Математика, группа №5. 18а «Повар-кондитер» 43.01.09. 2 курс. Урок №26
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. образовательных учреждений/ А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницкий и другие. Москва «Просвещение» 2013 год.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
- ввести понятие интеграла и его вычисление по формуле Ньютона-Лейбница, используя знания о первообразной и правила ее вычисления;
- проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции;
- закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.
Задачи урока:
- Образовательные:
- сформировать понятие интеграла;
- формирование навыков вычисления определенного интеграла;
- формирование умений практического применения интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся, развивать математическую речь, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- развивать интерес к предмету с помощью ИКТ.
- Воспитательные:
- активизировать интерес к получению новых знаний, формирование точности и аккуратности при вычислении интеграла и выполнении чертежей.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: Тригонометр (график функции косинус), интерактивная доска, переносная доска, магнитная доска, обычная доска, кроссворд, тест, математическая лото, доклады обучающихся, презентация.
Тип урока: Изучение новой темы.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с организационным моментом.
- Актуализация опорных знаний - работа у доски, тест с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний, обобщение материала.
- Изучение нового материала.
- Обогащение знаний - знакомство с историей интеграла, презентация
- Закрепление материала.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Творческое домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Мотивационная беседа с организационным моментом
Поприветствовали друг друга. Отметили отсутствующих обучающихся.
2. Актуализация опорных знаний - работа у доски, тест с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний, обобщение материала
Преподаватель: На прошлом уроке вы узнали, что такое криволинейная трапеция и вывели формулу для вычисления ее площади. Чтобы закрепить эти понятия, для выполнения дома было задано?
Обучающийся: № 353(а), №353(б).
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
а) у=х2,
- у=0,
- х=3.
б) у=cosx,
- у=0,
- х=0,
- х=π/2.
Преподаватель: Решим их на доске. (Разобрать решение у доски, вызываются двое обучающихся). Пока они записывают решения, все остальные работаем по тесту. Тест проецируется на интерактивную доску. Через 5 минут соберу талоны ответов и спроецирую на доску схему верных ответов, чтобы вы проверили и оценили свои знания по теме: «Первообразная» т.е. самоконтроль. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Верные ответы:
1 |
х |
|
|
|
2 |
|
|
х |
|
3 |
|
х |
|
|
4 |
|
|
х |
|
5 |
|
|
х |
|
Тест №1
1. Найдите первообразную функции f(x)=2х+5.
- х2 +5х+с.
- 7х.
- 2.
- 2х2+5х.
2. По какой формуле можно вычислить площадь крив. трапеции.
- S=F(a)-F(b).
- S=F(a)+F(b).
- S=F(b)-F(a).
- S=F(a)-F(b).
3.Сколько первообразных имеет одна и та же функция?
- одну.
- множество.
- не больше двух.
- 0.
4. Найдите первообразную функции f(х)=4х3+5х-3.
- 4х +5
- 4х2+1
- х4+5х2/2-3х+с
- 2х2+с
5. Найдите общий вид первообразных f(х)=2sinx.
- 2sinx+c
- cosx+c
- -2cosx+c
- -2sinx+c
Преподаватель: Проверим решения заданий на доске.
Обучающийся: Вычислены площади фигур, ограниченные линиями по формуле: S= F(b)-F(a).
Преподаватель: Отметьте у себя в тетрадях. Запись формулы для вычисления площади криволинейной трапеции и решение одной из номеров (более удобной для использовании далее) оставляем на доске, все остальное убираем с доски.
3. Изучение нового материала
Преподаватель: S= F(b)-F(a) - формула для вычисления площади криволинейной трапеции.
На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим другой подход, более широкий, к задаче нахождения площади криволинейной трапеции, который своими корнями уходит в глубокую древность. Еще 3 веке до нашей эры великий Архимед усовершенствовал метод решения задач на вычисление площадей, предложенный Евдоксом Книдским. Назвали этот метод - «Метод исчерпывания», который спустя две тысячи лет был преобразован в метод интегрирования. В его основе лежит такое понятие, которое мы с вами сейчас узнаем.
Так, что же, интересно, лежит в основе этого метода?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разгадать кроссворд.
1и |
|
|
|
|
|
|
|
2н |
|
|
|
|
|
|
|
3т |
|
|
|
|
|
|
|
4е |
|
|
|
|
|
|
|
5г |
|
|
|
|
|
|
|
6р |
|
|
|
|
|
|
|
7а |
|
|
|
|
|
|
|
8л |
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
- Промежуток. (Интервал).
- Что мы хотим узнать, решив кроссворд. (Название).
- Четырехугольник или криволинейная… (Трапеция).
- Наименьшее положительное число. (Единица).
- 0 - это (Граница) положительных и отрицательных чисел.
- Название квадратного корня. (Радикал).
- Независимое переменное. (Аргумент).
- - математическая название фигуры. (Ломанная).
По вертикали:
- Понятие, которое лежит в основе метода интегрирования и тема нашего урока.
Обучающийся: Это, правильно, ИНТЕГРАЛ.
Преподаватель: Что такое интеграл? Мы с вами сейчас определим и рассмотрим формулу его вычисления - формулу Ньютона-Лейбница.
Итак, запишем тему сегодняшнего урока.
Тема: «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».
В чем же состоит «метод исчерпывания» Архимеда. Продемонстрируем его. Предположим, что нужно вычислить объем лимона, имеющего неправильную форму, и поэтому применить какую-нибудь известную формулу нельзя. С помощью взвешивания найти объем также трудно, так как плотность лимона в разных его частях разная. Поступим следующим образом. Разрежем лимон на тонкие дольки. Каждую дольку лимона можно считать цилиндриком, радиус основания, которого можно измерить. Объем такого цилиндрика легко вычислить по формуле: Y=πR2H. Сложив oбъемы маленьких цилиндриков, мы получим приближенное значение объема всего лимона.
Применим аналогичную процедуру для вычисления площади криволинейной трапеции. Рассмотрим ее на отрезке [а; в]. Разобьем отрезок [а; в] точками на несколько равных отрезков a = x0<x1<…<xn-1<xn= b, k=1, 2, …, n-1, n.
Определим длину одного такого отрезка [хk-1; хk] dx= b-a/n,
d - начальная буква латинского слова differentia (разность).
На каждом таком отрезке построим прямоугольник с высотой f(xk-1).
Площадь Sn = S1 +S2 + S3 +…+ Sn-1 + Sn (по свойству площади).
Sn = f(x0)dx + f(x1)dx +…+ f(xn-1) = dx(f(x0) + f(x1) +…+ f(xn-1)) = f(x)dx
В силу непрерывности функции f(x) объединение построенных прямоугольников при большом n, почти совпадают с интересующей нас криволинейной трапеции. Поэтому Sn"S при больших n. Это число называют интегралом функции.
Определение. Для положительной непрерывной функции f(x) определенной на конечном отрезке [а; b] интегралом называется площадь соответствующей криволинейной трапеции.
Итак, интеграл - это площадь - геометрический смысл.
Интеграл от функции f(x) на [а;b] обозначается так: ∫f(x)dx, где
∫- знак интеграла - стилизованная запись буквы S - первой буквы слова «сумма» на латинском языке.
а, b - пределы интегрирования
a - нижний предел интегрирования
b- верхний предел интегрирования
f(x) - подынтегральная функция
x - переменная интегрирования.
Прямое вычисление площадей некоторых фигур, а значит и интегралов от некоторых функций, проделал Архимед. Однако лишь в 17 веке английскому ученому Исааку Ньютону в 1671году и Готфриду Лейбницу - немецкому ученому в 1684 году удалось открыть общий способ вычисления интегралов.
Преподаватель: Если S=F(b) - F(a) и S=∫f(x)dx.
Вопрос: Что мы имеем, если левые части двух равенств равны -?
Обучающийся: Если левые части двух равенств равны, равны и правые.
Значит:∫f(x)dx = F(b) - F(a). (Пишет формулу на доске).
Преподаватель: Правильно, эта формула - Формула Ньютона-Лейбница ∫f(x)dx=F(b) - F(a).
Запишите в тетради и обведите в рамочку.
4. Обогащение знаний - знакомство с историей интеграла, презентация
Сообщение обучающегося. Презентация.
Многие значительные достижения математиков Древней Греции в решении задач на нахождение квадратур (т.е. вычисление площадей) плоских фигур, а также кубатур (вычисление объемов) тел связаны с применением метода исчерпывания, предложенным Евдоксом Книдским (ок. 408- ок. 355 до н.э.) все эти задачи мы сейчас относим к задачам на вычисление площадей.
5. Закрепление материала
Пример 1: Вычислите интеграл от -1 до 2. ∫x2dx
Пример 2. Вычислите интеграл от 0 до π. ∫Sinxdx
6. Самостоятельная работа
Преподаватель: №357(а, б) - дается на интерактивной доске решение данных номеров, чтобы обучающиеся осуществили контроль самоконтроль, взаимоконтроль)
7. Подведение итогов урока - обобщение результатов урока
8. Творческое домашнее задание - на интерактивной доске по электронному учебнику показываем
Пример 3: Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями (сделать рисунок) f(x)=Sinx, у=0, x=0, x=π. (использовать тригонометр - график функции синус - синусоиду) разобрать дома. (изучение данной темы продолжим на следующем уроке)
Д/З. §8, П.30. №357(в, г). Пример №3 стр.185.
9. Рефлексия
Преподаватель: У вас на столах коррекционные листы, где вы должны продолжить предложение - со следующей колонки и передать мне при выходе (при наличии времени на уроке можно побеседовать).
На уроке я работал(а)_________________
Своей работой на уроке я__________ Урок для меня показался___________ Материал урока мне был___________ Мое настроение__________________ |
доволен / не доволен
|