Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы на уроках русского языка. Работа со словарем

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: орфографическая зоркость


ВИД: Прием работы со словарными словами в 1-4 классах.

I. Введение

"Обучать народ - значит делать его лучше;
просвещать народ - значит повышать его
нравственность; делать его грамотным -
значит цивилизовать его"
В. Гюго

В современной начальной школе одними из главных задач обучения являются развитие речи и мышления младших школьников, формирование грамотного письма на уроках русского языка. Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Михаил Ростиславович Львов сказал, что слово "представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".

Чем беднее словарь учащихся, тем сложнее усваиваются ими орфограммы. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности".

Перед каждым современным учителем встает вопрос: как научить учащихся писать орфографически грамотно? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Да и в планируемых предметных результатах освоения учебного предмета «Русский язык» написано: Обучающийся научится верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике).

Чтобы добиться хороших результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.

Каждый учитель начальной школы должен поставить перед собой задачу сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:

  • познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
  • сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
  • научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
  • сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
  • создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.

Новизна педагогического опыта

На мой взгляд, в современной школе система работы по формированию и развитию орфографической зоркости учащихся отсутствует, разработаны лишь отдельные приёмы, повышающие орфографическую зоркость учащихся по русскому языку (проверочные и тестовые работы, диктанты). Создание орфографических алгоритмов и новых приемов обучения приведёт к повышению результативности и достижений учащихся по предмету.

Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

В своей практике на протяжении длительного времени использую прием работы со словарными словами, результаты которого говорят о действенности данного вида работы.

Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов, учащиеся моего класса не являются исключением, они так же допускают много ошибок при написании словарных, поэтому тема методической разработки мной выбрана не случайно.

Цели:

  • создание условий для формирования орфографической зоркости при написании словарных слов.
  • формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
  • воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Самыми главными задачами своей работы при обучении учащихся русскому языку считаю:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь учащихся;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

II. Содержание

Понятие «орфографическая зоркость»

Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и определять, что это за орфограмма. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или прописной буквы. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, учащиеся смогут решить вопрос о его конкретном написании. Умение видеть орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Данное умение ученые называют орфографической зоркостью

Впервые термин «орфографическая зоркость» дан в трудах методиста и педагога В.П.Шереметьевского. Под орфографической зоркостью он подразумевал «пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего». Призывал развивать орфографическую зоркость, пониманию им не как умение видеть орфограмма, а как запоминание графических, зрительных образцов целых слов. [4, с.33]. Такой же смысл в понятие вкладывал и А.Д.Алферов, он усматривал источником орфографической слабости учащихся «недостаточно воспитанную зоркость к форме слова».

В «Методике преподавания русского языка в начальных классах» указано: «Орфографическая зоркость - это умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой». [3, с.34].

Впервые орфографические умения начали включаться в школьную программу по русскому языку с 1978 г.

Вот как определяют понятие «орфограмма» ученые-методисты:

  • М.Р.Львов: «Орфограмма - это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки».
  • Д.Э.Розенталь: «Орфограмма - это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения правил».
  • В.В.Бабайцева: «Орфограмма - это написание, соответствующее определенному правилу».

Данные определения указывают только на специфику орфограмма по сравнению с неорфографическими написаниями, но не подсказывают, как определить, есть ли в слове орфограмма или ее нет.

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, которые необходимо запомнить. Учителя и обучающиеся называют их словарными и словами с непроверяемыми написаниями. Причина многочисленных трудностей в работе с этими словами состоит в том, что чаще всего мы не предлагаем учащимся рациональных способов их запоминания. Суть проблемы в том, что большая часть нагрузки в работе со словарными словами ложится на зрительную память и внимание обучающихся. А эти чисто психологические характеристики у всех детей разные и требуют специальной работы. Если при первом знакомстве словарные слова неверно запомнить или записать в словарь, то вся последующая работа не просто теряет смысл, но и становится вредной. Поэтому нужно эффективнее работать со словарными словами.

Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

III. Методическая часть

Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

Как раньше я организовывала работу со словарными словами? При подготовке к уроку обнаруживала, что на странице учебнике в рамочке есть новое одно или несколько словарных сов. Следовательно, в какой-то этап урока необходимо было вставить знакомство с этим словом. Использовались разные способы запоминания: и картинки, и истории возникновения данного слова, и подбор синонимов и антонимов, и ребусы, и загадки. Но почему-то позже, когда подходило время написания словарного диктанта, результаты очень огорчали. Слова, с которыми работали, которые запоминали в течение нескольких уроков, через определенный промежуток времени забывались детьми. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Я задумалась над данной проблемой: как организовать работу над качественным запоминанием словарных слов и, следовательно, над развитием орфографической зоркости у учащихся.

В своей профессиональной работе пыталась использовать различные авторские приемы запоминания слов. Вот уже несколько последних лет мой прием работы с трудными словами показывает положительные результаты.

Свою работу по освоению "словарных " слов строю следующим образом:

  1. Каждый учащийся заводит словарик сразу на все 4 года. Следовательно, есть возможность вспоминать и повторять слова не только данного года обучения, но и предыдущего (Приложение 2)
  2. Все словарные слова (УМК «Перспектива»), независимо от текущей темы изучения, разделены на группы (чаще всего по 6 слов) (Приложение 1)
  3. Знакомство с новыми словарными словами происходит в начале учебной недели. Таким образом, в течение всей недели ежедневно, и в классе, и дома, происходит запоминание минимум шести слов.
  4. Каждый блок словарных слов имеет свой шифр. Например: 1.4 (первый набор слов за четвертый класс) или 7.2 (седьмой набор слов за второй класс. Это дает возможность организовать работу над конкретной группой слов, вспомнить определенные слова за прошлые года обучения.
  5. Домашнее задание включает в себя обязательное написание определенной группы слов. Например: словарь 5.3.
  6. В конце недели или начале следующей обязательно проводится словарный диктант с проверкой качества запоминания орфографического написания данных слов.
  7. Данный прием работы дает возможность изучить все словарные слова за учебный год в течение первого полугодия. А второе полугодие обучения отводится на отработку орфографически верного написания словарных слов не только за данный год, но и за предыдущие. Это положительно сказывается на качестве запоминания и написания трудных слов.
  8. Само знакомство с новыми словами организовано классическим способом:
    1. Чтение слова молча
    2. Чтение слова вслух
    3. Чтение по слогам
    4. Чтение с ударением
    5. Нахождение «опасного места» в слове (букв в слабой позиции)
    6. Толкование слова
    7. Подбор однокоренных слов
    8. Синонимы, антонимы
    9. Употребление данного слова в речи
    10. Записывание в словарик
    11. Обязательное написание новых слов в домашней работе

На протяжении нескольких лет данный прием доказал свою эффективность, качество написания словарных диктантов стало выше, учащиеся лучше запоминают написание трудных слов. Таким образом, такая работа помогает формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы, следовательно, русский язык становится не таким сложным предметом, и дети с удовольствием изучают один из самых сложных, трудных, но, в то же время, самый красивый, богатый русский язык.

IV. Список литературы

  1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.
  2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Шереметевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности. // Сочинения. - М., 1897.
  5. https://megaobuchalka.ru/12/27659.html
  6. http://urok.1sept.ru/articles/512607
  7. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovanie_orfograficheskoi_zorkosti_u_uchashchikhsia_nachalnoi_shkoly_rabota_
  8. http://geum.ru/next/art-190897.php
  9. https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_08/593.htm