Основные свойства логарифмов

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: информационный, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить определение логарифма;
  • познакомиться с основными свойствами логарифмов;
  • научиться применять свойства логарифмов при решении упражнений.

Развивающие:

  • Развивать способности к самостоятельному планированию и организации работы;
  • Развивать мыслительную деятельность обучающихся, формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать с имеющейся информацией.
  • Воспитывать личностные качества обучающихся (умение слушать), доброжелательность по отношению к окружающим, внимательность, аккуратность, дисциплинированность.
  • Воспитывать интерес к предмету и потребности в приобретении знаний.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, Мультимедийная презентация "Логарифмы и их свойства", тесты, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый легкий и
путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций

1. Организационный момент

- Значит, на уроке мы будем размышлять, подражать, т.е. делать по образцу и набираться опыта.

Начнём его с разминки.

Разминка. На экране помещается слайд с кроссвордом из 8 математических вопросов.

Вопросы:

  1. Граница отрицательных и положительных чисел. (ноль)
  2. Решение уравнения? (корень)
  3. Часть математики, которую изучаем в настоящее время? (алгебра)
  4. Равенство, содержащее переменное?. (уравнение)
  5. Равенство двух отношений. (пропорция)
  6. Выражение Д=в2-4ас при решении квадратного уравнения? (дискриминант)
  7. Как называется функция вида? (подскажу сама - логарифмическая)),
  8. Как называется независимая переменная? (аргумент)

Преподаватель задаёт вопросы, при правильном ответе на которые кроссворд на слайде заполняется и даёт ключевое слово «Логарифм».
Какое ключевое слово у нас получилось, что выучили дома на сегодня? - спрашивает преподаватель.

Студенты отвечают: - Логарифм.

2. Проверка домашнего задания

Вычислим устно: На экране появились вопросы, на которые студенты должны были ответить дома. Появляются на экране правильные ответы. Студенты проверяют свои ответы, если что-то не правильно, то исправляют. Преподаватель проверяет у студентов домашнее задание, проходя между рядами.

Повторение теории.

На экране по одному появляются теоретические вопросы, на которые обучающиеся отвечают устно.

- Что называется логарифмом числа в по основанию а?

- Какими могут быть числа а, в?

- Какую формулу называют основным логарифмическим тождеством?

После ответов обучающихся, на экране появляется правильный ответ.

3. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы повторили определение логарифма, основное логарифмическое тождество, дальше мы научимся определять свойства логарифмов( цели урока), которые значительно упрощают нахождение значений выражений, содержащих логарифмы, а в дальнейшем с их помощью мы будем решать логарифмические уравнения и неравенства.

Итак:

- Тема урока «Логарифмы и их основные свойства».

- Открываем тетради и записываем число и тему урока.

Логарифмы, как и любые числа, можно складывать, вычитать и всячески преобразовывать. Но поскольку логарифмы - это не совсем обычные числа, здесь есть свои правила, которые называются основными свойствами.

Эти правила обязательно надо знать - без них не решается ни одна серьезная логарифмическая задача. К тому же, их совсем немного - все можно выучить за один день.

Итак, приступим.

Перечислим основные свойства логарифмов:

В заключение скажу про два тождества, которые сложно назвать свойствами - скорее, это следствия из определения логарифма. Они постоянно встречаются в задачах и, что удивительно, создают проблемы даже для «продвинутых» обучающихся.

  1. loga a = 1 - это логарифмическая единица. Запомните раз и навсегда: логарифм по любому основанию a от самого этого основания равен единице.
  2. loga 1 = 0 - это логарифмический ноль. Основание a может быть каким угодно, но если в аргументе стоит единица - логарифм равен нулю! Потому, что a0 = 1 - это прямое следствие из определения.

4. Проверка знаний: тренировочные упражнения-закрепления

- Мы изучили свойства логарифмов, теперь проверим, как вы ими можете пользоваться (работа у доски).

№495 (а, в), №496(в,г).

1.Вычислите:

1. log36 + log318 - log34

2. log124 + log1236

3. log211- log244

4. log0,39 - 2log0,310

Тест по теме

log3135 - log35;

А) 130; Б) 3; В) 27; Г) 15.

log171

А) 17; Б)0; В) 117; Г) 1.

log375 - log325;

А) log350; Б) 3; В) 1; Г)15.

log0,416 - 2 log0,410;

А) 12; Б) 2; В) - 12; Г) 0,16.

- Вы демонстрировали свои умения в решении упражнений по теме «Логарифмы и их основные свойства» - вы размышляли, подражали и набирались опытом.

- Закончить урок хочется словами известного математика Мориса Клайна:

«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись - радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия - удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело - совершенствовать материальную сторону жизни людей, а Математика способна достичь всех этих целей.

Группе студентов было дано задание на сегодняшний урок: подготовить сообщение - презентация, в виде нескольких слайдов: «Из истории возникновения логарифмов», даем одному из них слово.

5. История возникновения логарифмов

Домашнее задание

  1. Выучить свойства логарифмов
  2. Учебник: § 10, П37 стр. 232-233;

Используемая литература

  1. Алгебра и начала математического анализа : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / [А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.] ; под ред. А.Н.Колмогорова. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

Литература

  1. А. Н. Колмогоров и др «Алгебра и начала анализа» 10 - 11 класс.
  2. С.М. Никольский и др. «Алгебра и начала анализа» 11 класс.
  3. М.И. Сканави «Сборник задач по математике».
  4. Н.В. Богомолов «Практические занятия по математике»
  5. Журнал «Математика в школе».

6. Рефлексия

В конце урока мне бы хотелось вам сказать: Спасибо за урок!