Программное содержание:
- Развивать связную монологическую речь.
- Закреплять знания детей о характерных признаках весны, упражнять в подборе прилагательных, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
- Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков А-О-И-У.
- Развивать интонационную выразительность речи и дыхание.
- Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Материалы: Книга сказок, конверт с письмом, карточки с изображением символов ветра, мяч, иллюстрации на тему «Весна», настоящий лед в контейнере, обруч с лентами, карточки с изображением солнышка; силуэты туч и солнца.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня, сегодня утром, когда я шла в детский сад у двери, я обнаружила конверт с надписью «Детям детского сада». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Интересно, кто нам его прислал. Посмотрите, здесь книга сказок. Давайте посмотрим, что за сказка здесь спряталась (воспитатель предлагает детям сесть на стулья)
Чтение сказки:
- Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - зима, три месяца - весна, три месяца - лето и три месяца - осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, цветы и насекомые. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: Не печальтесь, у меня есть чудо, которое поможет нам победить холод.
Воспитатель: - Ребята, а дальше листок у книги оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (солнце).
Конечно, это солнце, самое большое и доброе чудо. А еще какое оно?".
Что можно сказать про солнце? (ответы детей: доброе, теплое, ласковое, радостное, улыбчивое)
Кому еще нужно солнце? (ответы детей: взрослым, детям, животным, растениям, птицам, деревьям).
Воспитатель: Послушайте, ребята, далеко за морями и горами живут ветры.
- Северный - холодный и колючий (У-У-У).
- Южный - теплый и ласковый (И-И-И).
- Восточный - пробуждающий (А-А-А).
- Западный - затихающий и спокойный (О-О-О).
Сейчас мы с вами поиграем, вы будете маленькими ветерками и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра ( дети выполняют задания).
Воспитатель: Налетел ветерок, и солнышко изменилось. Какое оно стало? (ответы детей: грустное, хмурое, печальное).
Почему солнышко нахмурилось? (ответы детей: тучки закрыли его)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем около своих стульчиков и поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом)
Ничего не получается. Для того, чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.
Мы поиграем с вами в игру «Семейка весенних слов»
Игра с мячом: Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг.
Воспитатель: Ребята, я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». (слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей)
Пример: день - весенний день.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, назовите весенние месяцы (ответы детей: март, апрель, май) Молодцы! Посмотрите, одна тучка улетела, но другие остались. Значит, мы должны выполнить еще задание, чтобы освободить солнышко.
Давайте для этого вспомним признаки весны (демонстрация картинок с изображением признаков весны).
Ответы детей: Пришла весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.
Воспитатель: А что же было дальше?
Ответы детей: Начал таять снег, побежали ручейки, на реках начался ледоход, появились первые цветы.
Воспитатель: Ребята, как называются первые весенние цветы?
Ответы детей: подснежники, мать-и-мачеха.
Воспитатель: Молодцы! А что же было дальше?
Ответы детей: Снег растаял, вода напоила землю, на деревьях набухли почки и стали появляться первые листочки. Появились насекомые.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?
Ответы детей: бабочки, муравьи, комары, божьи коровки. Прилетели с юга птицы.
Воспитатель: Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются в родные края?
Ответы детей: перелетные птицы.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: ласточки, скворцы, грачи ,гуси, соловьи, лебеди, журавли.
Воспитатель: Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Ответы детей: вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.
Физкультминутка
Ну-ка птички полетели!
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке.
Водички попили,
Перышки помыли.
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
После физкультминутки дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, может быть, вы знаете пословицы или поговорки о весне?
Ответы детей: Зима весну пугает, а сама тает. Это значит, что зима закончится, а весна вступит в свои права.
В марте щука лед хвостом разбивает. Это значит, солнце припекает, лед на реке тает и ломается, и начинается ледоход.
Грач в воздухе - весна на улице. Это значит, что раз грачи уже прилетели, то весна пришла и победила зиму.
Воспитатель: Ребята! Вы просто молодцы! Смотрите, еще одна тучка улетела. Значит, мы справились с заданием.
Раздается стук в дверь. Приносят письмо в конверте. На конверте изображена сосулька.
Открывает письмо, там мокрая салфетка.
Ребята, весна прислала нам сосульку, но она растаяла. Подойдите все к столу и мы понаблюдаем, как быстро тают сосульки, если их греет солнце. Детям демонстрируются льдинки, выложенные на поднос. Предлагается дотронуться до них ладошкой и убедиться, что в тепле лед тает. Воспитатель предлагает детям через некоторое время посмотреть, что произойдет с льдинками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, улетела последняя тучка. Вы помогли разогнать все тучки. Как вы думаете, почему солнышко улыбается?
Ответы детей: тучки улетели, и солнышко радуется, что наступила весна.
Воспитатель: В чем же главная причина того, что за зимой приходит весна?
Ответы детей: солнце поднимается выше и светит ярче и сильней.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что же произошло с льдинками. (льдинки растаяли от тепла).
Воспитатель приглашает детей на лужайку, держит над головой обруч с привязанными к нему лентами и предлагает каждому ребенку взять ленту.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
Ответы детей: солнышко!
Воспитатель: Правильно, солнышко, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно! Детям вручаются маленькие бумажные солнышки, в благодарность за то, что помогли весне победить зиму.