Культура речи и грамотность школьников на уроках технологии

Разделы: Технология

Классы: 5, 6, 7, 8


«Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.»
К.Д.Ушинский

Грамотность школьников и культура общения, благодаря быстро шагающему прогрессу, снижается в геометрической прогрессии. В связи с этим начиная с самого раннего развития детей нужно пытаться научить грамотно и образно выражать свои мысли. Следовательно, одна из важных задач всех учителей-предметников состоит в том, чтобы уделять данной проблеме особое внимание на уроках и во внеклассной деятельности.

На своих уроках технологии я стараюсь планомерно вести работу по данному направлению.

Практические задания, используемые мною на занятиях, можно разделить на следующие группы.

1. Работа с новыми словами

При ознакомлении детей с новыми словами, часто использую примерные вопросы, следующего направления:

- От какого слова произошло данное слово?

- Знаете ли вы перевод данного слова с иностранного языка?

- Сравните с правильным написанием слова. Мы были правы?

- Какой корень имеет данное слово?

- Какие однокоренные слова вы можете подобрать к данному слову?

- Интересные факты по теме.

Например, тема «Получение текстильных волокон» из раздела «Создание изделий из текстильных волокон».

Слово - СТАНОК.

- Как правильно пишется данное слово?

- Какое проверочное слово вы можете подобрать?

- Какие однокоренные слова вы можете подобрать?

- Знаете ли вы историю возникновения данного слова? (Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы - горизонтальной или вертикальной - неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытых в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити - основу. Уток был намотан на палочку и с ее помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку. В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок»). [1]

Работу со словами можно проводить и по теме «Синтаксиса», где однородные члены предложения связаны с обобщающим словом и наоборот.

Например, вопрос: Какие предметы сервировки стола вам известны?

Предметы сервировки стола: тарелки, ножи и вилки, салфетки, скатерть, бокалы, приборы со специями, вазы с цветами.

И обратное задание, к чему относится перечень данных слов: тарелки, ножи и вилки, салфетки, скатерть, бокалы, приборы со специями, вазы с цветами? К предметам сервировки стола.

Данное задание может проводиться при работе в парах, в форме вопросов педагога к классу, при составлении кроссвордов и ребусов и т.п.

Дополнительно ребята делают сообщения по другим интересным фактам, связанные со словами и выражениями по темам курса технологии.

2. Словарный диктант

1 вариант. Педагог подбирает слова по определённой тематике.

2 вариант. Одному или небольшой группе ребят, даётся задание составить диктант с использованием слов по определённой теме или разделу тем.

Варианты проведения:

  • учащийся выполняет работу индивидуально, а затем сравнивает с шаблоном (проверка может проводиться в парах);
  • каждый учащийся выходит к доске и пишет по одному слову (проверка и исправление проводиться коллективно) и т.п.

3. Использование ребусов и кроссвордов на уроках

Данная работа может заранее подготовлена педагогом или дана в виде творческого задания учащимся. Такую работу ребята практически всегда выполняют с удовольствием, поэтому качество достигает 100 %.

4. Работа с текстом

Для данной работы, я использую учебный материал или научные статьи. Ребята работают, как индивидуально, так и в группах. Перед ними ставится задача разбить текст на части, составить план и раскрыть данную тему, составив рассказ. Например, в 8 классах по разделу «Электротехнические работы» по темам «Альтернативные электростанции», «Люминесцентное и неоновое освещение», «Бытовые электронагревательные приборы» и т.д. использую научные статьи, по которым ребята с интересом работают.

Для создания плана работы с текстом, удобнее использовать тезисный план, который представляет следующий вид.

Вопрос

Тезисный ответ

………

………….

По некоторым темам (особенно по темам техники безопасности на уроках технологии) использую задания с выбором правила и созданием своего запрещающего или разрешающего знака по ТБ, который отображает данное правило. Такая работа завершается защитой и выставкой работ.

5. Создание книжек-малышек

Этот вид работы планирую и использую в основном для выполнения творческого домашнего задания.

Например, по разделу «Кулинария» даю творческое задание по созданию книжки, в которой девочки сочиняют сказку, смешную историю из своей жизни или жизни близких людей, стихотворение и т.п., в которых раскрывается создание того или иного блюда или правила поведения за столом.

С интересом воспринимается в 5 классах и темы «путешествия» различных сказочных героев по стране «Кулинарии». Например, «Кулинария для детей» автора В. Зорина (герои книги: Тетушка Сдоба, дядюшка Крендель и их племянник Колобок).

6. Использование фрагментов из художественных произведений

Важную роль в обогащении учебного процесса играют произведения художественной литературы. Изучение процессов и явлений на фоне фрагментов из художественных произведений не только обогащают учебный процесс (он становиться интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся. Произведения художественной литературы богаты описаниями тех или иных процессов, интересными фактами. Здесь отражаются те явления, которые по-новому раскрывают уже известные понятия. Эти описания, прежде всего, отличаются своей доступностью и образностью. [1]

Литература помогает на уроках технологии разнообразить формы роботы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяет кругозор детей, учит сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке. Примеры из литературы включают детей в живое, непосредственное участие при ознакомлении с материалом.

На уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. Так, например, при изучении темы «Приготовление мучных изделий» на уроке можно обсудить смысл пословиц и поговорок:

  • Хлеб везде хорош - и у нас и за морем.
  • Из одной муки хлеба не испечешь.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Чужой хлеб в горле петухом поет.
  • Хлеб - всему голова.
  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
  • Пот по спине - так и хлеб на столе.

После обсуждения смысла данных пословиц можно дать задание детям: «Составить пословицы или поговорки про хлеб».

7. Проектная деятельность

Широка и интересна работа по культуре речи и грамотности школьников в проектной деятельности, где ребята грамотно и правильно, оформляют и демонстрируют свою работу. Весь курс технологии рассчитывается на четыре проекта в год по основным направлениям «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных волокон», «Художественные ремёсла».

Ребята, благодаря методу проектов, учатся само выражаться: определяя тему проекта, её актуальность, цели проекта, выстраивание задачи проекта для достижения цели, в определении объекта и предмета исследования.

Так, например, в ходе работы над проектом по разделу «Создание изделий из текстильных волокон», начинаем работу над понятием слов, относящихся к изделию «фартук» - у 5 классов, «плечевая одежда с цельнокроеным рукавом» - у 6 классов, «юбка» - у 7 классов. Во время работы по этой теме, учащимся можно давать задания работы со словарём, составляя словарные статьи. Одновременно на данном этапе работы идёт закрепление правописания слов:

ФАРТУК, ЮБКА [«Г», «К» и «Б» и «П» - правописание звонких и глухих согласных];

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ.

Работая над проектами по технологии, уделяется большое внимание развитию речи учащихся, это происходит благодаря обращению в работе к основным типам речи.

Например, тип речи - повествование, т.е. составление рассказа. Работу по данному типу речи можно наблюдать на составлении рассказа по определённому плану, например, по теме «Изготовление изделий из текстильных волокон»:

  • Конструирование
  • Выбор модели, моделирование
  • Выбор ткани и цветовое решение.
  • Декоративное оформление изделия.

На уроках технологии часто используется и второй тип речи - рассуждение.

Например, по темам раздела «Художественные ремёсла», при выполнении проекта, ребёнок ставит цель - сделать подарок родителям, подруге, близкому человеку и т.п. Он предлагает несколько вариантов (идей) решения данной проблемы (подарка), из которых рассуждая выбирает лучший для него вариант. Например, учащаяся выбирает вариант создания подарка используя вышивку лентами и начинает рассуждать:

  • Во-первых, у неё лучше получается вышивка, именно лентами.
  • Во-вторых, такие подарки очень нравятся тому человеку, которому я хочу сделать данный подарок.
  • В-третьих, она люблю это делать.
  • В-четвёртых, рассматривает наличие материалов и приспособлений (оборудования).

После всех рассуждений делается вывод. Например, мой подарок удался, он получился красивым, этот подарок принесёт много радости окружающим.

Реже, чем на русском языке или литературе, на уроках технологии, мы обращаемся к третьему типу речи - описание. Например, по разделу «Создание изделий из текстильных волокон» можно предложить описать картины Ван Гога «Ткач», К.П.Бега «Семейство ткача», К.Е.Маковского «За прялкой» и т.п.

Со следующей четверти мною планируется работа по созданию толкового словаря по разделу «Семейная экономика». Я надеюсь, что данная работа принесет много интересных открытий!

Список используемой литературы

  1. Технология 5 класс. Поурочные планы. Г.П.Попова, Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 [6, с. 42-43]
  2. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/03/21/innovatsionnyy-proekt-mezhpredmetnye-svyazi-v-obuchenii