Технологическая карта урока русского языка "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3-й класс, УМК "Перспектива"

Разделы: Русский язык

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Перспектива», жи-ши, ча-ща, чу-щу


Предмет: Русский язык. УМК "Перспектива". 3 класс

Тип урока Урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока

  • Деятельностная: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Образовательная: систематизация учебного материала.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока:

Формы работы с учащимися: Фронтальная. Индивидуальная. Выберите элемент. Выберите элемент.

Основные понятия

Методы работы с учащимися: словесные; методы работы под руководством преподавателя.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Личностные:
смыслообразование (Я должен посмотреть…)
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

1. Минутка чистописания.

Записать пословицу «Пиши, да не спеши.» прописными буквами, комментируя правила соединения букв.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Назвать буквосочетания с шипящими.

2. Самоопределение к деятельности.

Какие еще буквосочетания с шипящими нам известны?

3. Какую задачу поставим перед собой на уроке?

1. Записывают пословицу в тетрадь. Комментируют правила соединения букв.

Проверяют написание безударных гласных в словах «пиши», «спеши»
Обращают внимание на правописание буквосочетания «ши», выделяют орфограмму.

2. Называют буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Комментируют правила написания этих буквосочетаний.

3. Закрепить знания о правописании данных буквосочетаний.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

3. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

1. Словарная работа.

Любим нос везде совать:
и чертить, и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (карандаши)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Напои меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (автомобиль)

- Подберите синоним к данному слову так, чтобы появилось одно из буквосочетаний. (машина)

В самолёте он летает,
Ездит в поезде, в трамвае,
Чтобы быть им много лет,
Нужен не один билет! (пассажир)

Есть и завтрак, и обед,
Полдник есть, а может нет.
Он не очень - то и нужен,
Ведь у нас еще есть (ужин).

Мы можем бегать и скакать,
И в море плавать, и летать,
Кто в шубке теплой и мохнат,
Кто с перьями иль просто так.
Есть много хищников средь нас,
Не против мы и травку пожевать.
Скорей узнайте нас - мы ждём,
Ведь рядом с вами мы ЖИВЁМ! (животные)

Синоним слова «Ощущение»(чувство)

Записать словарное слово.
карандаши
автомобиль - машина
пассажир
ужин
животное
Ощущение - чувство
Объяснить правописание орфограмм, проверить по словарю в учебнике.

Познавательные: структурирование знаний

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Работа по учебнику стр 55

- Прочитать обращение профессора Самоварова.

- Упражнение № 83 стр 55

Прочитать слова. Устно проговорить, какие буквы пропущены.

- Прочитать выделенное слово щавель с правильной постановкой ударения.

- Составить предложение со словом щавель.

- В каких блюдах употребляют щавель? Дополнить информацию, записать текст из двух предложений.

- Дополнительное задание.

Разбор слов по составу
кислыми, съедобными, листьями

- Из второй части упражнения прочитать пословицы, объяснить их смысл.

Дети читают правило на странице учебника.

Озвучить пропущенные буквы в словах устно.

Дети рассматривают растение щавель на слайде. Записывают предложение в тетрадь.
Щавель - растение с кислыми съедобными листьями.
Щавель хорош в салатах, щах и борщах.
Разобрать слова по составу
кислыми, съедобными, листьями
одну пословицу по выбору записать в тетрадь. Объяснить орфограммы.

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10 мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

Слайд 1

- Рассмотреть слайд на доске, где представлено изображение «волки» и опорные слова волки, рыскать, искать, пища

Учитель даёт уточнение лексического значения слова «рыскать»

Торопливо ходить, бегать, блуждать без строго определенной цели, но в надежде найти что-нибудь нужное.

- Из предложенных слов предлагается составить предложение, изменяя окончания для связки слов. В словах должны появиться слова с буквосочетанием щу

- Какой звук повторяется?

- Как называется такое высказывание?

- Дополнительное задание

Разбор предложения по членам с указанием частей речи.
Слайд 2
Заменить словосочетания, используя изображение на слайде, одним словом с изучаемой орфограммой. Записать слова в тетрадь самостоятельно.

источник света
томатный соус
солдатское пальто
рубашка без рукавов
пристань для лодок
чужая земля

- Какие слова вызвали затруднения?
- Какие безударные гласные в словах проверить нельзя и нужно запомнить?

Дети рассматривают изображение на слайде, читают опорные слова. Дают объяснение слова рыскать.

Дети составляют предложение
Волки рыщут, пищу ищут.
Записывают в тетрадь, выделяя орфограммы.

Определяют повторение звука [щ].
Проговаривают скороговорку.

Ученик у доски выполняет разбор предложения по членам с указанием частей речи.

Дети записывают в тетрадь самостоятельно слова, заменяя словосочетания. Выделяют изученные орфограммы.

свеча, кетчуп, шинель, жилет, причал, чужбина

Дети читают слова, задают уточняющие вопросы.

Познавательные: структурирование знаний

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Стр. 55 упражнение № 84
Прочитать задание.
Дома подготовиться к письму текста упражнения по памяти.

Дети читают задание к упражнению.
Получают уточняющую инструкцию к выполнению задания.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные: понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Какие буквосочетания мы сегодня повторили?
Какие задания на уроке вызвали трудности?

Дети отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания на слайде - тренажере.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью