Аннотация
В данной работе «Инновационные методы обучения и технологии при работе в классе комплекте, в рамках реализации ФГОС» представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты при работе с классом комплектом, через конкретные приёмы и формы работы. Представлены методы формирования у обучающихся универсальных учебных действий по предметам в начальной школе, определены пути повышения познавательной активности обучающихся на уроках. Обучение в классе комплекте предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях - направляющая. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов обучающихся, активности и творческих способностей, и, следовательно, повышению качества обучения. Значительное место в работе занимает описание современных педагогических технологий и методов и их применение в работе с обучающимися. В работе представлены результаты учебной деятельности. Показана динамика достижений обучающихся. Имеются приложения, которые отражают результаты обучающихся и продукт их деятельности. Данная работа может быть полезна для учителей начальных классов. К работе прилагается презентация и видеофрагменты из опыта работы.
Актуальность
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.
Трудность для меня составляет в том, что работая в классе-комплекте, приходится 4-5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом; должна распределить время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке. Поэтому приходится более тщательно распланировать урок по минутам в каждом классе, установить - где работа будет выполняться под руководством учителя, где и когда дети будут выполнять самостоятельные задания; где они почувствуют затруднения, когда наступит усталость и придется сделать физкультминутка. Урок в классе-комплекте проводится по одному общему для класса-комплекта плану. Поэтому для его структуры характерны не этапы урока, а переходы: «с учителем - самостоятельно», «самостоятельно - с учителем». Работа в классе-комплекте сложна не только для меня, но и для обучающихся она тоже представляет известные трудности и неудобства. Обучающиеся должны:
- сосредоточиваться на выполнении своего задания;
- не слушать объяснений учителя для другого класса;
- не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
- не слушать ответы учеников другого класса;
- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Согласитесь, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же обучающийся вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности.
Только для 10% обучающихся приемлемы методы используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств». Обучение должно строиться иначе, чтобы все обучающиеся могли учиться. И как один из вариантов организации учебного процесса в своей деятельности я стала использовать инновационные методы обучения.
Цель: раскрытие системы работы в классе комплекте по повышению качества обучения обучающихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
- создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
- содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке;
- повышать учебную мотивацию.
- обеспечивать деятельностный характер учения через включение обучающихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- стимулировать обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
- Развивать умения работать индивидуально и коллективно, самостоятельно добывать знания.
Гипотеза инновационной работы состоит в том, что если разработать и усовершенствовать систему работы в классе комплекте через инновационные методы и формы работы, подобрать более эффективные образовательные технологии и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать:
- повышению качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).
- активизировать творческую, познавательную и интеллектуальную инициативу обучающихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.
- разработки и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.
- доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и федеральном уровне.
- создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
Объектом изучения является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышение качества знаний обучающихся в классе комплекте.
Предметом исследования являются Инновационные методы обучения и более эффективные образовательные технологии.
Глава 1. Применение инновационных методов обучения на уроках в классе комплекте
1.1 Класс комплект в рамках реализации ФГОС
Класс комплект - это не особое образование, это образование в особых условиях.
Небольшая наполняемость классов позволяет развивать в детях самостоятельность. Обязательным условием является проведения самостоятельной работы в одном из классов. В то время как обучающиеся одного класса самостоятельно выполняют учебные задания. Я занимаюсь с учениками другого класса. В течение урока проходит 2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой учителя. Самостоятельная работа детей на уроках в классе комплекте занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока.
Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с учителем - самостоятельная деятельность - работа с учителем. Время, выделяемое на самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени необходимого для работы учителя с другим классом.
1.2. Форма организации обучения
Обучение - это общение между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает.
Обучение и общение для обучающихся не отделимы. Общение может происходить непосредственно и опосредованно.
Опосредованное общение даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание.
Непосредственное общение имеет три разновидности или три случая различного построения:
- Парная (в общении участвуют только два человека)
- Групповая (один говорит, два и более слушают).
- Коллективная (работа в парах переменного состава).
1.3. Типы уроков
Уроки, на которых в обоих классах изучается новый материал. Уроки, на которых в одном классе изучается новый материал, а в другом - только повторяется и закрепляется ранее пройденное или проводится закрепление или повторение ранее пройденного.
1.4. Структура урока
Структура урока в классе комплекта имеет ряд особенностей, но проверка, изучение нового материала, закрепление сохраняется.
В комплекте учитель не имеет возможности показать приёмы применения полученных знаний в практической деятельности, поэтому после объяснений приёмов использования новых знаний обучающиеся переходят к самостоятельной работе.
Классы
|
2 класс |
4 класс |
Предмет |
Математика |
Математика |
Форма урока |
Комбинированный |
Урок-повторения |
Этапы урока,
|
Организационный момент 1-2 мин |
Организационный момент |
1. Устный опрос (устный счёт) 5 мин |
1.Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам с элементами самоконтроля 15-20 мин |
|
2. Изучение нового материала с применением образовательной платформы Учи.ру 10 -15 мин |
||
3. Физкультминутка 1-2 мин |
2. Физкультминутка 1-2 мин |
|
4. Закрепление нового материала
|
3. Работа по группам, работа у доски с элементами устного опроса, проверка усвоения правила, порядка действия и т.д.) 10-12 мин |
|
5. Домашнее задание с пояснением 2-3 мин |
4. Подведение итогов урока.
|
|
6. Подведение итогов урока 1-2 мин |
5. Домашнее задание с пояснением 2-3 мин |
При работе с классом комплектом в рамках реализации ФГОС на разных этапах урока, я планирую деятельность обучающихся следующим образом:
- Коллективная форма работы.
- Индивидуальная форма работы.
1.5. Самостоятельная работа и ее необходимость на уроке
Одним из средств активизации обучающихся на уроке является выполнение самостоятельных заданий, которые требуют интенсивной работы детского ума. Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре вопроса организации самостоятельной работы, т.е. выборе оптимальных видов и методов организации и проведения самостоятельной работы в учебной деятельности.
Поэтому эта тема актуальна и необходима для рассмотрения. Одной из форм организации деятельности обучающихся является организация творческой самостоятельной работы.
Проблемой организации творческой самостоятельной работы занимались: Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.А.Менчинская, Л.В.Занков.
Считаю, что выбранная проблема актуальна, т.к. учителя испытывают проблемы в организации творческой самостоятельной работы в начальных классах.
В классе комплекте значительную часть всех уроков, ученик работает самостоятельно, поэтому важно обучать детей приёмом самостоятельной работы, то есть формировать общие приёмы работы над любым материалом.
Планируя однопредметные уроки, я продумываю не только организацию урока, но и содержание, как самостоятельной работы учеников, так и работы под непосредственным руководством учителя. В условиях работы с двумя классами около половины урока ученик вынужден заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа - важнейший этап работы в классе комплекте. Главное - организовать её так, чтобы, приступая к работе, учащиеся знали, как её выполнять и для чего данная работа выполняется. Содержанием самостоятельной работы может быть:
- самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного материала;
- упражнения для закрепления;
- различные виды тренировочных упражнений с практическим применением получаемых и ранее полученных знаний.
При самостоятельной работе учитывается различный темп её выполнения раз ными обучающимися, поэтому на доске заранее записываются резервные задания, которые ученики обычно выполняют без напоминания, после того как справились с основной работой. Задания для самостоятельной работы даются на всех этапах урока, такой материал должен накапливаться у учителя. С первых дней приучаю детей работать с учебником: находить задания, выполнять упражнения по образцам. Каждая работа на уроке проверяется. Важно сформировать у детей навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверка и взаимопроверка. Контроль при успешном, правильном выполнении создает уверенность в своих силах, при ошибках обеспечивает их своевременное устранение.
1.6. Условия самостоятельной работы
- Перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж по её содержанию;
- Устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске, на карточках с указанием образца выполнения;
- Во время работы младший школьник пользуется памятками, алгоритмами или схемами для осуществления самоконтроля при выполнении упражнения.
- Если задание для детей представляет известную сложность, новизну, нужно разложить его последовательно на отдельные « шаги» выполнения.
Использование разноуровневых карточек:
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учителю в данной ситуации легче работать (хотя и ему нужны особые терпение и выдержка), чем младшим школьникам, у которых еще недостаточно сформировано произвольное внимание. При подготовке к урокам в классе-комплекте приходится тщательнее продумывать этапы урока, чередование самостоятельной и коллективной работы обучающихся.
1.7. Самостоятельные формы работы
Коллективный способ обучения (КСО) использует достижения психологии, педагогики. При КСО лидирует форма работы в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы. Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим.
Основной принцип работы - каждый учит каждого
1.8. Организация работы в парах
Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава.
Цель использования работы в постоянных парах - обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе.
А когда обучающиеся научатся работать в парах постоянного состава, тогда можно организовать работу в парах сменного состава, используя основную методику: «Взаимодиктант».
Взаимные диктанты можно начинать проводить уже в первом классе. Ученики могут записывать текст диктанта себе в тетради. Первоначально это может быть одно-два слова: рука, мама, Миша, Оля. Затем ученики друг другу диктуют простые предложения: человек идет, ученик сидит, птица летит. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В 1 классе диктант дается на 5-6 мин, а это для первоклассника не более 10-12 слов.
Тексты диктантов периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Такого же вида работу можно проводить со словарными словами.
1.9. Порядок работы при использовании методики
- Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
- Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
- Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) сначала один диктант, потом второй.
- Ребята устно разбирают ошибки.
- Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими)
- Ученики снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи («Проверял Иванов»).
- Совместная работа пары заканчивается. Ученики обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.
Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает под контролем товарища разбор допущенных ошибок.
Другой раз он диктует этот текст, проверяет, слушает разбор ошибок, ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д. При каждой новой встрече - новый текст диктанта.
Первые « Взаимодиктанты» ребята начали писать в написании словарных слов, а затем стали писать небольшие диктанты «Пятиминутка» на изученные орфограммы.
Когда ученики освоят методику взаимных диктантов, тогда можно вводить карточки с деформированным текстом. Но тексты не должны быть громоздкими. Работа в парах должна проходить живо, по-деловому.
Примеры деформированных текстов:
На опушке леса ст . ит дом л . сника. 2. В . сной д . твора сажает цв . ты. 3. В школьном с.ду созр . вает урожай яблок.
Тексты должны быть насыщены орфограммами, не быть большими по объему. В 3 классе - не более 20-30 слов, в 4 - не более 35 слов. От класса
к классу уровень сложности повышается. К текстам диктантов можно присоединять вопросы теоретического характера.
Примеры текстов для взаимодиктантов с грамматическими заданиями.
Методика взаимодиктантов позволяет решать целый ряд проблем. Особенно актуально использование этого приема на уроках в свете требований обновлённого ФГОС.
1.10. Индивидуальная форма работы
Считаю целесообразным использовать индивидуальную работу обучающихся на любых этапах урока.
Индивидуальная работа в начале урока.
Самодиктанты. Может случиться так, что ученик не знает, что себе диктовать, тогда даю возможность ученику переписать текст с листа, но с проговариванием.
Индивидуальная работа при самопроверке.
Активно использую приём самопроверки, считаю, что любая работа, проверенная самим учеником, принесёт большую пользу, так как он сразу увидит результат.
Приёмы самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанное по эталону, другие - по орфографическому словарю, третьи - с голоса учителя, который чётко произносит трудные места в слове или предложении.
Индивидуальная работа при проверке домашнего задания.
Очень полезна взаимопроверка домашнего задания, когда учитель даёт правильный вариант выполнения задания, а ученики исправляют ошибки, сами оценивают работу.
Индивидуальная работа при закреплении изученного на уроке.
Использование карточек дидактического материала во время индивидуальной работы не позволяет ученику оставаться пассивным или списывать у рядом сидящего товарища.