Урок математики по теме "Окружность". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, Окружность и круг


Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс/курс: 2 класс.

Основные цели:

Личностная (мотивационная):

  • Создание условий для эмоционального включения каждого ученика в процесс открытия нового знания и испытания успеха от собственной интеллектуальной деятельности («мне интересно», «у меня получилось», «мне нравится» и т.д.);

Метапредметная:

  • Организовать первичный опыт прохождения учащимися всех шагов учебной деятельности в построении новых знаний;
  • Учить применять эти знания;
  • Организовать коммуникативное взаимодействие между Учителем и Учеником
  • Организовать понимание и правильность выполнения действий через понятные инструкции;
  • Организовать усвоение учащимися нового знания(алгоритма)
  • Формировать опыт самооценки на основе применения нового эталона

Предметные

  • Сформировать представление об окружности и её элементах: центре, диаметре, радиусе, умение строить окружности с помощью циркуля.
  • Тренировать вычислительный навык.

Дидактические материалы: учебник по математике «Учусь учиться» 2 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон); рабочая тетрадь по математике «Учусь учиться» 2 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон); презентация, эталоны на слайде; карточки

Оборудование:

  • для учителя: ПК, презентация к уроку, комплект (учебник и тетрадь) по математике «Учусь учиться» 2 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон); циркуль, линейка для доски, карточки
  • для ученика: комплект (учебник и тетрадь) по математике «Учусь учиться» 2 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон); карточки, циркуль, линейка, простой карандаш

Краткая аннотация к работе:

Данный урок разработан в соответствии с темой «Окружность» и учетом возрастных особенностей учащихся. На уроке используется ИКТ (презентация), которая сопровождает изучение материала, помогает организовать самостоятельную работу, а также осуществить самопроверку самостоятельно й работы учащихся.

Урок является уроком открытия нового знания. Материал урока направлен на развитие творческого мышления, алгоритмической культуры учащихся.

Сценарий урока

I . Мотивация к учебной деятельности. - презентация

(психологическая поддержка - учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко)

Сколько есть на белом свете
Удивительных секретов.
Все нам хочется узнать,
Мир премудростей познать.

- А девиз нашего урока такой. Прочитаем его вместе. (Девиз дети читают вместе с учителем)

(слайд 1)

«Ни минуты не теряй, если знаешь - отвечай!»

- Как вы понимаете эти слова? (Если знаешь ответ на вопрос, надо не стесняться, а поднимать руку и отвечать.)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Посмотрите на экран, как одним словом называются эти фигуры? (Эти фигуры называются - геометрические)

(слайд 3)

- На какие 2 группы их можно распределить? (Их можно разделить на 2 группы: круги и четырехугольники)

(слайд 4)

- Какая фигура может быть лишней и почему. Обоснуйте свой ответ. (Здесь лишняя фигура круг, так как у нее нет углов.)

- А сейчас я предлагаю вам поделиться своими знаниями таблицы умножения и деления. На столах у вас лежат карточка №1 (приложение 1), какое задание надо выполнить? (Сначала надо решить примеры, затем результаты вставить в таблицу и прочитать зашифрованное слово.)

- Работаем в парах.

- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «окружность»)

(Учитель на доску крепит карточку «окружность»)

- Как вы думаете, из какой области математики этот термин. (Этот термин из области «геометрии»)

- Сегодня на уроке математики мы отправимся в страну Геометрия, для того, чтобы узнать об окружности много нового и интересного.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока - «Окружность»)

(слайд 5)

- Правильно, молодцы! Я желаю вам удачи!

Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Какое задание я вам хочу предложить? (пробное задание)

- А что значит - пробное задание? (оно может не получиться)

(слайд 6)

- У вас на столах лежит карточка № 2 (приложение 2). Выполните задание.

Укажи: окружность, круг, центр окружности, радиус, диаметр.

- Поднимите руки, кто не справился с заданием? (обучающиеся поднимают руки)

- Почему вы не справились с заданием? (Мы ничего не знаем.)

- Поднимите руки, кто справился с заданием? (дети поднимают руки)

- Вы можете доказать, что задание выполнили правильно? (Нет, не можем доказать, что задание выполнено правильно.)

Мы при выполнении этого задания испытали затруднение.

- Что же теперь делать? (- Надо разобраться)

- Будем находить место и причину затруднения.

III. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были указать окружность, радиус, диаметр)

- Почему возникло затруднение? (У нас нет эталона с понятием окружность. круг, радиус и диаметр.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое окружность, радиус, диаметр окружности.)

(слайд 7)

Понятие круг и окружность

Практическая работа

- У вас на столах лежит лист белой бумаги.

- Это модель, часть плоскости.

- Переверните лист. (обучающиеся переворачивают лист и видят, что на обратной стороне изображение круга)

- Какая фигура изображена на плоскости? (Круг)

- Возьмите ножницы и очень аккуратно и ровно вырежьте его по границе. (обучающиеся в паре вырезают круг)

- Что же такое круг? (Часть плоскости)

- Вы вырезали его по границе. Возьмите теперь ниточку, которая лежи на столе и обведите ею границу круга, а лишнее ниточки - отрежьте.

- Вот у полученной границы круга тоже есть научное математическое название. Кто знает, как называется граница круга?

(Окружность)

(слайд 8)

- Давайте тогда дополним определение. Что же такое круг? (Это часть плоскости, ограниченная окружностью)

Динамическая пауза (слайд 9)

- Я вам предлагаю игру, которая называется «Окружность или круг». Условие: если на картинке изображена окружность - хлопаем в ладоши - 1раз, если изображён круг - хлопаем в ладоши 2 раза. (учитель показывает картинки предметов, а дети определяют - окружность или круг и хлопают в ладоши.)

Циркуль, чертеж окружности

- С помощью, каких бытовых предметов можно провести окружность на бумаге? (Можно использовать стакан, тарелку…)

- Какой чертёжный инструмент для этого предназначен? (Циркуль)

(слайд 10)

- Этот инструмент известен с древних времен. Существует много его разновидностей. Мы сегодня воспользуемся самым распространенным чертежным циркулем.

- Рассмотрим этот инструмент. Из чего он состоит? (У циркуля есть две «ножки».)

- Что вы видите на конце одной ножки? (На конце одной ножки - игла.)

- Что вы видите на конце другой ножки? (На конце другой - сердцевина карандаша.)

- А как она называется? (???)

- Сердцевина карандаша называется грифелем, значит на конце второй ножки - ??? (Грифель)

- При работе с любыми инструментами надо соблюдать технику безопасности. (слайд 11)

Техника безопасности.

- Как надо обращаться с циркулем, чтобы не нанести себе и одноклассникам повреждений: (Не играть циркулем, не тыкать острием своего товарища.)

(учитель обобщает ответы детей)

- Прочитайте технику безопасности при работе с циркулем. (обучающиеся читают на слайде технику безопасности обращения с циркулем)

1. Храни циркуль в футляре.

2. Не держи циркуль ножками вверх.

- Кто из вас знает, как чертить окружность с помощью циркуля? (обучающиеся поднимают руки)

- Я составила алгоритм, построения окружности. Правильно ли я составила программу действий?

(слайд 12)

  • 1 шаг. Фиксируем на ней конец иголки
  • 2 шаг. Второй ножкой - карандаш проводим нужную линию, вращая циркуль вокруг центра.
  • 3 шаг. Раскрываем ножки циркуля на нужное расстояние.
  • 4 шаг. Отмечаем точку на бумаге - центр

- Правильно ли я составила программу действий? (Нет, неправильно)

(обучающиеся предлагают свою последовательность действий.)

(слайд 13)

  • 1 шаг - Отмечаем точку на бумаге - центр
  • 2 шаг - Раскрываем ножки циркуля на нужное расстояние.
  • 3 шаг. Фиксируем на ней конец иголки
  • 4 шаг. Второй ножкой- карандаш проводим нужную линию, вращая циркуль вокруг центра.

- Проверим, будет работать наш алгоритм или какие-то шаги надо поменять местами?

- Я возьму большой циркуль для доски, а вы мне помогайте.

- Какой мой 1 шаг? (Отмечаем точку на бумаге)

- Какой 2 шаг? Раскрываем ножки циркуля на нужное расстояние.

- 3 шаг? (Фиксируем на ней конец иголки)

- 4 шаг? Второй ножкой- карандаш проводим нужную линию, вращая циркуль вокруг центра.

3. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой.

- Получилось у нас окружность? А это значит, что порядок действий мы выстроили правильно.

(слайд 13)

V. Реализация построенного проекта

Попробуйте начертить окружность в тетради, используя 4 шага для построения окружности. (обучающиеся чертят окружность в тетрадях)

- Как называется точка, в которую вы ставили конец иголки? (Центр окружности)

- Чаще всего она обозначается большой буквой О. Обозначьте в тетради. (обозначают центр окружности буквой О)

- А теперь поставьте точку на окружности, в любом ее месте. Обозначьте буквой А. (ставят точку на любом месте окружности и обозначают буквой А)

- Соедините центр окружности с этой точкой. Как называется этот отрезок? (????)

- Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)

- Открываем учебник на с. 25. Находим эталон.

(слайд 14)

- Кто сможет объяснить, что такое радиус? (Радиус - это отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности)

- А сколько радиусов можно провести у одной окружности? (Много)

(бесконечное количество) (слайд 15)

- Почему? (Так как точек у окружности бесконечно много)

- Проведите 5 радиусов в своей окружности. (обучающиеся проводят 5 радиусов в тетрадях)

- Вам что-нибудь напоминает окружность с несколькими радиусами? (Колесо)

- Для чего же я вспомнила про колесо?

(слайд 16)

В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского радиус означает «спица колеса».

- Покажите своему товарищу отрезок АО на своем чертеже. А теперь возьмите линейку и карандаш и продолжите его до пересечения с окружностью. Обозначьте точку пересечения буквой С. (обучающиеся в паре показывают друг другу отрезок АО, затем продолжают этот отрезок до пересечения с окружностью и обозначают точкой С.)

- Какое математическое название имеет полученный отрезок? ( ???)

- Чем мы воспользуемся для ответа на этот вопрос? (Эталоном в учебнике на с. 25)

- Как называется отрезок АС? (Диаметр)

- Что называется диаметром окружности? (Отрезок, соединяющий 2 точки окружности.)

- Какое ещё обязательное условие должно быть? (Отрезок должен проходить через центр.)

(ДИАМЕТР (от греч. поперечник) - отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр)

- Сравните диаметр и радиус? Какую особенность видите при сравнении? (Диаметр = 2 радиуса, диаметр в 2 раза больше радиуса)

- Итак, подведем итог. (слайд 17)

Что вы узнали об окружности?

(используется прием 5 пальцев) (дети загибают пальцы и проговаривают все, что узнали)

  • 1 палец - Окружность - это граница круга,
  • 2 палец - Круг состоит из окружности и границы круга.
  • 3 палец - Окружность состоит из бесконечного числа точек
  • 4 палец - У окружности есть радиус - это отрезок, соединяющий центр и любую точку окружности
  • 5 палец - У окружности есть диаметр - это отрезок, соединяющий 2 точки окружности, проходящий через центр.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- А сейчас я вам предлагаю вернуться к карточке №2, при работе с которой у вас возникло затруднение и выполнить её в группе.

(обучающиеся в группах по 4 человека работают с карточкой №2)

(слайд 18)

(Самопроверка) (слайд 19)

- Поднимите руки, кто правильно указал окружность? Круг? Центр окружности? Радиус? Диаметр? (проверяют работу с правильным ответом на слайде)

- Молодцы. Помогая друг другу, вы все справились с этой работой.

- Карточку №3 (приложение 3) выполните в парах. Прочитайте. Что необходимо сделать? (Дана окружность. Надо провести её диаметр и радиус. Измерить их длины.) (выполняют карточку в парах)

(слайд 20)

(Самопроверка) (слайд 21)

- Поднимите руки, кто выполнил правильно? (обучающиеся поднимают руки)

- Кто допустил ошибки? Что указали неправильно? Почему?

- Всё выполнили правильно. Молодцы!

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Следующее задание, которое нам предстоит выполнить, это задание в рабочей тетради. В этом задании каждый проверит свои знания, которые получил на уроке.

- Откройте рабочую тетрадь на с.13 Задание 3.

(слайд 22)

Прочитайте задание.

- Что необходимо выполнить? (Посчитать, сколько радиусов, сколько диаметров, назвать. Измерить длину, записать в окошки, сравнить. Увидеть особенность.)

- Выполняем задание самостоятельно.

(слайд 23)

Проверяем, что у нас получилось.

- Кто справился с заданием без единой ошибки. Поднимите руки. (обучающиеся поднимают руки)

- У кого возникли затруднения? (обучающиеся поднимают руки)

- Как мы будем работать со своими затруднениями? (Выполнять задания, где будем определять радиусы, диаметры и измерять их.)

VIII . Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задание 4. Прочитайте. (обучающиеся читают задание 4)

- Что необходимо сделать в этом задании? (Начертить окружности с данными радиусами.)

- А радиус известен? (нет)

- Как узнаем? (измерим линейкой)

- Каким инструментом воспользуемся? (Циркулем.)

- Какие шаги необходимо сделать, чтобы начертить окружность данного радиуса?

  • 1 шаг. Находим центр- точку.
  • 2 шаг. Раскрываем ножки циркуля на нужное расстояние
  • 3 шаг. Фиксируем на ней конец иголки
  • 4 шаг. Второй ножкой - карандаш проводим нужную линию, вращая циркуль вокруг центра.

- Выполняем работу.

(Взаимопроверка)

- Покажите друг другу в паре свои окружности. Совпадают ли они с окружностями вашего соседа по парте?

- Поднимите руки, у кого одинаковые работы? (поднимают руки)

- У кого разные? (поднимают руки)

- У кого возникли проблемы с построением окружности, как мы будем решать эту проблему? (Учиться строить окружность по заданному радиусу.)

IX. Итоги /Рефлексия учебной деятельности на уроке

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (Что такое круг, окружность)

- Круг и окружность - это одно и тоже? (Нет, это разные геометрические фигуры.)

- Какие свойства окружности запомнили? (Окружность состоит из бесконечного количества точек, у окружности есть диаметры и радиусы.)

- С помощью какого инструмента можно начертить окружность? (с помощью циркуля)

- Вашему вниманию предлагаю вам посмотреть сказку, которая называется «Окружность и её друзья», которую приготовили ребята нашего класса.

(показ инсценировки - сказки «Окружность и её друзья»)

(приложение 4)

- Ребята, а полученные знания вам в жизни пригодятся? Где? (- Да, для решения геометрических задач, для изготовления поздравительных открыток, поделок)

- Оцените свою работу на уроке, используя светофор. (обучающиеся показывают сигналы светофора)

  • Зеленый цвет - тема раскрыта, всё понятно
  • Желтый цвет - остались вопросы
  • Красный цвет - не удалось разобраться в теме

- Я предлагаю дома выполнить творческое задание. Построить рисунок - цветок из окружностей, с разным радиусом. На рисунке вы можете начертить и радиусы, и диаметры так, как подскажет вам ваша фантазия. Цветок должен быть ярким, красочным!

- Спасибо за урок!

Образцы рисунков

Комментарии к сценарию: (учебник по математике «Учусь учиться» 2 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон) урок 9 с. 25; рабочая тетрадь по математике «Учусь учиться» 2 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон) урок 9 с. 13) - 4 четверть.