Образовательная программа: базовая.
Учебник: Русский язык: 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научн. редактор Н.М.Шанский. - М.: Просвещение.
Место урока в разделе: в подразделе «Имя существительное как часть речи» - урок, напрямую связанный с предыдущим («Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»), опирающийся на ранее изученные понятия; материал урока используется в дальнейшем при выполнении морфологического разбора существительных и закреплении грамматических норм.
Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению темы «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
-
содержательная цель урока: расширить знания учащихся об имени существительном, знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа;
-
деятельная цель: формирование и развитие способов учебной деятельности.
Задачи:
Обучающие (формирование предметных УУД)
- находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
- употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;
- включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
Развивающие (формирование метапредметных УУД)
- развитие умения дифференцировать лингвистические единицы
- развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать;
- развитие речи учащихся, умения грамотно составлять предложения.
Воспитательные (формирование личностных УУД) -
- воспитание внимательного и бережного отношения к языковому материалу
- воспитание понимания красоты родного языка
- воспитание умения слушать друг друга;
- воспитание умения грамотно строить взаимоотношения.
Планируемые результаты:
- овладеют теоретическим материалом,
- узнают, какие существительные имеют форму только единственного числа,
- продолжат совершенствование умения ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
- продолжат развивать умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, сопоставление текстового материала, лексических единиц,
- продолжат развивать навык владения разными формами речи,
- продолжат воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Тип урока: образовательно-воспитательный, урок "открытия" новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, направлены на активизацию разных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма.
Методы, приемы и технологии обучения: обучение в диалоге и полилоге, словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
Формы:
- фронтальный устный опрос,
- индивидуальный опрос,
- работа с текстом,
- решение ситуационной лингвистической задачи,
- решение ситуационной коммуникативной задачи,
- преобразование информации, преобразование текстового материала.
Методы: локальная исследовательская работа, наблюдение за взаимодействием учащихсяво время работы в группах.
Словарная работа: имя существительное, форма/категория числа, лексическая единица, лексическая группа, орфоэпические (произносительные) нормы, смыслоразличительная роль ударения, антонимы, басня.
Образовательные ресурсы : учебники, рабочие тетради, доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Источники информации
|
Оборудование
|
Дидактическое сопровождение
|
1. Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой/ Г.А.Богданова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
2. Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.А.Бондаренко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
3. Русский язык: 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научн редактор Н.М.Шанский - М.: Просвещение, 2012
|
Доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран
|
Учебник
Русский язык: 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научн редактор Н.М.Шанский - М.: Просвещение, 2012
|
Технологическая карта урока русского языка
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1. Организационно-мотивационный этап (эмоциональное погружение в тему урока) (2 мин)
Цель: создание эмоционального настроя, необходимого для плодотворной творческой работы на уроке.
|
Приветствие учеников.
Вовлечение в диалог, мотивирующий к открытию новых знаний.
Организация включения в деловой ритм.
|
Готовятся к работе.
Участвуют в диалоге, слушая учителя и друг друга.
Высказываются, опираясь на сформированные базовые знания по предмету.
|
Самоопределение (Л)
|
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Организация ситуации формулирования темы и учебной цели (4 мин.)
Цель: поиск, сбор, систематизация и структурирование информации, необходимой для решения задач урока.
|
Записывание даты (на доске и в тетрадях) и места (классная) работы.
Формулировка задания на повторение пройденного материала.
Организация и проведение игры
Чтение определений// лексических значений слов, требуя от учащихся записи их в составе словосочетаний.
Условие: ответы - это слова, имеющие форму только множественного числа (обращение к материалу предыдущего урока):
1) крестьянские сани для перевозки дров, сена (дровни);
2) мелкие частицы, образующиеся при обработке дерева (опилки);
3) горы в Западной Европе (Альпы);
4) короткие, выше колена летние брюки (шорты);
5) грязная вода с пищевыми отходами после мытья посуды (помои);
6) состязания верховых лошадей (скачки);
7) воспитательное учреждение для детей до 3 лет (ясли);
8) на этом любят кататься дети, ритмически взлетая и опускаясь (качели);
9) название этого предмета есть в басне И.А. Крылова о глупости героини- Мартышки (очки)
10) период длительного (от недели до трёх месяцев) отдыха между учебными занятиями (каникулы)
11) знак препинания, необходимый при оформлении прямой речи (кавычки)
12) так раньше называли богатый, большой дом (хоромы).
Выводит на экран через проектор правильный набор слов в финале этой части работы.
Создание проблемной ситуации.
Записывает на доске поговорку.
Поясните смысл поговорки. В этой поговорке существительное зло употребляется во множественном числе? (Из двух зол выбирают наименьшее.)
Образуется ли от этого слова форма множественного числа? (Мн. ч. есть только в форме Р. п.)
|
Работают в тетрадях.
Проводят выборочную работу.
Находят необходимое слово.
По «цепочке» называют записанные слова, одновременно выполняя самопроверку и коллективную проверку.
Проверяют слова, сравнивая записанные в тетради с выведенными на экран.
Определяют род и число сущ., размышляя над вопросом. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.
|
Смыслообразование (Л)
Подведение к понятийной базе (П)
Выборочная работа (П)
Логические действия (П)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
|
3. Организация учебной ситуации для выяснения границ знания и незнания (12 мин.)
Цель: определить уровень владения изученным материалом, объём обращения к базовым знаниям и степень готовности класса осваивать новый материал
|
Ставит задачу определить тему урока после выполнения заданий.
Даёт инструкцию.
Создаёт ситуацию успеха.
Предлагает прочитать текст на стр. 61
(«Стоят хорошие погоды». Можно так сказать? Нет. Слово «погода» не имеет множественного числа…)
Ставит цель сформулировать свой вопрос по содержанию текста, отражающий главную мысль текста.
Ставит цель соотнести формулировку вопроса по тексту и формулировку урока, обсудив это с соседом по парте.
Просит записать тему урока.
Записывает тему урока на доске, указывая в скобках номер параграфа и страницу в учебнике (параграф 94, страница 61).
|
Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.
Работают в тетрадях.
Записывают тему урока.
Читают, анализируют текст, формулируют тему и главную мысль текста.
Формулируют и задают свои вопросы.
Соотносят тему текста и тему урока, обсуждая с соседом по парте.
Записывают тему урока, сверяя свои записи с названием параграфа 94 на странице 61 или записью на доске..
|
Извлечение необходимой информации из текста (П)
Работа в паре (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)
|
Организация учебных ситуаций в соответствии с темой урока (внеурочного занятия) (20 мин.)
Цель: знакомство с новым материалом на практике.
|
работа с текстовым материалом репродуктивного, аналитического и творческого характера
|
Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.
Организация работы с материалами учебника на странице 61, организация пересказа, подбора примеров.
Организация выполнения упражнения 514.
Требует от учащихся устного и графического комментария орфограмм.
Организация выполнения упражнений 515, 516.
Сопровождает выполнение задания орфоэпическим тренингом, записью слов (каучук, силос, страда), составлением предложений по схемам.
Обращает внимание ребят на словарные слова, просит составить с ними словосочетания.
Обращает внимание на изменение лексического значения слова в зависимости от поставленного ударения. Акцентирует внимание на смыслоразличительной роли ударения (хлОпок - хлопОк). Приводит примеры (окунИ - Окуни, зАмок - замОк)
|
Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.
Работают в тетрадях, выполняя упражнения, комментируя (устно и графически) орфограммы.
Знакомятся со словарными словами в рамках.
Отрабатывают орфоэпические (произносительные) нормы. Знакомятся с лексическими значениями слов
Выполняют творческое задание по составлению словосочетаний.
Вспоминают о смыслоразличительной роли ударения (хлОпок - хлопОк) благодаря слову в рамочке на странице 61.
|
Контроль (Р)
Классификация (П)
Работа в парах (К) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Игровой момент (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
|
Включение в систему знаний и повторение ранее изученного материала из другого раздела лингвистики
|
Организует работу в парах.
Организует проверку подобранных антонимов, имеющих только форму единственного числа: молодость (старость), болезнь (здоровье), гениальность (бездарность), чернота (белизна), веселье (скука), грохот (тишина), крупные деньги (мелочь).
Просит рядом с каждым из записанных антонимов записать, вспомнив, исходное слово.
Выводит на экран через проектор правильный набор слов в финале этой части работы.
|
Вспоминают пройденный материал, повторяя раздел «Лексика», расширяя словарный запас.
Работают индивидуально - сверяют записанные антонимы с соседом по парте - корректируют записи при необходимости.
В игровой форме проверяют ПАРЫ слов.
Проверяют пары слов, сравнивая записанные в тетради с выведенными на экран.
|
Постановка и формулирование проблемы (П)
Робота в мини-группах (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Способность действовать с учётом позиций других (К)
|
5. Организация рефлексивно-оценочной деятельности (4 мин)
Цель: формирование навыков самоанализа, ведущего к анализу действий, осознанию пройденного пути и закреплению изученного материала. Выстраивание смысловой цепочки проведённой познавательной деятельности.
|
Организует рефлексию.
Просит каждого ответить на вопросы, но про себя, не проговаривая вслух, а потом сравнить свои ответы с тем, что прозвучит.
Просит вспомнить, о чём говорили на прошлом уроке.
Просит соотнести тему разговора на прошлом уроке и тему разговора на сегодняшнем уроке.
Просит обозначить общее и различия (общее: о существительном, о категории числа, только о единственной форме числа; различие: форма только множественного числа - форма только единственного числа)
Обобщает сказанное, задавая вопросы (выборочно) учащимся класса и конкретизируя ответы.
Оценивает ответы.
|
Составляют внутреннюю речь.
Соотносят свой ответ с теми, что звучат в классе.
Оценивают свою работу.
|
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
|
6. Комментарий к домашнему заданию (3 мин.)
Цель: провести проверку понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения + инструктаж по объёму и способам выполнения
|
Выводит на экран запись домашнего задания.
Напоминает, что в электронном журнале будет ТОЧНО ТАКАЯ ЖЕ полная формулировка.
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (упражнение 517, морфологический разбор существительных «цитата», «мрак», «потёмки», заучивание словарных слов).
Советует работать с орфографическим словарём.
Отвечает на возникшие по предстоящему домашнему заданию вопросы.
Благодарит за работу.
|
Записывают задание.
формулируют вопросы по предстоящему домашнему заданию
|
Дифференцированные задания (П., Л)
|
Список литературы
-
Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой/ Г.А.Богданова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
-
Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
-
Русский язык: 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научн редактор Н.М. Шанский - М.: Просвещение, 2012