Цель: формирование в сознании детей доброго отношения к окружающим и умения отличать хорошее от плохого; воспитание стремления совершать добрые дела.
Задачи:
- воспитание стремления помогать нуждающимся;
- формирование способности различать понятия «милосердие» и «жалость»;
- развитие представлений учащихся о добре и зле.
Оборудование: плакаты с пословицами: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро"; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планет "Земля", рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни "Если добрый ты", звук летящей ракеты, сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С.Островой)
2. Вступительная беседа
- Сегодня у нас с вами необычный урок - урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
3. Ознакомление с темой
- Что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)
- Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,... Добро - это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
- любит природу и бережет ее.
- вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
- любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой - дурное.
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
- Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)
- Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное.
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.
Сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.
Ключ на старт.
Контакт.
Включить мотор.
Пуск.
Дети:
Есть сесть поудобнее.
Есть пристегнуть ремни.
Есть ключ на старт.
Есть контакт.
Есть включить мотор.
- Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)
- А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: "Ребята, давайте жить дружно")
- Жить дружно - это хорошо или плохо? Дружба - это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
- А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В.Осеевой ""Просто старушка":
Автор: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Автор: Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка? - спросила девочка.
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка. - Нет!- ответил мальчик
- Ну, тётя? Или знакомая? - спросила девочка
- Да нет же, нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка!
4. Беседа по содержанию рассказа
- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
- Прочитайте пословицу на доске. "Доброе слово человеку, как дождь в засуху". Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
- Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица "Не одежда красит человека, а его добрые дела". (Пословица на доске)
- Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
- Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А.Барто "Вовка - добрая душа".
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.
Баба Яга: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха-ха-ха! Я начинаю.
Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.
Баба Яга: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне, У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.
Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
Дети играют.
Баба Яга: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел невпроворот.
Баба Яга уходит.
Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.
Фея уходит.
5. Физминутка
- Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть "зло" (таблички - зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с "добром" (дети называют добрый поступок и кладут свою "капельку" (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).
6. Коллективное составление аппликации
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: "Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка". Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают),
- А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое "хорошо" и что такое "плохо".
7. Выступление детей
Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же.
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!Если ты пригрел кота
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря!
8. Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми, А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в "Тетрадь добрых дел". Постепенно она превратится в "Книгу добрых дел". Ведь делать добро - это здорово!
- Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда "Если добрый ты". (Приложение 1)
Список используемой литературы
- Малышева Н.И. Доброта спасет мир. С., 2011.
- Семенака.С.И. Уроки добра. /С.И. Семенака. М., 2002.
- multiurok.ru/.../organizatsionnyie-momienty-na-urokakh-v-piervom-klassie
- http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98697960
- http://festival.1september.ru/articles/312735/
- http://www.youtube.com/watch?v=dDK7FrfCLog