Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 4


Название игры

Класс

Время
проведения

Зимние гонялки

15-20 мин.
15-20 мин.

Правила подвижной игры

На стадионе на расстоянии 60 см и друг от друга прокладываются два параллельных лыжных следа - стартовые линии.

На одной стороне площадки втыкают задним концом в снег лыжи по числу играющих, на другой - расставляют такое же количество санок.
Посередине поля ставится закрытая большая коробка с мячиками для Большого тенниса с двумя отверстиями для руки (отверстия необходимо сделать такими, чтобы можно было туда засунуть руку и достать один мячик).

Дети делятся на две команды.

Команды игроков становятся в колонны у своих санок.

По сигналу взрослого игроки первой и второй команды должны выполнить как можно быстрее четыре задания:

  1. добежать до противоположной стороны площадки;
  2. взять лыжи, встать на них и добежать как можно быстрее до противоположной стороны площадки, остановиться, аккуратно поставить лыжи и палки и повернуться кругом, лицом к учителю, который в это время должен находиться примерно в центре стартовой линии; взять санки и вернуться на них назад, после аккуратно их поставив;
  3. каждый раз при пересечении середины поля игрок должен достать мячик (всего три), который нельзя прятать в карман, под одежду. В момент пересечения стартовой линии играющий подает условный знак (взмах руки, хлопок над головой, возглас и т.п.) по которому следующий в его команде начинает бег.

Выигрывает та команда, игроки которой быстрее соберутся за второй стартовой линией.

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • развитие самостоятельности и социальной ответственности за свои действия;
  • развитие сопереживания;
  • формирование чувства сплоченности, единства.

Метапредметные:

  • развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
  • формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • формирование умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Полученные результаты.

  • Личностные: в действиях учеников наблюдалось проявление ответственности перед командой за результат своих действий. Особенно это проявлялось, когда какое-то задание было выполнено медленнее игрока из другой команды, и ребенок старался компенсировать свой неуспех посредством лучшего выполнения следующего задания.

Ученики сопереживали, когда игроки из их команды выполняли задания, поддерживали друг друга возгласами: «Давай, давай!», «Молодец!».

В ходе игры большинство детей без подсказок учителя выполняли необходимые действия задания.

Члены команды после прохождения дистанции игроком хлопали его по плечу, что указывало на проявление сплоченности, единства.

Метапредметные:

  • В ходе игры было отмечено, что учение четко представляют свою цель и стараются ее достигнуть.

В первой игре лишь некоторые дети проявляли нестандартные пути решения задания с лыжами, санками.

Например, ученики ложились на санки животом и отталкивались руками.

В последующих играх дети стали искать более скоростные варианты передвижения на санях и лыжах, особенно в ситуациях, когда команда проигрывала.

Так, они становились на сани одной ногой и отталкивались другой.

На лыжах школьники сначала шли, часто отталкиваясь палками, затем вовсе без палок.

Задания с мячами большинством детей в первой игре решалось посредством держания их во рту. Во второй игре дети договорились о том, чтобы бросать их своей команде.

Важно отметить, что, если в первой игре дети не всегда аккуратно ставили лыжи, палки, сани, что отражалось на результатах команды (поскольку игроку нужно было вернуться по указанию учителя и поставить лыжи, палки, сани как следует), то во второй игре было отмечено, что они контролируют момент, чтобы те стояли, как следует, не падали.

Вывод: полученные результаты указывают на то, что игра «Зимние гонялки» является пригодной для достижение личностных и метапредметных целей.