Элективный курс «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы»

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: общество, человек


Пояснительная записка

Интегрированный предмет «Обществознание» включает в себя следующие содержательные линии: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право» и отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Современные требования к преподаванию обществознания и подготовке обучающихся к ЕГЭ предполагают твёрдое знание обучающимися ключевых вопросов обществоведческого курса. В курсе обществознания 10 класса (социально-экономический профиль) представляется наиболее целесообразным углублённое изучение содержательной линии «Человек и общество».

Цели курса:

  • повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию;
  • освоение системы знаний об обществе и его сферах, о человеке и видах деятельности людей, о духовной жизни общества;
  • развитие потребности в получении знаний; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Курс «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» рассчитан на 35 часов изучения в 10 классе в рамках профильного обучения.

Материал курса разделён на отдельные темы.

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия.

Основные формы отчетности обучающихся: тетрадь с конспектами и заданиями (познавательные задания, проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, презентации, собеседования, выступления на семинарах, проекты.

Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные результаты:

  • способность к осознанию российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, правовую культуру;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы; осознанный выбор будущей профессии.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельность в планировании, осуществлении и корректировке учебной деятельности;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности со сверстниками и преподавателем;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации, а также критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из данных источников;
  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • характеризовать общество как целостную развивающуюся систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • формулировать собственные суждения об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • иллюстрировать примерами проявления различных глобальных проблем человечества;
  • выделять черты социальной сущности человека;
  • различать виды деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • иллюстрировать примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора;
  • различать формы чувственного и рационального познания;
  • различать виды истины;
  • выявлять особенности научного познания и социального познания;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы и разновидности культуры;
  • выявлять связь науки и образования;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека;
  • выявлять сущностные характеристики религии, различать её виды;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки с принятыми нормами морали;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • применять полученные знания в учебной деятельности и повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • различать типы мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • систематизировать социальную информацию и представлять её в разных формах.

Содержание элективного курса

Введение (1ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Выбор темы и цели проекта.

Тема 1. Общество (8ч).

Что такое общество. Социум как особенная часть мира. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Признаки социальных институтов. Функции социальных институтов. Классификация социальных институтов по сферам жизни общества. Важнейшие социальные институты. Исторический процесс и его участники. Понятие общественного прогресса. Противоречивость общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Целостность и противоречивость современного мира. Современное общество. Глобализация как явление современности. Основные причины глобализации. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества. Последствия процесса глобализации. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы человечества). Причины возникновения глобальных проблем человечества. Особенности глобальных проблем. Главные глобальные проблемы человечества. Основные направления разрешения глобальных проблем. Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Тема 2. Человек (6ч).

Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Основные отличия человека от животного. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. Потребности и интересы человека. Потребности. Виды потребностей человека: биологические, социальные, духовные. Классификации потребностей человека. Интересы. Способности человека. Деятельность как способ существования людей.

Деятельность человека: отличительные признаки. Структура деятельности и её мотивация. Виды деятельности: игра, общение, учение, труд. Классификации деятельности. Мышление. Особенности мышления. Типы мышления. Человек и социализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Этапы социализации. Функции социализации. Агенты социализации. Десоциализация, ресоциализация. Самореализация. Внутренний мир человека. Человек как духовное существо. Мировоззрение. Структура мировоззрения. Духовные ориентиры личности. Пути формирования мировоззрения. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей. Мировоззрение, его типы и формы. Роль мировоззрения в жизни человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода. Социальные условия реализации свободы личностью. Свобода как осознанная нравственная необходимость. Свобода и социальная ответственность. Виды ответственности. Свобода выбора. «Золотое правило нравственности». Свободное общество.

Тема 3. Познание (5ч).

Познавательная деятельность. Познание. Виды познания. Формы (стороны) познания: чувственное и рациональное. Интуиция. Основные признаки интуиции. Самопознание и развитие личности. Истина и её критерии. Истина. Виды истины. Критерии истины. Практика. Многообразие человеческого знания (виды знаний). Научное познание. Особенности научного познания. Научное познание: формы, уровни, методы. Важнейшие социальные науки и их сущность. Социальное познание. Особенности социального познания. Основные методы социального познания. Функции социального познания.

Тема 4. Духовная жизнь общества (11ч).

Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Функции культуры. Духовная жизнь общества. Структура духовной жизни общества. Духовная культура общества. Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры. Формы культуры: народная, массовая и элитарная. Молодёжная субкультура как часть культурной среды современного общества. Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Условия возникновения массовой культуры. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Оценка массовой культуры как общественного явления. СМИ и массовая культура. Наука. Функции науки. Специфика современной науки. Этика науки. Образование. Функции образования. Социальная и личная значимость образования. Образование как система. Система образования в Российской Федерации. Основные принципы современного российского образования. Основные тенденции в развитии образования в современном обществе. Религия. Признаки религии. Функции религии. Классификация религий. Мировые религии. Религия и религиозные организации в современной России. Искусство. Особенности искусства. Функции искусства. Виды искусства. Современное искусство. Мораль. Происхождение морали. Виды моральных норм. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Формы моральных требований и представлений. Мораль и нравственность. Мораль и право: сходства и различия. Функции морали. Основные категории морали. Нравственная культура личности.

Итоговое занятие (4ч).

Подведение итогов курса.

Представление результатов проектной деятельности.

Тематическое планирование элективного курса «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы»