На современном этапе развития общества все более ощутимы становятся противоречия между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям социально-политического и экономического характера, коренится в недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию музыкальной культуры.
В связи с принятием федеральных государственных стандартов произошли значительные изменения в характере российского образования - в его направленности, целях, содержании, которые всё явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Одним из требований к образовательной программе является формирование духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Образовательный процесс, по новым государственным Стандартам, должен быть направлен на формирование универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, в широком значении, которое означает умение учиться [39].
На протяжении многих лет в ижевской гимназии №56 в сотрудничестве с детской школой искусств №13 (ДШИ находится на площадке гимназии №56), реализуется образовательная технология взаимодействие основного и дополнительного образования как средство развития индивидуальности ребёнка, которая предполагает многообразие видов и форм деятельности, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Одним из вариантов реализации существующей технологии стала дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коллективное музицирование», в которой музицирование происходит на доступных детям русских народных инструментах, а познание основных законов музыки на первом этапе происходит в игровой предметно-практической деятельности, через проживание и прочувствование музыкальных образов. В связи с принятием новых образовательных Стандартов актуальной становится проблема, которая направлена на исследование формирования ключевых компетенций младших школьников по авторской программе «Коллективное музицирование». Так как занятия по данной программе способствуют формированию универсальных учебных действий и ключевых компетенций, а те в свою очередь выполняют основную задачу школы - умение учиться. Сформированные у учащихся основы музыкальной культуры по программе способствуют развитию творческого мышления и гармонизации растущего человека, которые помогают развивать психологические функции и личностные качества.
Для эффективного использования в образовательном процессе технологий в программе «Коллективное музицирование» и дифференцированного подхода в работе с детьми с 2012 года проводится психологическое исследование педагогических условий по формированию предметной, метапредметной и личностной компетенций. Под предметной компетенцией или музыкальной культурой понимали совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры. Формирование музыкальной культуры младших школьников направлена на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении или богатейшего опыта музыкального искусства. Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно значимого для ребенка жизненного смысла. Развитие музыкальной культуры индивида связано с формированием всех сфер психики человека, таким образом, предметная компетенция является условием и для формирования метапредметной и личностной компетенций. Метапредметная компетенция предполагает развитие субъектности (общая познавательная активность, познавательная активность в музыкальной сфере) и когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.). В ней исследовались когнитивные процессы, внимание, интеллектуальное развитие. Под личностной компетенцией понимали как переживание личностного благополучия, волевых качеств (целеустремленности) и мотивации.
В предметной компетенции исследовали - музыкальные способности, музыкальную информированность, творческие потребности; в метапредметной компетенции - внимание, интеллектуальное развитие, познавательную активность и интеллектуальное развитие; в личностной компетенции - изучение переживания личностного благополучия (самоотношение), мотивационную сферу.
В результате проведенного исследования, после введения программы «Коллективное музицирование» в учебный процесс, были заметны явные различия по уровням сформированности компетенций. Результаты проведения сравнительно-сопоставительного анализа показали, что в контрольной группе по всем видам компетенций произошли значимые сдвиги. В экспериментальной группе сравнительно-сопоставительный анализ показал, что значимые сдвиги произошли по метапредметной и личностной компетенциям, по предметной компетенции наблюдалась же отрицательная динамика.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что обучение по программе «Коллективное музицирование» позволяет значительно повысить уровень музыкальной культуры, познавательную активность, предотвратить образование негативных эмоциональных состояний и, в целом, стимулировать готовность к учебной деятельности, а так же сформировать ключевые компетенции обучающихся.
Список использованной литературы
- Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
- Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 1988. - 153 с.
- Бендерский Л.Г. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах. Свердловск-1992. - 190 с.
- Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте, - М., 1968. - 267с.
- Виноградов Л. Коллективное музицирование. Санкт-Петербург «НИИ школьных технологий», Москва - 2008. - 160 с.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психиатрии. - М.: Издво Института психиатрии, 2004. - 90 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960 - 198 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
- Завьялова Т.П., Сародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: АРКТИ, - 2008. - 56 с. (Начальная школа)
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности, «Таланты - XXI век», 2004. - 496 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965. - 331 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997
- Способин И.В. Музыкальная форма: Учебник. - 7-е изд. - М.: Музыка, 1984. - 400 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947. 355 с.
- Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
- Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В. Психологическая диагностика в школе. УдГУ, 2005
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
Интернет-ресурсы
- Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос"
- Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет-журнал "Эйдос"
- Федеральные Государственные Образовательные стандарты - standart.edu.ru
- http://www.eidos.ru