Конспект открытого занятия для разновозрастной группы детей. Тема: «Идти в ногу со временем или считаться современным»

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


Цели: Выявить знание детей из областей нравственной, духовной и этической культуры вокруг понятия «считаться современным» и «идти в ногу со временем».

Задачи:

Образовательные:

  • формирование ценностей гражданского общества;
  • применять свои суждения и взгляды в жизни;
  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;
  • формирование устойчивой жизненной позиции;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.
  • развивать память, внимание, логическое мышление, групповую деятельность

Предварительная работа:

  • Проработана литература.
  • Подготовлены карточки.
  • Подобранны фонограммы.
  • Создание наглядной мультимедийной продукции /презентация/.
  • Ребятам дается задание:
    • провести опрос в популярных соцсетях о пользе и вреде «мировой паутины»;
    • провести опрос о модных тенденциях среди друзей и одноклассников

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Презентация.
  • Раздаточный материал: карточки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитатель: - Все мы - разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на занятии смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

- Ребята, попробуйте развеять мои сомнения: «считаться современным» и «идти в ногу со временем» - это понятия равносильные или нет.

  • Кто считает, что понятия равноценные поставьте знак =;
  • кто не может определить, поставьте ~;
  • кто считает, что понятия разные - .

Ответы детей

Воспитатель: - Что означает понятие «современный»?

Современный - относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе (Словарь русского языка: В 4-хт. Т.4.- М., 1984.- с.177).

- А что входит в понятие «идти в ногу со временем».

  1. Действовать, поступать, развиваться согласно требованиям времени, не отставать в каком либо отношении. (Учебный фразеологический словарь).
  2. Придерживаться современных взглядов. (ЗС 1996, 473 … Большой словарь русских поговорок).

Воспитатель: - Вы заметили, что эти понятия, раскрытые в словарях, в чем-то схожи? Итак, тема нашего занятия «Идти в ногу со временем или считаться современным?»

- Вы обратили внимание, что у нас есть две корзины с надписями: «современный человек» и «человек, идущий в ногу со временем». Они приготовлены для проведения голосования в четыре этапа, соответствующих разделам темы. После обсуждения каждого раздела я произношу «Голосуем!». За 10 секунд Вы для себя должны определить, к какой категории вы хотели бы относиться, и положить свою фишку в соответствующую корзину.

II. Введение в тему

Воспитатель: - Перед вами лежат карточки, в которых перечислены качества человека. Вам нужно выбрать качества, которые относятся к человеку современному и человеку, идущему в ногу со временем.

  • Ведет здоровый образ жизни
  • модный
  • образованный
  • культурный
  • информированный
  • идет в ногу со временем
  • продвинутый
  • употребляет нецензурные выражения
  • знает нецензурные выражения, но не употребляет;
  • имеет татуировки и пирсинг;
  • «душа компании».

Ответы детей.

Интернет-ответы.

III. Основная часть

Воспитатель: - Понятие современности у каждого человека свое.

- Давайте с вами разберемся, в каком возрасте человек может быть современным? А идти в ногу со временем?

Ответы детей.

Воспитатель просит подняться и выйти в центр группы 6 ребят в разной одежде.

- Ребята, кого из этих молодых людей вы считаете современным и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте представим такую ситуацию. Вы встречаете на улице совершенно незнакомого человека, и он привлек ваше внимание внешним видом, сдержанностью манер, вежливостью обращения, соразмерностью в модной одежде, безупречной прической. Он прошел у вас пред глазами и оставил хорошее впечатление. Вы думаете о том, что это вполне современный, достойный человек. Но человек проявляется в поступках, в действии.

Я предлагаю вам сыграть в ролевую игру. «Случай в транспорте».

Вы заходите в переполненный автобус, и кто-то вас нечаянно толкнул или наступил на ногу.

Воспитатель: - На глазах происходит метаморфоза. Исчезает сдержанность, куда-то уходит вежливость, ничего не остается от привлекательности. Не стесняясь в словах, во весь голос человек со злобным выражением лица начинает ругать соседа. Значит, этот человек только внешне выглядит современнным.

Это в большей мере относится к молодежному сленгу, сквернословию.

Таким образом, у человека внешний вид и сущность составляют единое целое.

Итак, одно из основных качеств человека XXI века должна быть Культура поведения.

- У каждого из вас на столе лежат фишки разного цвета, найдите среди них фишку, на которой указано это качество. Вы должны для себя определить, кому оно принадлежит, и опустите в соответствующую корзину.

Воспитатель: - Следующее качество, без которого невозможно представить человека XXI века. Как вы думаете, какое?

Ответы детей

Совершенно верно. Здоровый образ жизни.

Воспитатель: - Нередко можно увидеть, как мальчики и девочки по дороге в школу потягивают какое-нибудь «продвинутое» или «правильное» пиво, закусывая сигаретой. В большинстве своем выпивают и курят вовсе не потому, что им очень хочется.

Как правило, подросткам хочется казаться взрослыми, крутыми, обратить на себя внимание. Подростки считают, что они на самом деле очень прикольные и современные.

- Ребята, давайте выясним, что же подразумевается под понятием здоровый образ жизни? Я предлагаю каждому назвать по одному качеству, характеризующему ЗОЖ.

Ответы детей.

Воспитатель: - Зачастую в перечне условий, характеризующих здоровый образ жизни, не хватает самого главного - духовной составляющей. Всевозможные оздоровительные системы - это не только физические упражнения, способствующие исцелению от различных недугов, но и направлены на оздоровление психических и духовных сил. Для человека, живущего в XXI веке очень важна гармония духовного и физического развития.

- Как выдумаете, что значит духовная составляющая ЗОЖ.

Ответы детей.

Воспитатель: -Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру.

- Таким образом, физически крепкий, но слабый душой, бедный чувствами человек пасует перед трудностями в жизни. То есть такой человек не может считаться успешным.

Делаем вывод - ЗОЖ - это физическое и духовное здоровье человека.

- Я попрошу вас выбрать фишку с данным качеством и определить их в корзины.

Воспитатель: - Попробуйте отгадать слово из 4-х букв, означающее манеру одеваться и вести себя, "в которой ключевой чертой является непрерывное изменение стилей" (Е.Уилсон "Украшенный в мечтах: мода и современность", 1985).

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, мода.

- Что же лежит в основе моды? А лежат, безусловно, социальные причины: характерное для каждого человека стремление отличить себя от других. И в то же время - стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенному слою, группе населения. Поэтому-то изменчивость в моде заметнее всего в одежде.

Если человек следит за тенденциями моды, ориентируется в стилях, при этом имеет индивидуальный стиль, одевается и ведет себя сообразно обстоятельствам.

Перед вами карточки, на которых изображены люди в разной одежде. Я опрошу каждого выбрать одну каточку и ответить, почему этого человека ты считаешь модным. Он считается современным или идущим в ногу со временем.

Ответы детей.

Воспитатель: - Говоря о моде, прежде всего, хочется увидеть индивидуальность человека. Надо спросить себя: какой я, в чем моя индивидуальность, чем я отличаюсь от других? Никуда не уйти человеку от самого себя, даже в желании быть модным.

И мода тогда приходит на помощь всем и каждому: не гонитесь за мной, а приспосабливайте меня к себе. Из моды выбирайте только то, что подходит лично вам, учитывайте возраст, характер, род занятий. Тогда вы найдете в ней заботливую союзницу. Она научит скрывать, маскировать физические недостатки и подчеркнет привлекательность и современность.

- Итак, мы опять решаем, какой категории относится фишка с данным качеством.

Воспитатель: - Мы подошли с вами к важному составляющему современного человека.

Вопрос: без какого фундамент человек не может жить в XXI веке?

Ответы детей.

- Правильно, знания.

В письмах английского лорда Честерфилда к сыну, основной ценностью которых является постижение моральных глубин жизни, есть такие слова: «Коль скоро ты не заложишь фундамент тех знаний, которые тебе хочется приобрести, до восемнадцати лет, потом за всю жизнь этими знаниями не овладеешь. Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерево пока мы молоды, то когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца»

- Чтобы иметь знания нужно…….? (ответы детей)

То есть получать образование.

Воспитатель: - Мы живем в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний.

Престиж знания, престиж образования становится все более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным - значит достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением, собственной деятельностью. Для человека, живущего в XXI веке, процесс образования длится всю жизнь.

Как вы считаете, может ли человек овладеть компьютером и пользоваться интернетом без образования?

Ответы детей

Интервью участника занятия о пользе и вреде социальных сетей в интернете.

- Образование! Это качество присуще, какой категории людей: «считающими себя современными» или «идущими в ногу со временем»?

Работа с фишками.

Воспитатель: - Подошло время взглянуть в наши корзины. Что же мы там видим?

Обсуждение по результату.

- Мы с вами близимся к развязке. Я попрошу вас взять свои карточки, которые мы заполняли в начале занятия, где я просила выбрать качества, которые относятся к человеку современному и человеку, идущему в ногу со временем.

Изменилось ли у вас мнение или осталось тем же. Ваше мнение осталось тем же или изменилось?

IV. Вывод

Воспитатель: - Для того чтобы считаться современным, достаточно «формы», а чтобы идти в ногу со временем - необходимо содержание.

Из зернышка «считаться», попавшего на почву не сформировавшегося, не устоявшегося сознания личности, вырастают две разновидности примитивного прожигания жизни. Первая - «интеллектуальные обыватели», Человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, воспринимающий внешнюю - показную - сторону культуры. Вторая - «центровые мальчики и девочки», «хиппующие» невежды.

Их «современность» слетает при первом же серьезном жизненном испытании: они не выдерживают испытания на прочность.

Умение преодолевать трудности, бороться с недостатками, проявлять инициативу в критической ситуации, быть продвинутым и прогрессивным во всем, брать ответственность на себя - это человек, идущий в ногу со временем.

Воспитатель: - Я предлагаю вам батл. А знаете ли вы, что означает это слово?

Ответы детей

- Какой батл вы выберете? Спортивный, камедибатл, поэзия, музыка?

Дети совещаются.

- Итак, вы выбрали музыкальный батл. Очень интересную форму - РЭП.

- Смотрим!

Воспитатель: Браво!!!

Вот на такой музыкальной и позитивной ноте наше занятие закончено. Успехов вам в достижении целей.

Использованная литература

  1. Будкин А. К какой пристани плыть? // Мы. - 2004.- №4.-с.80-90.
  2. Гайдай Н. Направление, в котором мы движемся // Мы.- 2003.-№11-12.-с.58-64.
  3. Жуховицкий Л.А. Помоги своей судьбе.- М., 1987
  4. Как построить свое «Я». - М., 1991
  5. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2000
  6. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь.- М., 2000
  7. Пекелис В. Как найти себя: Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше. - М., 1989
  8. С чего начинается личность. - М., 1983
  9. Словарь по этике. - М., 1981
  10. Интернет-ресурсы.