Актуальность данного материала в том, что возрастает необходимость пропедевтики дислексии у детей дошкольного возраста. Трудности овладения навыком чтения не позволяют ребенку с дислексией полноценно воспринимать материал в школе. Отмечено нейрофизиологами, что при взаимодействии всех речедвигательных анализаторов, автоматизация звука проходит быстрее и эффективнее.
Практическая значимость: на коррекционных занятиях, направленных на автоматизацию поставленного звука, необходимо сформировать мотивационную сферу и вовлекать детей в активное соревнование. При такой работе можно увидеть насколько ребенок внимателен, может координировать речедвигательную деятельность. Упражнение проводится на всех этапах автоматизации в словах разной слоговой структуры, в зависимости от позиции звука в слове.
Инновационное направление - модификация упражнений на развитие самоконтроля и способности к концентрации, распределению и переключению внимания, закрепление и автоматизация полученных навыков. Логографические упражнения позволяют сочетать процесс автоматизации с привычной деятельностью ребенка, максимально приближая коррекционные упражнения к естественному речевому поведению; сократить срок автоматизации; мотивировать к выполнению упражнений, создавая положительный эмоциональный фон; разнообразить коррекционную работу; развить мелкую моторику, готовить руку к письму.
Данный материал адресован логопедам, воспитателям и родителям. Упражнение легко повторять дома, картинный материал знаком детям и проходит 2, 3 этапа усложнения, что позволяет закрепить поставленный звук в речи.
В этом материале реализуются принципы: ранняя коррекционная помощь, системность профилактических и развивающих задач, доступность, наглядности.
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Задачи:- Ввести поставленный звук в слова с разной слоговой структурой,
- развивать мелкую моторику,
- развивать графо-моторные навыки,
- развивать слухо-речевой контроль.
Описание: На каждую ступень автоматизации поставленного звука (в начале слова, в середине между гласными, в стечении согласных, в обратных слогах) подобраны картинки (3-4) и напечатаны в 4 строки в произвольном порядке.
Инструкция: «Назови все картинки правильно, следи за звуком, одновременно выполняя определённые действия. Этот предмет (указывается какой) обведи карандашом, этот зачеркни, третий подчеркни, над четвёртым поставь галочку».
С усложнением:
- Действия можно менять, например: обведи треугольником, квадратом, подчеркни волнистой линией, поставь сверху галочку, поставь снизу точку и т.д.)
- Поменять цвет карандаша и действия на одной карточке.
- Произнести слова в обратном порядке снизу вверх справа-налево.
- Произнести слова с перевернутой карточкой.
Приложение "Упражнения на автоматизацию звуков"
Список литературы
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей. - Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.
- Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? - Ростов н/Д: Феникс, 2014.