Особое значение для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеют школьные предметы, связанные с искусством, воспитывающее влияние которого обусловлено, прежде всего, его эстетическим содержанием и сопереживанием в силу эмоционального характера воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит музыкальному искусству, обладающему огромным духовно-нравственным потенциалом, поскольку оно отражает общечеловеческие, нравственные и художественные ценности.
В настоящее время накоплен определенный практический опыт и существуют теоретико-методические разработки, посвященные различным вопросам духовно-нравственного воспитания школьников.
В общеобразовательной школе музыкальному искусству зачастую отводится важная, но не первостепенная роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Это может быть обусловлено пассивностью определенной части родителей и педагогов, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовно-нравственном становлении личности и др. Эту тенденцию также провоцирует развитие развлекательной составляющей различных телевизионных передач, в которых музыка часто носит развлекательный характер или является фоном для чего-либо.
Зачастую на уроках музыки внимание учителя в большей степени сфокусировано на музыке классической, народной, в результате чего потенциал современного музыкального искусства остается нереализованным.
Современная академическая музыка построена по канонам, основанным на традициях музыкального искусства и музыкального образования. Академической музыкой занимаются преимущественно профессиональные музыканты, имеющие в своем арсенале знания по теории и истории музыки, а также владеющие навыками в каком-либо виде музыкальной деятельности: игра на инструменте, пение (сольное, ансамблевое), дирижирование, аранжировка и сочинение музыки. Следует отметить, что сегодня мы можем наблюдать тенденцию, выражающуюся в стремлении академических музыкантов активно идти на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своем творчестве народно-песенные интонации (что было характерно в XVIII-XX вв.), но и заимствуя особенности тех стилей, которые зародились далеко за пределами академической среды (джаз, рок и т.д.). Это связано прежде всего с поисками новых возможностей музыкального звучания, а также со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для современного слушателя.
Примеры слияния академической, массовой эстрадной и фольклорной музыки многочисленны и разнообразны. В наше время получили значительное распространение различные виды обработки классической музыки прошлого, направленные на слияние авторских и современных стилевых особенностей.
Например, широко известны такие образцы популяризации классической музыки, как различные версии «Времен года» А.Вивальди, И.С.Баха, Л.Бетховена, М.Моцарта, П.Чайковского и др. Сближение происходит также в рамках концертной жизни, когда речь идет о творческих дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры. Среди представителей академический музыки также есть исполнители, которых знает и любит массовая публика, среди них, например, пианист Д.Мацуев, певицы А.Нетребко, Х.Герзмава, дирижеры В.Гергиев, и мн. др.
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников происходит в процессе обучения на уроке, который предполагает участие старшеклассников в разных коллективных видах музыкальной деятельности: слушание и анализ музыкальных произведений, пение (хоровое и ансамблевое, иногда сольное), игра на доступных музыкальных инструментах. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, исполнительство и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях, а также на сформированных навыках в определенном виде музыкальной деятельности.
При этом в задачи уроков музыки в области духовно-нравственного воспитания старшеклассников важно включить: развитие способности к эстетическому сопереживанию действительности, отраженной в произведениях музыкального искусства, как некоего умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций и т.п.; стимулирование положительной мотивации для занятий музыкальным искусством; развитие способности к целостному и гармоничному восприятию действительности путем активизации эмоциональночувственной сферы; обогащение знаниями и формирование опыта деятельности в создании ценностей музыкального искусства; развитие практических умений в области различных видов музыкальной деятельности.
Ряд примеров использования образцов современной музыки в различных видах музыкальной деятельности на уроке музыки в рамках тем, связанных с музыкой современной и современностью в музыке, так или иначе отраженных в различных программах по музыке для общеобразовательных школ.
В качестве примера полистилистики в современной академической музыке может быть представлено сочинение А.Шнитке «Серенада» для пяти музыкантов, в котором нашли воплощение тенденции к сближению различных стилей и жанров. В данном музыкальном произведении используется джазовая импровизация в сочетании со всевозможными танцевальными жанрами (полька, вальс, фокстрот и др.). А.Шнитке относил данное произведение к числу первых полистилистических опытов. Замысел композитора в том, что музыканты исполняют отрывки из музыки кино на разных инструментах, причем для каждого инструмента характерна своя мелодия. Время от времени эту разноголосицу прерывают колокольные удары, которые выступают в качестве режиссирующей партии, принадлежащей ударным инструментам. Интересно, что, несмотря на попытки ударного инструмента навести порядок в звучании, оно остается полистилистичным до самого конца.
В преддверии Дня Победы в качестве примера для слушания и анализа старшеклассникам может быть предложено произведение, относящееся к современной рок-музыке и творчеству шведской хэви-пауэр-метал группы «Sabaton». Основной темой песен данной группы являются войны и отдельные сражения. Старшеклассникам предлагается песня «Panzerkampf», что переводится как «Танковая битва». Интересно, что многие песни данной группы посвящены темам Великой Отечественной войны, в том числе и представленная для слушания песня, которая повествует о событиях 1943 г. и борьбе советской армии с фашистами на Курской дуге. К данной песне создано множество презентаций, поэтому возможно не только прослушивание, но и показ данной песни в формате видео.
Примеры слияния академической и массовой популярной музыки многочисленны и разнообразны. Например, для прослушивания старшеклассникам могут быть предложены произведения в исполнении скрипачки Ванессы Мей, Лондонского симфонического оркестра, оркестра Поля Мориа, а также российских исполнителей, например, Баянного дуэта Mixx, которые в привычное звучание классической музыки привносят техно-ритмы, тембры электронных инструментов, интересно трансформирующие характер звучания музыкальных произведений.
Примером органичного сочетания различных направлений современной музыки может служить дуэт испанской оперной певицы М.Кабалье и солиста рок-группы «Queen» Ф.Меркьюри. Песня была записана в 1988 г. и стала лейтмотивом Олимпийских игр в Барселоне в 1992 г. В данной музыкальной композиции исполнители воплотили одну из актуальных до сегодняшнего дня идей современной музыки, которая заключается в поиске возможностей для расширения не только жанровой, интонационной, тембровой палитры музыки. В дуэте рок-музыканта Меркьюри и оперной певицы Кабалье мы слышим успешное совмещение двух своеобразных вокальных тембров, характеризующих разные вокальные манеры - академическую и эстрадную, - но не противоречащие, а дополняющие друг друга. Данное музыкальное произведение интересно как послушать, так и посмотреть в формате видео.
Духовно-нравственное воспитания старшеклассников на уроке музыки в процессе певческой деятельности возможно через исполнение различных песен патриотической тематики, а также популярных эстрадных песен. Например, многие песни эстрадного композитора И.Матвиенко, из репертуара группы «Любэ» (такие как «Выйду ночью в поле с конем» или «Отчего так в России березы шумят»), песни И.Крутого, Е.Мартынова, А.Ермолова и мн. др.
Таким образом, воспитательное значение музыкального искусства сегодня актуально как никогда. Одним из путей интенсификации духовно-нравственного воспитания старшеклассников в общеобразовательной школе может выступать включение в содержание урока музыки произведений различных направлений современного музыкального искусства - академического, фольклорного, эстрадного направлений, а также бардовской песни. При этом современное музыкальное искусство многообразно, но, безусловно, неоднородно как по духовно-нравственным основам, так и по своему музыкальному языку. В связи с этим для достижения положительного эффекта, наряду с учетом музыкальных предпочтений старшеклассников, требуется строгий отбор произведений для слушания, анализа и исполнения, а также в образцах современной музыки важно найти и подчеркнуть положительное духовно-нравственное содержание, которое может служить опорой для поддержания мотивации старшеклассников к урокам музыки, а также способствовать успешности их духовно-нравственного воспитания.