Традиционное и онлайн образование: что выбрать и не прогадать?

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Спойлер: чтобы не прогадать, придется отказаться от выбора между традиционным и онлайн-образованием, а научиться правильно использовать разные образовательных ресурсы.

Далее постараюсь объяснить свою позицию родителям и учащимся.

Думаю, что длительный период вынужденной самоизоляции, как никогда ранее, определил плюсы и минусы online и offline образования. Большое количество учащихся и работающих взрослых, которым пришлось учиться новому на дистанте, получили опыт, которого, возможно, не хватало во время «вялотекущих» будней. С одной стороны, многие успели стать экспертами в данном вопросе, и вряд ли есть необходимость еще раз объяснять особенности традиционного и online образования - на эту тему было написано множество. С другой стороны, многие так и не смогли дать себе однозначный ответ, что же предпочтительнее, комфортнее, эффективнее.

Поэтому я бы хотела сосредоточить внимание на методике «3-х контрольных точек», по которым можно оценить вашу готовность к экспериментам с траекторией образовательного процесса, проходящей между двух полюсов - online и offline. Данный подход поможет ответить на вопрос, что выбрать и как не прогадать. Давайте разберемся:

1. Самоощущение в образовательной деятельности играет не последнюю роль. Положительное самоощущение мотивирует на новые достижения, равно как и состояние стресса, делает эти достижения затруднительными. При этом

Online предлагает комфортное и приятное пространство для школьников, родившихся с Интернетом «в руках» или познакомившихся с digital в детстве, сегодня молодая аудитория чувствует себя в Сети, как рыба в воде. Среда Интернет-паутины интуитивно понятна, по возможности транспарентна, визуально приятна.

В свою очередь, Offline или традиционная образовательная среда (школа) в отдельных случаях также, как и online, обеспечивает комфортные условия для обучения, в которые входит набор таких факторов: настрой и климат классного коллектива и педагогического состава, техническое оснащение образовательной организации, близость к дому, привычный бытовой уровень комфортности, другие нюансы. Этот перечень отнюдь не закрытый, а демонстрирует широту спектра значимых факторов, от которых зависит успешность образовательного процесса. В любом случае показатель самоощущения сугубо субъективный. Мы разные и, если одно комфортно одному ученику, у другого это же может вызывать серьезный дискомфорт. В этой связи, само рефлексия остается в исключительной компетенции ученика, но, тем не менее, в этом ему могут помочь и родители, и педагоги.

2. Готовы ли вы к разнообразию источников информации, из которых можно черпать неограниченные знания?

Online - это умопомрачительное количество такой информации для самообразования. Это:

  • агрегаторы online-курсов, предлагающие полноценные курсы (лекции/занятия, веб-семинары, домашнее задания, тестирования, экзамены и выпускные документы о прохождении курсов). Такой способ обучения уже стал обычным для широкой аудитории: школьников, студентов, взрослых любого возраста в Болонской системе образования. Сегодня эту тенденцию поддерживают ведущие образовательные организации России;
  • порталы для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ/Олимпиадам - специализированные платформы, которые предлагают многоплановый режим подготовки для достижения конкретной цели: экзамены, олимпиады. Подобные ресурсы могут быть полезны как дополнение к традиционной подготовке с педагогом или с репетитором непосредственно в аудитории или, учитывая тренд, посредством сервисов видеосвязи - безусловно достоинство online. Порталы подготовки позволяют организовать индивидуальную траекторию обучения по разнообразным материалам, в том числе есть возможность выйти за рамки утвержденной образовательной программы. Еще одно достоинство: если вы готовитесь к олимпиадам, online позволяет организовать подготовку с педагогами (их не так уж и много), которые тренируют школьников и команды школьников к всероссийским олимпиадам, игнорируя расстояние и часовые пояса;
  • геймификация обучения. Данные проекты стабильно демонстрируют высокий уровень успешного вовлечения учащихся в обучение посредством цифровых элементов взаимодействия - геймплея. Наглядность - основное достоинство геймификации. Условия игры позволяют доступно донести сложный материал. Например, известная игра- «песочница» шведского происхождения, представляющая собой мир из кубов, на сегодняшний день входит в образовательные программы многих западных стран. Когда вы подключены к ней происходят действительно удивительные вещи: вы не просто смотрите, к примеру, на сложную химическую реакцию, демонстрируемую в игре, а можете сами провести ее в условиях игрового класса. На просторах Интернета есть много различных гейм-проектов, иллюстрирующих, в том числе, интересные социальные кейсы, которые полезно рассматривать через призму social sciences или знакомого российского обществознания;
  • научпоп, порталы с литературой, подкасты. Знакомые всем образовательные ресурсы захватили умы миллионов людей разных возрастов. Помогут ли они на экзаменах и олимпиадах? Конечно! Возможно, иногда это даже полезнее, чем заурядный урок в школе: вторая часть экзаменационных/олимпиадных испытаний представляет из себя открытые вопросы, эссе, в которых ученику надо сформулировать и изложить свою позицию, привести качественные аргументы, релевантные примеры. Невозможно без обладания широким кругозором написать открытую часть на высокий результат. К сожалению, на уроке школа успевает дать не так много любознательному ученику - не так много, как того требует современность;

Offline (школа) - это среда, в которой ученик растет. Школа состоит не только из уроков, это разнообразная деятельность, в том числе, внеурочная: кружки, секции, курсы, волонтерство, коллективная деятельность, приятели и друзья, которые окружают ученика в школе и оказывают на растущую личность существенное влияние в процессе первичной и последующей социализации. Это совсем не значит, что ребенок, предпочитающий online лишен возможности роста. Если учащийся проходит образовательную программу на дому, на дистанте или в очно-заочной форме, ему и его родителям стоит озаботиться о наполнении распорядка дня форматами качественного социального взаимодействия, на подобии «школьной» коллективной деятельности. Это может быть и взаимодействие в Интернет-сети, но, как мы уже успели заметить в режиме вынужденной самоизоляции, это не соответствует скорости и интенсивности социальной коммуникации в повседневной жизни, вне круга домочадцев. Все же опыт и умение участвовать в коллективном действии крайне важны для успеха в обществе, и от этого никуда не спрятаться!

3. Необходима самоорганизация - навык упорядочения и самоконтроля жизни: работы, учебы, отдыха; это умение порядка soft skills «гибких навыков». При высоком темпе постиндустриальной жизни человеку очень важно не упустить информацию, время, возможности, другие ресурсы. Поэтому гибкий социальный навык «организации самого себя» - необходимость для каждого ученика в 21 веке. Вы, либо применяете это умение в жизни, либо еще не освоили этот навык, и еще не отличаетесь самоорганизацией в широком поле деятельности. Развитие самоорганизации - это сложный осознанный труд над собой. Но важно понимать, что, когда дело касается школьников, как бы избито это ни звучало, они только учатся. Это касается не только знаний по отдельным предметам, но и социально значимых умений и навыков. Скорее всего, ребенок только учится организовывать свою жизнь, поэтому не стоит раньше времени паниковать.

С точки зрения самоорганизации, online - это путь для того, кто уже умеет пользоваться этим важным скиллом, для того, кто способен организовывать свое пространство, время, рассчитывать свои силы, самостоятельно настраиваться на работу и учебу. Этот вариант также подойдет для того, кто уже имеет конкретное представление о своем интересе и своих приоритетах. Возможно, вы увлечены какой-либо областью знаний и готовитесь к олимпиадам, может быть вам нравится определенный вид деятельности, например, спорт или творчество - в любом случае, в вашем решении прослеживается, конкретика, и, скорее всего, цель. Online дает возможности для удовлетворения интереса с помощью вашего персонального компьютера.

Offline выступает спасательным кругом для тех, кто еще только учится самоорганизации. Школа транслирует, с тем или иным успехом, образец учебной жизни ученика, его распорядок и алгоритмы взаимодействия в школьном пространстве. По мере взросления ученика школа требует от него все больше ответственности за свои действия. Таким образом, у учащегося возникает понимание, что такое расписания уроков и что ему надо соответствовать, осознание, что качество выполненной домашней работы - это результат его труда и так далее.

В идеале: школа создает условия для формирования soft skills у любого ученика, но мы с вами понимаем, что в режиме существующего образовательного конвейера это не всегда возможно, а это значит, что этот важный вопрос - вопрос ответственности семьи и близкого окружения ребенка.

Резюмируя вышесказанное. Мы с вами определили, как минимум три контрольные точки, которые помогут вам понять готовы ли вы комбинировать ресурсы традиционного и online образования:

Во-первых, ориентируйтесь на свое самочувствие в организации, в коллективе, в процессе (это касается самоощущения ученика. Родители, прошу вас не путать!).

Во-вторых, попробуйте разнообразные образовательные ресурсы. Не стоит безосновательно отказываться от тех или иных источников знания, ведь у каждого есть возможность найти комфортный баланс образовательных форматов, получить удовольствие и достичь существенных результатов.

И, третье, самое важное, проверьте себя на самоорганизацию, именно этот навык будет ключевым. От него зависит, где пройдет ваша траектория между форматами обучения offline и online.

Не будем забывать, что все люди разные, а это значит, что рост у каждого проходит с разной скоростью, и наступает в разное время, равно как и успех. Возможно, ученик уже перерос усредненную систему школьного образования, может быть, и обратное, и школа для него сегодня - самое подходящее средство.

Поэтому мой совет - пробуйте! Будет замечательно, если ваше обучение перейдет из категории «надо ходить в школу» в категорию «я имею собственный интерес в этой деятельности» - так становятся личностью, которая в наше время постоянно интересуется новым и существует в обществе на разных ролях: как хороший профессионал, как член семьи, как гражданин с чувством социальной ответственности.

Успехов!