Профессиональный имидж современного учителя физической культуры

Разделы: Профессия — педагог

Класс: 5

Ключевые слова: имидж педагога


Введение

Имидж вообще - это облик или образ, несущее в себе глубокое самовыражение, желание жить полноценно, красиво, независимо. Профессиональный имидж учителя физкультуры по всему процессу усложняется еще и тем, что он подается детям, которых невозможно обмануть ни морально, ни физически. У них очень открытая душа, через призму которой они сканируют учителя, не давая ему не одного шанса для фальши.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

1. Личный настрой с опорой на позитивную «Я-концепцию»

Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.

2. Фейсбилдинг и физиогномика

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Какой же должна быть маска учителя?

Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

3. Кинесика, жесты

В первую очередь учитель должен правильно себя преподнести и увлечь за собой поток знаний и умений, которые в нем заложены. Для этого нужно:

Не одевать «маску» равнодушия и строгости на свое лицо. Вести себя надо естественно, движения тела должны быть спокойными, без резких движения, глаза должны «гореть» и «светится». Ведь эффект первого впечатления - это показ своего образа. То, что ты преподаешь в первую минуту, то и получишь в процессе всего урока.

4. Дизайн одежды

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

В силу своей специфики работы, учитель физкультуры должен одевать спортивный костюм, показывая пример детям. Но исходя из того, что учителя оценивают тысячи глаз учащихся, нужно подбирать одежду исходя из пропорций своего тела. Костюм должен гармонично подходить к нашему лицу, прически, телу и характеру.

5. Манера и этика поведения

Одна из главных особенностей имиджа учителя физкультуры - это манера поведения. От того как мы ходим, как следим за мимикой своего лица, как преподнесем свое настроение, зависит взаимопонимании учащихся. А отсюда главная составляющая учителя педагога - довести до ребенка все знания и умения, правильно использую свой имидж.

Манеры - это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние - это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние - наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе - это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.

6. Саморегуляция

«Начальным моментов в создании и осознании необходимости изменения имиджа является самоанализ. Он будет складываться из нескольких моментов: сначала человек дает оценку себе. Для этого используется специальные анкеты, а также вопросы, которые условно делятся на две категории: чего я хочу изменить и как это сделать. Возможно, акцентировать свое внимание на следующем.

Анализируем качество - это достоинство или недостаток? Как его можно развить, или как избавиться от него? Чему еще надо научиться? Где и в каком объеме можно получить недостающую информацию? Потребуется ли перемены специального изучения или достаточно самообразования?

Затем эти же вопросы задаются разным категориям людей, с которыми общается человек (коллеги по работе, родители, друзья и др.), и затем полученные данные анализируются и сравниваются.

Следующий момент в плане действий по созданию имиджа это определение, для кого предназначается изменение имиджа. Здесь важны два момента: 1) определение того, как оценивают вас коллеги, и соответственно на какую группу коллег следует произвести наилучшее впечатление; 2) в создании имиджа действует принцип (качелей имиджа): его нельзя создать в каком-то одном направлении, он создается сразу во многих направлениях. Например, для руководства он проецируется как бы вверх, для коллег - в стороны, для персонала или учеников вниз. Нужно определить, насколько официально или не официально будут у вас отношения с разными людьми. Эти отношения выражаются через принятие этикетных правил общения, надежды, инструкции, способов общения. Поэтому создаваемый имидж должен быть приспособляемым и к ситуации, и к участвующим в ней людям.

Еще одним шагом в создании имиджа станет работа по достижению его убедительности. Это можно осуществить с помощью таких приемов, как: создание в общение с другими людьми положительных моментов;

  • способность найти точки соприкосновения, поэтому в других людях надо находить то, что объединяет, а не разъединяет вас с окружающими;
  • способность уважать ожидания людей. Если вы поступаете по другому, то люди теряются и не знают, чего можно ожидать от вас в следующий раз.

Еще в матрицу имиджа преподавателя физкультуры входит - самозащита. На это не реагирования учителя на конфликт с учеником применяя физическую силу, а умение уйти от конфликта, признавая свои ошибки и правильно и своевременно объединяя ошибки ученика.

Заключение

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно, говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характетики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», - пишет В.М.Шепель.

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств «идеальной» модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания.

В.А.Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации». Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Очень остро профессиональный имидж учителя проявляется и открывается на открытом уроке с учащимися другой школы. Когда на тебя сконцентрировано внимание десяток глаз посторонних взрослых и детей. Вот тут по-настоящему и раскрывается твой имидж. После первой минуты начала урока, скованность уходит, ты видишь только детей, которым полностью «отдаешься» весь и без остатка, отдавая знания и получая моральное удовлетворение от того что тебя поняли, схватили «материал», и у них все получилось.

Вот после этого начинаешь осознавать и понимать, что свой имидж ты преподнес, построил и выдал правильно.

Список литературы

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. / Народное образование №2, 2006.
  2. Девис Ф. Создай себе имидж. - Минск, 2005.
  3. Журавлев Д. Имидж учителя - необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2004.
  4. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
  5. Капустина З. Имидж современного педагога// Учитель №1, 2006.
  6. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.// Учитель №3, 2005.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. // Учитель №6, 2002.
  8. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.// Преподаватель, 2004, №1.
  9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2006.