ответы детей.
Воспитатель: - Зачастую в перечне условий, характеризующих здоровый образ жизни, не хватает самого главного - духовной составляющей. Всевозможные оздоровительные системы - это не только физические упражнения, способствующие исцелению от различных недугов, но и направлены на оздоровление психических и духовных сил. Для человека, живущего в XXI веке очень важна гармония духовного и физического развития.
- Как выдумаете, что значит духовная составляющая ЗОЖ.
Ответы детей.
Воспитатель: -Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру.
- Таким образом, физически крепкий, но слабый душой, бедный чувствами человек пасует перед трудностями в жизни. То есть такой человек не может считаться успешным.
Делаем вывод - ЗОЖ - это физическое и духовное здоровье человека.
- Я попрошу вас выбрать фишку с данным качеством и определить их в корзины.
Воспитатель: - Попробуйте отгадать слово из 4-х букв, означающее манеру одеваться и вести себя, "в которой ключевой чертой является непрерывное изменение стилей" (Е.Уилсон "Украшенный в мечтах: мода и современность", 1985).
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, мода.
- Что же лежит в основе моды? А лежат, безусловно, социальные причины: характерное для каждого человека стремление отличить себя от других. И в то же время - стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенному слою, группе населения. Поэтому-то изменчивость в моде заметнее всего в одежде.
Если человек следит за тенденциями моды, ориентируется в стилях, при этом имеет индивидуальный стиль, одевается и ведет себя сообразно обстоятельствам.
Перед вами карточки, на которых изображены люди в разной одежде. Я опрошу каждого выбрать одну каточку и ответить, почему этого человека ты считаешь модным. Он считается современным или идущим в ногу со временем.
Ответы детей.
Воспитатель: - Говоря о моде, прежде всего, хочется увидеть индивидуальность человека. Надо спросить себя: какой я, в чем моя индивидуальность, чем я отличаюсь от других? Никуда не уйти человеку от самого себя, даже в желании быть модным.
И мода тогда приходит на помощь всем и каждому: не гонитесь за мной, а приспосабливайте меня к себе. Из моды выбирайте только то, что подходит лично вам, учитывайте возраст, характер, род занятий. Тогда вы найдете в ней заботливую союзницу. Она научит скрывать, маскировать физические недостатки и подчеркнет привлекательность и современность.
- Итак, мы опять решаем, какой категории относится фишка с данным качеством.
Воспитатель: - Мы подошли с вами к важному составляющему современного человека.
Вопрос: без какого фундамент человек не может жить в XXI веке?
Ответы детей.
- Правильно, знания.
В письмах английского лорда Честерфилда к сыну, основной ценностью которых является постижение моральных глубин жизни, есть такие слова: «Коль скоро ты не заложишь фундамент тех знаний, которые тебе хочется приобрести, до восемнадцати лет, потом за всю жизнь этими знаниями не овладеешь. Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерево пока мы молоды, то когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца»
- Чтобы иметь знания нужно…….? (ответы детей)
То есть получать образование.
Воспитатель: - Мы живем в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний.
Престиж знания, престиж образования становится все более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным - значит достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением, собственной деятельностью. Для человека, живущего в XXI веке, процесс образования длится всю жизнь.
Как вы считаете, может ли человек овладеть компьютером и пользоваться интернетом без образования?
Ответы детей
Интервью участника занятия о пользе и вреде социальных сетей в интернете.
- Образование! Это качество присуще, какой категории людей: «считающими себя современными» или «идущими в ногу со временем»?
Работа с фишками.
Воспитатель: - Подошло время взглянуть в наши корзины. Что же мы там видим?
Обсуждение по результату.
- Мы с вами близимся к развязке. Я попрошу вас взять свои карточки, которые мы заполняли в начале занятия, где я просила выбрать качества, которые относятся к человеку современному и человеку, идущему в ногу со временем.
Изменилось ли у вас мнение или осталось тем же. Ваше мнение осталось тем же или изменилось?
IV. Вывод
Воспитатель: - Для того чтобы считаться современным, достаточно «формы», а чтобы идти в ногу со временем - необходимо содержание.
Из зернышка «считаться», попавшего на почву не сформировавшегося, не устоявшегося сознания личности, вырастают две разновидности примитивного прожигания жизни. Первая - «интеллектуальные обыватели», Человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, воспринимающий внешнюю - показную - сторону культуры. Вторая - «центровые мальчики и девочки», «хиппующие» невежды.
Их «современность» слетает при первом же серьезном жизненном испытании: они не выдерживают испытания на прочность.
Умение преодолевать трудности, бороться с недостатками, проявлять инициативу в критической ситуации, быть продвинутым и прогрессивным во всем, брать ответственность на себя - это человек, идущий в ногу со временем.
Воспитатель: - Я предлагаю вам батл. А знаете ли вы, что означает это слово?
Ответы детей
- Какой батл вы выберете? Спортивный, камедибатл, поэзия, музыка?
Дети совещаются.
- Итак, вы выбрали музыкальный батл. Очень интересную форму - РЭП.
- Смотрим!
Воспитатель: Браво!!!
Вот на такой музыкальной и позитивной ноте наше занятие закончено. Успехов вам в достижении целей.
Использованная литература
- Будкин А. К какой пристани плыть? // Мы. - 2004.- №4.-с.80-90.
- Гайдай Н. Направление, в котором мы движемся // Мы.- 2003.-№11-12.-с.58-64.
- Жуховицкий Л.А. Помоги своей судьбе.- М., 1987
- Как построить свое «Я». - М., 1991
- Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2000
- Новый иллюстрированный энциклопедический словарь.- М., 2000
- Пекелис В. Как найти себя: Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше. - М., 1989
- С чего начинается личность. - М., 1983
- Словарь по этике. - М., 1981
- Интернет-ресурсы.