«Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.»
К.Д.Ушинский
Грамотность школьников и культура общения, благодаря быстро шагающему прогрессу, снижается в геометрической прогрессии. В связи с этим начиная с самого раннего развития детей нужно пытаться научить грамотно и образно выражать свои мысли. Следовательно, одна из важных задач всех учителей-предметников состоит в том, чтобы уделять данной проблеме особое внимание на уроках и во внеклассной деятельности.
На своих уроках технологии я стараюсь планомерно вести работу по данному направлению.
Практические задания, используемые мною на занятиях, можно разделить на следующие группы.
1. Работа с новыми словами
При ознакомлении детей с новыми словами, часто использую примерные вопросы, следующего направления:
- От какого слова произошло данное слово?
- Знаете ли вы перевод данного слова с иностранного языка?
- Сравните с правильным написанием слова. Мы были правы?
- Какой корень имеет данное слово?
- Какие однокоренные слова вы можете подобрать к данному слову?
- Интересные факты по теме.
Например, тема «Получение текстильных волокон» из раздела «Создание изделий из текстильных волокон».
Слово - СТАНОК.
- Как правильно пишется данное слово?
- Какое проверочное слово вы можете подобрать?
- Какие однокоренные слова вы можете подобрать?
- Знаете ли вы историю возникновения данного слова? (Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы - горизонтальной или вертикальной - неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытых в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити - основу. Уток был намотан на палочку и с ее помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку. В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок»). [1]
Работу со словами можно проводить и по теме «Синтаксиса», где однородные члены предложения связаны с обобщающим словом и наоборот.
Например, вопрос: Какие предметы сервировки стола вам известны?
Предметы сервировки стола: тарелки, ножи и вилки, салфетки, скатерть, бокалы, приборы со специями, вазы с цветами.
И обратное задание, к чему относится перечень данных слов: тарелки, ножи и вилки, салфетки, скатерть, бокалы, приборы со специями, вазы с цветами? К предметам сервировки стола.
Данное задание может проводиться при работе в парах, в форме вопросов педагога к классу, при составлении кроссвордов и ребусов и т.п.
Дополнительно ребята делают сообщения по другим интересным фактам, связанные со словами и выражениями по темам курса технологии.
2. Словарный диктант
1 вариант. Педагог подбирает слова по определённой тематике.
2 вариант. Одному или небольшой группе ребят, даётся задание составить диктант с использованием слов по определённой теме или разделу тем.
Варианты проведения:
- учащийся выполняет работу индивидуально, а затем сравнивает с шаблоном (проверка может проводиться в парах);
- каждый учащийся выходит к доске и пишет по одному слову (проверка и исправление проводиться коллективно) и т.п.
3. Использование ребусов и кроссвордов на уроках
Данная работа может заранее подготовлена педагогом или дана в виде творческого задания учащимся. Такую работу ребята практически всегда выполняют с удовольствием, поэтому качество достигает 100 %.
4. Работа с текстом
Для данной работы, я использую учебный материал или научные статьи. Ребята работают, как индивидуально, так и в группах. Перед ними ставится задача разбить текст на части, составить план и раскрыть данную тему, составив рассказ. Например, в 8 классах по разделу «Электротехнические работы» по темам «Альтернативные электростанции», «Люминесцентное и неоновое освещение», «Бытовые электронагревательные приборы» и т.д. использую научные статьи, по которым ребята с интересом работают.
Для создания плана работы с текстом, удобнее использовать тезисный план, который представляет следующий вид.
Вопрос |
Тезисный ответ |
……… |
…………. |
По некоторым темам (особенно по темам техники безопасности на уроках технологии) использую задания с выбором правила и созданием своего запрещающего или разрешающего знака по ТБ, который отображает данное правило. Такая работа завершается защитой и выставкой работ.
5. Создание книжек-малышек
Этот вид работы планирую и использую в основном для выполнения творческого домашнего задания.
Например, по разделу «Кулинария» даю творческое задание по созданию книжки, в которой девочки сочиняют сказку, смешную историю из своей жизни или жизни близких людей, стихотворение и т.п., в которых раскрывается создание того или иного блюда или правила поведения за столом.
С интересом воспринимается в 5 классах и темы «путешествия» различных сказочных героев по стране «Кулинарии». Например, «Кулинария для детей» автора В. Зорина (герои книги: Тетушка Сдоба, дядюшка Крендель и их племянник Колобок).
6. Использование фрагментов из художественных произведений
Важную роль в обогащении учебного процесса играют произведения художественной литературы. Изучение процессов и явлений на фоне фрагментов из художественных произведений не только обогащают учебный процесс (он становиться интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся. Произведения художественной литературы богаты описаниями тех или иных процессов, интересными фактами. Здесь отражаются те явления, которые по-новому раскрывают уже известные понятия. Эти описания, прежде всего, отличаются своей доступностью и образностью. [1]
Литература помогает на уроках технологии разнообразить формы роботы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяет кругозор детей, учит сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке. Примеры из литературы включают детей в живое, непосредственное участие при ознакомлении с материалом.
На уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. Так, например, при изучении темы «Приготовление мучных изделий» на уроке можно обсудить смысл пословиц и поговорок:
- Хлеб везде хорош - и у нас и за морем.
- Из одной муки хлеба не испечешь.
- Без хлеба нет обеда.
- Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Чужой хлеб в горле петухом поет.
- Хлеб - всему голова.
- Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
- Пот по спине - так и хлеб на столе.
После обсуждения смысла данных пословиц можно дать задание детям: «Составить пословицы или поговорки про хлеб».
7. Проектная деятельность
Широка и интересна работа по культуре речи и грамотности школьников в проектной деятельности, где ребята грамотно и правильно, оформляют и демонстрируют свою работу. Весь курс технологии рассчитывается на четыре проекта в год по основным направлениям «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных волокон», «Художественные ремёсла».
Ребята, благодаря методу проектов, учатся само выражаться: определяя тему проекта, её актуальность, цели проекта, выстраивание задачи проекта для достижения цели, в определении объекта и предмета исследования.
Так, например, в ходе работы над проектом по разделу «Создание изделий из текстильных волокон», начинаем работу над понятием слов, относящихся к изделию «фартук» - у 5 классов, «плечевая одежда с цельнокроеным рукавом» - у 6 классов, «юбка» - у 7 классов. Во время работы по этой теме, учащимся можно давать задания работы со словарём, составляя словарные статьи. Одновременно на данном этапе работы идёт закрепление правописания слов:
ФАРТУК, ЮБКА [«Г», «К» и «Б» и «П» - правописание звонких и глухих согласных];
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ.
Работая над проектами по технологии, уделяется большое внимание развитию речи учащихся, это происходит благодаря обращению в работе к основным типам речи.
Например, тип речи - повествование, т.е. составление рассказа. Работу по данному типу речи можно наблюдать на составлении рассказа по определённому плану, например, по теме «Изготовление изделий из текстильных волокон»:
- Конструирование
- Выбор модели, моделирование
- Выбор ткани и цветовое решение.
- Декоративное оформление изделия.
На уроках технологии часто используется и второй тип речи - рассуждение.
Например, по темам раздела «Художественные ремёсла», при выполнении проекта, ребёнок ставит цель - сделать подарок родителям, подруге, близкому человеку и т.п. Он предлагает несколько вариантов (идей) решения данной проблемы (подарка), из которых рассуждая выбирает лучший для него вариант. Например, учащаяся выбирает вариант создания подарка используя вышивку лентами и начинает рассуждать:
- Во-первых, у неё лучше получается вышивка, именно лентами.
- Во-вторых, такие подарки очень нравятся тому человеку, которому я хочу сделать данный подарок.
- В-третьих, она люблю это делать.
- В-четвёртых, рассматривает наличие материалов и приспособлений (оборудования).
- …
После всех рассуждений делается вывод. Например, мой подарок удался, он получился красивым, этот подарок принесёт много радости окружающим.
Реже, чем на русском языке или литературе, на уроках технологии, мы обращаемся к третьему типу речи - описание. Например, по разделу «Создание изделий из текстильных волокон» можно предложить описать картины Ван Гога «Ткач», К.П.Бега «Семейство ткача», К.Е.Маковского «За прялкой» и т.п.
Со следующей четверти мною планируется работа по созданию толкового словаря по разделу «Семейная экономика». Я надеюсь, что данная работа принесет много интересных открытий!
Список используемой литературы
- Технология 5 класс. Поурочные планы. Г.П.Попова, Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 [6, с. 42-43]
- https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/03/21/innovatsionnyy-proekt-mezhpredmetnye-svyazi-v-obuchenii