Проект по экспериментально-исследовательской деятельности во 2-й младшей группе "Волшебная водичка"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вторая младшая группа, проектная деятельность в ДОУ


Паспорт проекта

Тип проекта:

  • по доминирующему методу: познавательно-исследовательский, игровой;
  • по характеру содержания: включает ребенка и природу;
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник;
  • по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы (вторая младшая группа);
  • по количеству участников: фронтальный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель.

Сроки реализации проекта: 2 месяца (среднесрочный).

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.

Проблема: экспертами отмечается, что экспериментальная деятельность является наиболее эффективным методом для усвоения ребенком новой информации, поскольку предполагает наличие возможности самостоятельного поиска решения, подтверждения или опровержения гипотез, представлений, управление теми или иными явлениями и предметами. Вместе с тем ребенок выступает в качестве исследователя, который самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более глубокого, всестороннего их познания и освоения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации для расширения кругозора получает ребёнок. Однако данный метод применяется редко особенно в младшем дошкольном возрасте, учитывая эффективность экспериментального метода, необходима его популяризация.

Актуальность проекта: исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно ответить на вопросы: «как?» и «почему?», самостоятельно находить новые сведения об окружающем его мире и одновременно побуждает у детей интерес к деятельность в связи с возможностью непосредственного взаимодействия с предметами эксперимента, воздействия на них. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, который его окружает. Это дает возможность детям думать, пробовать, экспериментировать и, главное, самовыражаться.

Цель проекта: сформировать познавательные способности детей, через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи проекта:

  • сформировать у детей элементарные представления о свойствах воды: прозрачная, льется, без запаха, без вкуса, имеет разную температуру, ее можно окрашивать, может быть твердой, газообразной;
  • научить детей выполнять простейшие опыты с водой, выполняя указания педагога;
  • сформировать познавательный интерес к экспериментированию;
  • развить наблюдательность умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простые причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями, делать несложные выводы;
  • воспитать аккуратность при проведении опытов с водой, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;
  • сформировать бережное отношение к воде.

Ожидаемый результат:

  • сформированы элементарные представления о воде, ее свойствах;
  • выполняют простейшие опыты с водой, внимательно слушают педагога;
  • сформирован познавательный интерес к экспериментированию, дети с удовольствием принимают участие в экспериментах;
  • умеют наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать простые причинно-следственные связи;
  • ведут активный диалог, охотно делятся впечатлениями, делают несложные выводы;
  • аккуратны при проведении опытов с водой, умеют договариваться друг с другом для решения общих задач;
  • сформировано бережное отношение к воде.

Формы работы:

  • словесные (беседы с применением художественной литературы, стихов, практических случаев из жизни, разговор с детьми в формате «вопрос-ответ», прослушивание звуков воды);
  • наглядные (совместное наблюдение за окружающим миром, демонстрация опытов, экспериментов, наглядных пособий, изображений);
  • опытно-исследовательская работа (проведение с детьми различных опытов, экспериментов, исследований и игр).

Этапы проведения проекта.

Подготовительный этап:

  • изучение воспитателем методической литературы по теме проекта;
  • подбор книг, оформление воспитателем книжного уголка по теме «Волшебная водичка» для детей и родителей;
  • организация предметно-развивающего пространства для опытно-экспериментальной деятельности;
  • подбор картотеки с описанием опытов с водой.

Основной этап:

  • проведение опытов с водой, образовательная деятельность в режимных моментах.

Заключительный этап:

  • Закрепление усвоенной детьми информации, подведение итогов.

План занятий по опытно-экспериментальной деятельности

Опыт № 1

«Вода жидкая». Формировать знания детей о том, что вода жидкая, прозрачная, льется, капает и может принять форму сосуда, в который ее наливают.

Опыт № 2

«Чем пахнет вода». Формировать знания детей о том, что вода не имеет запаха; вода может пахнуть, если в ней растворить вещества.

Опыт № 3

«Какой у воды вкус». Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения.

Опыт № 4

«Теплая и холодная вода». Развивать тактильные ощущения - учить детей различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами.

Опыт № 5

«Как вода меняет цвет». Познакомить с процессом растворения краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность.

Опыт № 6

«Вода может быть твердой». Познакомить детей с объектами неживой природы (лед, снег) и их свойствами (тает в тепле и превращается в воду).

Опыт № 7

«Соберем водичку». Познакомить детей с тем, что воду можно собрать губкой.

Картотека опытов

Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с образовательными областями

Утро

  • рассматривание иллюстраций, книг о воде (иллюстрации речки, моря, дождя, предметных картинок с сюжетами использованием воды);
  • обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта детей («Что нужно делать когда идет дождь?», «Почему нельзя ходить по лужам?», «Что оденем в дождик?»);
  • конструирование из пластилина (узкие и широкие ручеек, речка, мостик);
  • наблюдение за природными явлениями, связанными с водой;
  • речевое общение «Значение воды в жизни человека, животных, растений»;

Завтрак, обед, полдник

Воспитание культурно-гигиенических навыков - обогащение представления детей о процессе приготовления пищи, мытье посуды (что нужно сделать, что бы посуда была чистой);

  • наблюдение за трудом няни (няня моет посуду, пол, игрушки);
  • обогащение представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…» и т.д.);
  • мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т.п.;
  • мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде);
  • игровая ситуация «Маша умывается»;
  • разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода);
  • ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи, мытьё посуды и т.п.).

Прогулка:

  • наблюдения за лужами, дождем;
  • наблюдения за птицами, пьющими воду из лужи;
  • подвижные игры «Через ручеек», «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику»;
  • обсуждение ситуаций с детьми («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);
  • пускание корабликов по ручейкам;
  • упражнения на развитие основных движений.

Вечер:

  • прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря», «Шум водопада, «Звон веселого ручейка»);
  • чтение произведений К.Чуковский «Мойдодыр», А.Босев «Дождь». З.Александрова «Купание», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Девочка чумазая», В.Бианки «Купание медвежат», А.Н.Рыжова «Как люди речку обидели», Л.Воронкова «Снег идет», Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»;
  • чтение потешек: «Дождик, дождик пуще»; «Водичка, водичка»;
  • дидактические игры: «Купание куклы», «Кораблик», «Тонет-плавает»;
  • игры - забавы: «Пускание мыльных пузырей»;
  • игры с водой - пускание резиновых уточек, бумажных корабликов, заводных игрушек для купания- наблюдение за ними; предложить сделать волны, ветер;
  • трудовые поручения: уход за комнатными растениями (протереть листья у цветов, полить их); мытьё игрушек;
  • ситуативный разговор «Зачем беречь воду»;
  • самостоятельная изо-деятельность (рисование штрихов, мазков, пятен);
  • сюжетно-ролевые игры «Постираем Ире платье», «Дальнее плавание» и др.;
  • вечерняя прогулка - наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
  • игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»;
  • беседы о свойствах и значении воды.

Вывод: по итогам проведенной экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная водичка» были реализованы все поставленные задачи, и, соответственно, достигнута цель - сформированы познавательные способностей детей, через опытно-экспериментальную деятельность. Для лучшего усвоения материала о воде проведены закрепляющие занятия, а также спустя 2 недели был проведен контроль запоминания изученной информации, на основании которого было подтверждено заключение о том, что экспериментально-исследовательская деятельность эффективна в усвоении информации младшими дошкольниками.

Список использованной литературы

  1. «Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет», Соломенникова О.В., Мозайка-Синтез, 2009 г.
  2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада», Дыбина О.В., Мозайка-Синтез, 2015 г.
  3. «Простые опыты с водой», Султанова М.Н, Хатбер-пресс, 2016 г.