Разработка внеклассного мероприятия в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 10

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Класс: 10.

Цель мероприятия: создание условий для патриотического воспитания обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  • углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о героизме народа-освободителя, о вкладе в дело Победы народа Республики Бурятии.

Развивающие:

  • развивать интерес к изучению истории;
  • расширять область знаний.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свою страну, за советский народ;
  • воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
  • воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Планируемые результаты и универсальные учебные действия:

Личностные:

  • стремиться к саморазвитию и самообразованию;
  • реализовывать творческие способности;
  • проявлять интерес к новому содержанию.

Познавательные:

  • умение анализировать информацию и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;
  • объяснять значения слов.

Коммуникативные:

  • учить слышать и слушать друг друга, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
  • оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

Регулятивные:

  • умение определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.

Межпредметные связи: литература, история, музыка.

Ресурсы: презентация, компьютер, проектор, плакат, «черный ящик», предметы «черного ящика», наградной материал.

Эпиграф на плакате:

Никуда от памяти не деться,
Не познать покоя, тишины.
Остаётся вечной болью в сердце
Сын, не возвратившийся с войны.
Роберт Рождественский

Ход мероприятия

Открывает мероприятие стихотворение Константина Симонова.

Ученица:

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.
Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет,
Тех, кто вперед решил идти.
В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Исполнение песни «Бери шинель» (учащиеся 10б класса, гитара)

Учитель: Эту песню большинство считают военной и фронтовой. Победной! Между тем родилась она через три десятка лет после Великой Победы - в 1975-м.году. А фронтовой - по духу, по словам и нотам - она стала потому, что пропитанные порохом стихи написал участник Великой Отечественной войны Булат Окуджава. Музыка - композитора Валентина Левашова, который почти всю войну провел на передовой вместе с армейскими артистическими бригадами. Эта песня посвящена советским воинам, не вернувшимся с полей сражений.

Указом Президента РФ 2020 год объявлен годом памяти и славы. 9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Как вы думаете, для чего это нужно? (ответы учащихся)

Стихотворение Виталия Колесника «Эту память не задушишь, не убьешь…» (читает ученик 10 класса).

Ученик:

Уже в далёком, сорок пятом,
Весь мир встречал нас на ура
И знаки памяти солдатам
Погибшим, каждая страна
Без принуждения открывала.
Фашизм повергнут, русским слава!

Был Сталинград - и мир за русских,
А как восторженно встречал
Победу наших войск под Курском.
И каждый после Курска знал,
Что близок день - замолкнут пушки,
Танк - на бетонные подушки.

Да нам, конечно помогали
И слово лизинг каждый знал,
Но фронт второй не открывали,
А он бы так не помешал...
И мы упорно наступали,
Враги кусались, но бежали.

Был Тегеран, была и Ялта,
А всё закончилось в Берлине
И историческая дата
Напоминает всем о мире,
О страшных ужасах войны.
Свидетели ещё живы.

Когда к победному костру
Союзники всем скопом сели,
Мы с ними столько песен спели
Про ту победную весну.
Тогда победу не делили,
Им их предательство простили.

Но время- мера бессердечна
Течёт бесстрастно в бесконечность,
И жизнь отдельная не вечна.
Мир погружается в беспечность
И появляются в верхах
С историей кто не в ладах.

Россия, да, в войне страдала,
Но что она сама могла,
Когда против врага стояла,
Большая, нищая страна.
Так думают о нас сейчас
Те, предков чьих народ наш спас.

Был ли Гастелло и Матросов,
Бали ли Зоя и Панфилов-
У этих нет таких вопросов,
А познавать им запретило
Сообщество переселенцев
С других миров, то бишь пришельцев.

Да нет следов от той войны,
Кругом цветущие сады,
И нет уже и той страны,
Что мир спасла от той чумы.
Но жив народ, он победитель,
Он вечной памяти носитель.

Учитель: Это стихотворение написал наш современник, Виталий Колесник, (публикация 07.05.2016г.) замечательно выразив проблему нашего общества, поднимающего вопросы памяти о событиях и героях Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Проведение игры «Эту память не задушишь, не убьешь…»

I этап «Быль или небыль»:

- Какие дискуссионные вопросы, мифы о ВОВ и Второй мировой войне поднимают жители нашей планеты? (засчитываются правильно названные вопросы истории)

- К стратегическим просчетам Сталина иногда относят то, что у нас не было талантливых полководцев на начало ВОВ. Правда ли это? (На самом деле это не совсем так. В 1942 г. Сталин отдал приказ о подготовке и проведении сразу четырех контрнаступлений. Ему возражал Г.К.Жуков, но не был услышан. Итог - провал этого плана, прорыв немцев к Сталинграду.)

- Существует мнение: Курская битва была выиграна за счет большого перевеса в живой силе, то есть советских солдат было значительно больше и поэтому Красная Армия смогла победить под Курском Так ли это?

- Некоторые историки отдают предпочтение решающему значению в победе над фашистской Германией Второму фронту и поставкам по ленд-лизу. Что вы думаете об этом?

Существует миф, что советские солдаты сражались лишь потому, что за их спиной были заградотряды, которые расстреливали отступавших из пулемётов. Что вы думаете об этом?

II этап: «Родной город»

  1. В этом здании г.Улан-Удэ с августа 1941г. размещался лечебный корпус эвакогоспиталя № 943 С января 1942 госпиталь специализировался как нейрохирургический. В ноябре 1945 г. на базе госпиталя организован республиканский госпиталь для инвалидов на 200 мест. Просуществовал до сентября 1946 г. Эвакогоспиталь принимал тяжелораненых бойцов, поступающих с Центрального, Юго-Западного, Ленинградского фронтов. Здесь получали необходимую медицинскую помощь одновременно до 350 человек, преимущественно имеющие тяжелые черепно-мозговые травмы. Во время работы госпиталя бывшие хозяева здания продолжали работать в помещении ДК ЛВРЗ (ныне - Городской культурный центр), а также в помещении вечерней школы (нынешняя гимназия № 59). В 1944 г. прошедшие лечение бойцы в память о пребывании в госпитале посадили аллею тополей возле школы. Назовите это здание. (СОШ № 42 г. Улан-Удэ)
  2. После окончания педагогических курсов работал учителем в начальной школе № 12 города Улан-Удэ. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт). Младший лейтенант П.Т.Харитонов 28 июня 1941 года в воздушном бою над Ленинградом, израсходовав все боеприпасы, впервые за время обороны Ленинграда применил воздушный таран, срезав пропеллером руль высоты самолёта противника. После войны продолжал службу в ВВС. (Пётр Тимофе́евич Харито́нов)
  3. Воздушный стрелок-радист 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС Северного флота (5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота), гвардии старший сержант, особо отличившийся в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск.. 16 октября 1944 года на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет (Норвегия) самолёт-торпедоносец был подбит. Экипаж горящего самолёта сбросил торпеду и потопил транспорт врага, но сам погиб, до конца выполнив свой воинский долг. Назовите имя этого Героя Советского Союза из Бурятии. (Асеев Григорий Сафронович)

III этап: «Черный ящик»

  1. Они были бытовой необходимостью: советские "Труд Вача" и немецкие "Золинген" (бритвы)
  2. Невидимый враг, который не щадил солдат обеих армий (рисунок «вши»)
  3. Это было очень распространено в годы войны: в тылу девушки их шили, отправляли на фронт в качестве подарков для бойцов. Туда часто вкладывалось короткое письмо с пожеланием бить врага и с обратным адресом. Бойцы получали такие подарки от незнакомок. Очень часто между бойцами и отправительницами завязывалась переписка, которая позже могла перерасти в близкие отношения. (кисеты для махорки)
  4. Она стала символом ленд-лиза, которую в народе называли "второй фронт". Но не только американцы были ее поставщиками. Улан-Удэнский комбинат, который это производил в военные годы, занимал третье место по объему валовой продукции. (Банка тушёнки. Улан-Удэнский мясоконсервный комбинат)
  5. В годы войны женщины на фронте считали счастьем если они могли раздобыть это… к примеру целое подразделение телефонисток могло сшить себе нижнее белье из этого предмета. (парашют)

Подведение итогов игры. (активные участники отмечаются дипломами, георгиевскими лентами)

Учитель: К сожалению, в противоречивом современном мире существуют различные точки зрения на события 1941-1945гг., а зачастую пропаганда, желающая осквернить память о героических страницах нашей родины. Поэтому мы должны помнить о подвиге нашего народа в ВОв, знать события и факты своей истории.

Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!.. (на фоне музыки)

Используемые ресурсы:

  1. https://stihi.ru/avtor/wkol39
  2. https://pikabu.ru/story/7_glavnyikh_mifov_o_velikoy_otechestvennoy_voyne_5895865
  3. https://special.klops.ru/veshivoyna (для «черного ящика»)