Класс: 8.
Цели урока-исследования: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых знаний, развитие исследовательского типа мышления.
Постановка цели требует решения задач:
- приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования);
- приобретение умения выделять проблему, формулировать гипотезу, интегрировать данные, делать выводы)
Оснащение:
- доска,
- раздаточный материал (карты, текстовые документы, бланки для проведения исследовательской работы),
- презентация.
- приложение 1
- приложение 2
Основные понятия:
- Кыргызы - Аристократический княжеский род. Кыргызы Енисейские - древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с начала II в. до н.э. до XVIII в.
- Кыштымы - Люди, находящиеся в зависимости от кыргызов.
- Ясак - Дань, которую кыштымы вносили князьям; натуральный налог, которым облагались некоторые народы Сибири.
Основные события
- 1604г. - построен Томский острог
- 1604г. - князь Номча организовал поход кыштымов против Томского острога.
- Осень 1663г - Монгольский Хан Лоуджан пошел на Хакасию войной.
- 1703г. - джунгары совершили самый опустошительный набег на хакасские земли.
- 1706г. - Петр I подписал указ о строительстве острога на "Кыргызской землице" в устье р. Абакан.
- 2 августа 1707 года - 18 августа 1707г. - строительство острога за "Камнем Туран" на правом берегу Енисея, который назвали Абаканским.
Литература
- История Хакасии: с древнейших времен до 1917. Под ред. Кызласова Л.Р. М.: - "Наука". 1993г. Стр.135-228.
- Рассказы по истории Хакасии. Пантелеев А.Ф., Пантелеева Н.Н. учебное пособие по историческому краеведению. Стр.18-25.
- О присоединении Хакасии к России. Кызласов Л.Р.
Этапы урока |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Подготовительный | Ориентация учащихся на получение конкретных знаний, возникновение у них вопроса или проблемы и ее решения. |
Создает реальную проблемную ситуацию с содержащимся в ней противоречием 20 августа 1727 г. между Россией и Китаем был заключен пограничный трактат. Граница прошла по Саянам. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной - к Китайской империи. Вдоль территории Хакасии было поставлено пять пограничных знаков. После подписания соглашения о границах Россия по праву могла считать Хакасско-Минусинский край частью своей территории. В результате подписания Буринского трактата Кяхтинского мира, к России отошли земли южной Хакасии. Эту дату считают официальным присоединением территории Хакасии к России. На сегодняшний день между историками не утихают споры о процессе присоединения и о том, как повлиял факт присоединения на судьбу этой земли. Насколько изменилось положение местных жителей после вхождения Хакасской земли в Российское государство.
Сегодня на уроке нам необходимо провести исследование положения Хакасии до вхождения в состав России и после присоединения и сделать вывод о том, как повлиял факт вхождения в состав Российского государства на развитие Хакасии. Создает кейс для учащихся (Статистический материал, который может сыграть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации; научные публикации и др.) |
Делятся на группы и распределяют роли.
1 группа - исследование социально- экономическое положение Хакасии до вхождения в состав России 2 группа - изучение политического положения в Хакасии до ее включения в состав России 3 группа - изучение внешней политики Хакасских земель до вхождения в состав Российского государства 4 группа - исследование социально-экономической ситуации после включения Хакасии в состав Российского государства 5 группа - изучение политической сферы Хакасского общества после вхождения в состав России 6 группа - исследование взаимоотношений с соседними государствами после вхождения в состав Российского государства. Знакомятся и анализируют ситуацию, выделяют основную проблему. |
Исследовательская работа начинается с гипотезы - утверждения, которое требует подтверждения или опровержения.
Помогает учащимся определить гипотезу исследования. |
Выдвигают способы решения предложенной задачи. - Высказывают предположения. |
||
1. Как вы думаете, как могло измениться развитие Хакасских земель после их вхождения в состав России? 2. Как мы можем определить эти изменения? 3. Какие данные необходимо сравнить, чтобы сделать нужный нам вывод? 4. Выскажите свое предположение о том, какое влияние имело вхождение Хакасии в состав Российского государства, в форме гипотезы (предположения, которое необходимо подтвердить или опровергнуть) |
1. Сравнивая положения Хакасии до и после вступления 2. Социально-экономическое положение, политическую сферу, ослабление внешней угрозы 3. Выдвигают гипотезу. «Вхождение Хакасии в способствовало активизации развития социально-экономической сферы, принесло политическую стабильность и безопасность от внешней угрозы» 4. Обсуждают и определяют цели и задачи исследования, способы их достижения. |
||
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нам необходимо провести исследовательскую работу:
Каждая группа должна выбрать из предложенного материала факты, которые раскрывают развитие Хакасии в предложенный период. На основании выписанных в таблицу фактов необходимо сделать вывод о том, как развивалась Хакасская земля в изучаемой сфере общества. |
Цели исследований: Определение социально-экономического, внутриполитического и внешнеполитического развития Хакасии в изучаемый период.
Определяют предмет (исторические факты изучаемого периода) и объект исследования (исторический процесс разных сфер общества Хакасии изучаемого периода). |
||
Практический |
Доказательства или опровержение гипотезы |
Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом. Организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе.
|
Проверка гипотезы.
1. Выделить из текстовых материалов факты относящиеся к теме исследования каждой группы. Занести все собранные факты в соответствующую ячейку предложенной таблицы 2. Проанализировать собранные факты и сделать вывод в форме высказывания о развитии изучаемой сферы общества. Вывод занести в соответствующую ячейку таблицы 3. Выделить положительные и отрицательные стороны изучаемых явлений 4. Подготовить устную защиту своего исследования
Аналитики выбирают из предложенных материалов факты, относящиеся к целям исследования каждой группы. Все факты заносятся в таблицу. На основании выбранных фактов группа формулирует выводы о развитии изучаемой сферы.
|
Аналитический |
Анализ полученных результатов |
Организует помощь в коллективном анализе, если возникают затруднения у учеников. |
На основании выбранных фактов группа формулирует выводы о развитии изучаемой сферы.
|
Заключительный |
Представление полученных результатов. |
Координирует самостоятельную деятельность учащихся.
|
Презентация результатов исследовательской деятельности по группам: Стендовый доклад, мультимедийная презентация
|
Рефлексия |
Самооценка результатов деятельности своей и своего класса |
Организует и координирует деятельность учащихся. |
Анализируют совместную работу, полученные результаты: что получилось, что нет и что можно еще в будущем сделать |
Домашнее задание |
Создать кластер на тему «Вхождение Хакасии в состав Российской империи. Причины и результаты» |