Внеклассное мероприятие «Уроки добрых дел»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формирование в сознании детей доброго отношения к окружающим и умения отличать хорошее от плохого; воспитание стремления совершать добрые дела.

Задачи:

  • воспитание стремления помогать нуждающимся;
  • формирование способности различать понятия «милосердие» и «жалость»;
  • развитие представлений учащихся о добре и зле.

Оборудование: плакаты с пословицами: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро"; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планет "Земля", рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни "Если добрый ты", звук летящей ракеты, сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С.Островой)

2. Вступительная беседа

- Сегодня у нас с вами необычный урок - урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой

- Что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)

- Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,... Добро - это когда люди содействуют, помогают друг другу.

- Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

  • любит природу и бережет ее.
  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
  • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой - дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.

- Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)

- Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное.

- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.
Ключ на старт.
Контакт.
Включить мотор.
Пуск.

Дети:

Есть сесть поудобнее.
Есть пристегнуть ремни.
Есть ключ на старт.
Есть контакт.
Есть включить мотор.

- Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)

- А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: "Ребята, давайте жить дружно")

- Жить дружно - это хорошо или плохо? Дружба - это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

- А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.

Дети показывают сценку по рассказу В.Осеевой ""Просто старушка":

Автор: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла ста­рушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал де­вочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Автор: Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка? - спросила девочка.

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка. - Нет!- ответил мальчик

- Ну, тётя? Или знакомая? - спросила девочка

- Да нет же, нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка!

4. Беседа по содержанию рассказа

- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

- Прочитайте пословицу на доске. "Доброе слово человеку, как дождь в засуху". Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)

- Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица "Не одежда красит человека, а его добрые дела". (Пословица на доске)

- Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

- Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А.Барто "Вовка - добрая душа".

Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Баба Яга: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испа­рятся. Ха-ха-ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

Баба Яга: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне, У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Дети играют.

Баба Яга: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел невпроворот.

Баба Яга уходит.

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

Фея уходит.

5. Физминутка

- Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть "зло" (таблички - зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с "добром" (дети называют добрый поступок и кладут свою "капельку" (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

6. Коллективное составление аппликации

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: "Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка". Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают),

- А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое "хорошо" и что такое "плохо".

7. Выступление детей

Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же.
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!

Если ты пригрел кота
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря!

8. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми, А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в "Тетрадь добрых дел". Постепенно она превратится в "Книгу добрых дел". Ведь делать добро - это здорово!

- Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда "Если добрый ты". (Приложение 1)

Список используемой литературы

  1. Малышева Н.И. Доброта спасет мир. С., 2011.
  2. Семенака.С.И. Уроки добра. /С.И. Семенака. М., 2002.
  3. multiurok.ru/.../organizatsionnyie-momienty-na-urokakh-v-piervom-klassie
  4. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98697960
  5. http://festival.1september.ru/articles/312735/
  6. http://www.youtube.com/watch?v=dDK7FrfCLog