Урок русского языка в 6-м классе "Морфологические признаки имен прилагательных"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: морфологический разбор, прилагательные


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.
  • Развивать память, мышление учащихся при выполнении различных заданий.
  • Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес к урокам русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал с текстами, тесты, письмо, мыши и нарисованные домики.

Ход урока

I. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, вы это заметили уже, поэтому обернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте наших гостей. Желаю вам плодотворно поработать сегодня и усвоить все, о чем мы будем говорить. Садитесь.

Запишите число и классную работу.

II. Актуализация

- Мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.

Слайд 1

Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам работник исторического музея. Недавно я решил прочитать легенду о казанском коте, которую я очень люблю, но, открыв ее, увидел, что из текста пропали слова. Помогите восстановить их.

- Ребята, посмотрите у вас на партах лежат тексты этой легенды с пропущенными словами. У этих слов есть особые приметы: отзываются на вопрос какой? чей?, легко приспосабливаются к любому предмету.

- Ребята, слова какой части речи пропущены в данном тексте? (прилагательное)

- Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Слайд 2 (На слайде слова) Мудрый, простой, императорский, толстый, рыжий, прекрасный, красивый, казанский, уникальный, огромный, старый, добрый.

Учащиеся вставляют пропущенные слова в текст.

Слайд 3 (проверка с эталона) Итак, что же у нас получилось? У всех ли так? (учитель читает текст)

Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань и остановилась в простом купеческом доме, поскольку не были построены еще тогда императорские квартиры. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.

- Что за порода такая? - поинтересовалась царица.

- Это порода особая. Казанские коты - прекрасные мышеловы и крысоловы, - ответили ей.

Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов. Увезла их с собой в Петербург, и приняли котов на государственную службу. Стали они ловить крыс и мышей в подвалах Эрмитажа, потому что мышеловки мышеловками, но лучше котов казанских с делом государственной важности - охраной уникальных шедевров Эрмитажа - до сих пор никто не справлялся.

Таким образом, коты помогли извести грызунов. Нынешние же потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов сейчас живут в Государственном Эрмитаже. В благодарность за боевую отвагу, каждое 1 апреля сотрудники музея устраивают для них праздник живота - балуют всякими кошачьими вкусности в огромном количестве. Потомки казанских котов это ценят, и не дают покой мышам, как и в старые добрые времена.

В 21 веке в память об этом событии коту казанскому поставили памятник на улице Баумана в Казани и на берегу озера Раифского Богородицкого Монастыря в окрестностях Казани.

Слайд 4

- Видели ли вы этот памятник?

- А знали ли вы, почему поставили памятник коту?

- Теперь вы знаете, чем заслужил простой кот такой красивый памятник.

- А теперь докажите, что слова, которые вы вставили в текст это имена прилагательные. Как вы будете это доказывать?

(Ученики называют морфологические признаки им.прилагательных - обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?, являются определением, имеют род, число, падеж, степени сравнения, бывают полные и краткие)

- Итак, мы подошли к теме нашего урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Об имени прилагательном, его морфологических признаках)

- Запишем тему урока в тетрадь.

Слайд 5

- Посмотрим на экран и проверим, все ли признаки прилагательного мы назвали? (читает ученик)

  1. Обозначает признак предмета.
  2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
  3. Постоянные признаки: разряд по значению.
  4. Непостоянные признаки: степень сравнения, краткая и полная форма (качественные) род, число, падеж.
  5. Синтаксическая роль.

III. Формирование УУД

1) - Попрактикуемся в выделении морфологических признаков прилагательных.

Слайд 6 - На экране вы видите прилагательные, ваша задача образовать от них краткие.

Добрый, старый, казанский, прекрасный, уникальный, простой, государственный, кошачий

(ученики записывают в тетрадь)

- От всех ли

2) - Исходя из прочитанной легенды, какие можно подобрать определения коту?

(добрый, толстый, рыжий, казанский, мудрый, красивый)

- Образуйте от них все степени сравнения, сравнительную и превосходную:

Например, добрый - добрее, более добрый, добрейший, самый добрый

3) - Вы знаете, там, где есть кот, там есть и мыши. Посмотрите на доску, вы видите мышей, для того, чтобы наш кот казанский не поймал заморских гостей, поможем им добраться до их домиков. На домиках указаны разряды прилагательных - качественные, относительные, притяжательные. Перевернув мышку, вы увидите прилагательные, определив разряд которых вы отправите мышку в тот или иной домик. Выходим по одному (ученики работают)

Слайд 8

- Проверим все ли мышки в своих домиках. 1 ряд проверяет качественные, 2 ряд относительные и 3 ряд притяжательные. (Проверка по эталону на проекторе)

Качественные

Относительные

Притяжательные

важный

вчерашний

Орлиный

Узкий

Стальной

заячий

Робкий

Зимний

Папин

сладкий

Каменный

Лисий

Смелый

игровой

мышиный

IV. Закрепление

Работа в группах

- Вернемся к тексту нашей легенды. Ваша задача сделать морфологический разбор одного выделенного прилагательного в тексте. (На экране предложения)

Слайд 9

  • 1 ряд. Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов.
  • 2 ряд. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.
  • 3 ряд. Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань.

Проверка

V. Игра

- Каких героев мультфильмов - котов вы знаете? (Матроскин, Том, Леопольд)

Слайд 10 - Ну и конечно, вам знаком этот персонаж? (да, это кот Леопольд)

- Чему всегда учил кот Леопольд? (жить дружно, быть добрым)

- А кто постоянно мешал Леопольду и вредил ему? (Мыши)

Слайд 11 (работа по вариантам).

- Теперь представим, что мы герои мультика:

  • 1 вариант - Кот Леопольд расскажет, какими он хочет видеть всех детей на свете: славными, добрыми,…
  • 2 вариант - Мыши же хотят видеть детей злобными, жадными,…

Задание: продолжить ряд прилагательных, соответствующих Коту Леопольду и вредным мышам.

(Проверка)

Слайд 12 - Теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: «Я какой???» (слушаются ответы)

VI. Контроль. Тестирование

Раздаются листочки с тестом, ученики отмечают правильный вариант

1. Имя прилагательное - это
а) член предложения,
б) часть речи.

2. Имя прилагательное обозначает
а) предмет,
б) действие предмета,
в) признак предмета.

3. Имя прилагательное изменяется
а) по родам и падежам,
б) по падежам,
в) по родам, числам и падежам.

4. Падеж прилагательного определяется
а) по окончанию прилагательного,
б) по вопросу от существительного к прилагательному,
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.

5. В каком предложении словосочетание "существительное + прилагательное" стоит в Винительном падеже?
а) Ветер гнал вперёд лёгкий парусник.
б) По поверхности моря мчался лёгкий парусник.

6. Найдите прилагательное во множественном числе.
а) широкие,
б) широкое,
в) широкий.

VII. Рефлексия

- Итак, наш урок подошел к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?

Слайд 13 У вас у каждого на партах лежат зеленые и розовые кружочки: оцените свою работу на уроке. Зеленый - у меня все получилось, я все понял, розовый - я ничего не понял, многое не получилось. Поднимите тот кружочек, который соответствует вашей работе на уроке.

VIII. Домашнее задание

Слайд14: побывайте на улице Баумана и сфотографируйтесь с памятником казанскому коту, пришлите мне на электронную почту эту фотографию и опишите, используя прилагательные, каким изобразил скульптор кота.