Классный час "Дорогами добра"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: духовное воспитание


Пояснительная записка

В современном образовательном процессе особое внимание необходимо уделять развитию и классификации основных понятий этики таких, как понимание добра и зла.

В данной методической разработке представлен опыт проведения мероприятия, после организации которого были замечены значительные улучшения в межличностных отношениях в классе.

Тематическое направление данного воспитательного мероприятия: духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия: «Дорогами добра».

Актуальность данной темы несомненна, так как именно в начальной школе необходимо организовывать целенаправленную работу по пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Также данное мероприятия имеет эмоциональный характер, так как опирается на опыт, приобретенный учащимися самостоятельно.

Целевая аудитория: 2-3 класс, 7-9 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данное мероприятие организовывается в неразрывной связи с воспитательным процессом в целом наряду с такими мероприятиями, как «Галерея доброты», «Доброта - всему голова», «Улыбнись, другу!» и т.д.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о добрых делах.

Задачи:

  • Рассказать учащимся о многообразии добрых дел, которые они могут самостоятельно совершить.
  • Провести опрос учащихся о добрых делах, которые они уже совершали.
  • Развивать умение обобщать и анализировать.

Планируемые результаты:

  • формирование доброго отношения к окружающим;
  • развитие умения сопереживать другому;
  • понимание себя в обществе.

Форма проведения мероприятия: классный час.

Классный час позволяет организовать взаимодействие учащихся и учителя в непринужденной обстановке, что способствует созданию атмосферы доверия друг другу.

Педагогические технологии: групповые технологии, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.

Материалы: шкатулка, рисунок солнца на асфальте, видеокамера, ромашки из бумаги.

Рекомендации по использованию методической разработки:

Предложенное воспитательное мероприятие может проводиться в любой момент учебного года; оно не привязано ко времени. Желательно ориентировать на теплое время года (ранняя осень, поздняя весна) с целью проведения флэш-моб, завершающего данного мероприятие.

Основная часть

Подготовка мероприятия: данное мероприятие достаточно рационально в подготовительном плане, т.к. во время его подготовки от учителя требуется:

  • Подготовить шкатулку добрых дел.
  • Подготовить видеокамеру для съемки флэш-моба.
  • Предварительно нарисовать солнца на пришкольном участке для проведения флэш-моба.
  • Подготовить и вырезать ромашки из бумаги.

Учащиеся в дополнительной подготовке не нуждаются.

Ход воспитательного мероприятия

Доброе утро, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и подарим улыбку своим одноклассникам. (звучит музыка)

Как вы думаете, а важно ли вовремя улыбнуться человеку?

Учащиеся: Я считаю, что вовремя подаренная улыбка означает поддержку, согласие. Человек понимает, что он не одинок.

Учитель: Все верно. Иногда человек нуждается в добром слове, рукопожатии, а иногда даже просто в улыбке.

(Учитель достает шкатулку)

Ребята, я вам предлагаю собрать копилку добрых дел.

Как по-вашему, что такое «доброе дело»?

Учащиеся: Доброе дело - поступок, которые дарит радость.

Учитель: Замечательно. У вас перед вами лежит ромашка. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Ваша задача составить «список» добрых дел на ваш взгляд. У вас есть 5 минут. На каждом лепестке должно быть написано одно доброе дело. Далее вы должны презентовать ромашку.

Презентация ромашек. Каждая группа выходит и представляет свой опыт.

Учитель: Ребята, вы правильно понимаете, что такое добрые дела. Молодцы! Однако, давайте немного расширим ваше представление о них. Как вы уже знаете добрым поступком порой может быть доброе слово, жест внимания, а что еще?

Учащиеся: Может быть, объятие?

Учитель: Да, верно. Объятие также может подарить человеку спокойствие и уверенность в том, что он поступает правильно или имеет поддержку.

Физкультминутка

Учитель: Ваша задача свободно перемещаться по классу, а по команде (звонку) объединиться в группу по несколько человек (точное количество я буду называть) и обнять друг друга. Отлично, начали.

Группа по 2 человека, по 6 человек, по 3 человека, по 5 человек… (Можно повторять задание, потому что пары так или иначе будут меняться)

Учитель: и с этим заданием вы справились. А часто ли дома вы помогаете родным и близким? Поднимите пожалуйста честно руку тот, кто помогает каждый день своим родным. А как вы помогаете?

Помощь родным - это очень важная часть жизни каждого человека, потому что именно они нуждаются в самой большей заботе и внимании. Скажите пожалуйста значит ли это, что остальным не нужно помогать?

Как вы можете помочь людям на улице?

Учащиеся: помочь перевести через дорогу, помочь поднять вещи, если что-то упало.

Учитель: верно. А если ли такая помощь, которую мы еще не назвали, которая очень нужна? Как вы думаете, кому еще мы должны помогать?

Учащиеся: одноклассникам, если они не поняли что-то на уроке можно объяснить на перемене материал.

Учитель: Молодцы! Но следует помнить, что не надо оказывать медвежью услугу. Что это как вы думаете? Это не оказание помощи, а выполнение за человека. Представим ситуацию: у вас сейчас на уроке математики решаете примеры. Ваш одноклассник, который сидит с вами не понимает, как выполнять это задание. Вместо того, чтобы объяснить ему, вы решаете за него этот пример. Так, он получил правильный ответ, но сможет ли он решить подобное задание на самостоятельной работе? Ответ очевиден.

И все-таки, чтобы шкатулка добрых дел у нас наполнилась, каждому из вас необходимо сказать в нее по одному поступку, который подарит радость. Начинаем. (Дети по очереди передают шкатулку и называют по одному доброму делу. Если кто-то из учащихся растерялся, то все вместе помогаем ему)

Ребята, а вы заметили, что даже сейчас во время этого задания, вы совершили доброе дело. Вы помогли не только собрать копилку добрых дел (и теперь вы знаете, что может помочь людям), но еще своими подсказками вы выручали друзей. Похлопайте друг другу.

А только ли люди нуждаются в помощи?

Учащиеся: нет, еще и животные.

Учитель: а как мы можем помочь животным?

Учащиеся: взять бездомное животное домой.

Учитель: Да, это хорошее дело, но взять всех бездомных животных мы не в состоянии.

Учащиеся: нет, можно просто покормить их.

Учитель: в этот момент они станут немного счастливее.

Однако, почти у каждой вещи есть противоположное явление, и мы не можем не поговорить… О чем?

Учащиеся: о плохих поступках.

Учитель: правильно. Я думаю, что каждый из вас если задумается сейчас может вспомнить что-то плохое, то, что совершил когда-либо. Называть это вслух мы, конечно, не будем. Скажите только пожалуйста, плохие поступки тянут вниз человека?

Учащиеся: Конечно, тянут. От их совершения людям становится тяжело.

Учитель: а почему такое происходит?

Учащиеся: потому что у каждого человека есть совесть.

Учитель: да, внутренний голос не дает покоя человеку, который совершил плохое действие.

Скажите, а вам бывает тяжело от того, что вы совершили плохой поступок?

Учащиеся: да, такое бывает.

Учитель: я вам предлагаю забыть о своих плохих поступках. У меня есть волшебный клубок, который вместе с собой унесет все плохое. Вы передаете клубок и ножницы друг другу (аккуратно! Не забываем о технике безопасности! Как мы передаем ножницы соседу? - держим за лезвия) и отрезаем ровно столько нитки, насколько, вам кажется, был плох ваш поступок.

А теперь все вместе выбросим эти обрезки в мусорное ведро, чтобы больше никогда так не поступать, чтобы больше ничего не тянуло вас.

Ребята, мы большие молодцы! Дайте, пожалуйста, честно слово, что сегодня, придя домой, вы обязательно спросите у родных, чем им нужно помочь и завтра поделитесь результатами.

Кроме этого, у нас теперь в классе будет находиться тетрадь добрых дел. Ответственным за нее будет ____ФИ. Он(а) будет записывать добрые дела нашего класса.

Вы подходите к ней на перемене, называете доброе дело, которые вы сделали. Он(а) записывает его в тетрадь с ФИ человека, который его сделал. В конце каждой четверти мы определяем самого ДОБРОГО человека с большим сердцем, который будет награжден похвальным листом.

И я приглашаю вас пройти в школьный двор, чтобы организовать флэш-моб, на котором нам необходимо будет изобразить солнце, как символ добрых дел, потому что добрые люди, как солнышки светят этому миру.

Творите добро!