Цель: способствовать снижению уровня стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.
Задачи:
- Формировать представление о стрессе и его влиянии на психологическое здоровье человека;
- Актуализировать способы преодоления стрессовых ситуаций;
- Ознакомить с приемами самопомощи в стрессовых ситуациях.
Материалы: раздаточный материал - тест «Определение уровня стресса», памятки по занятию с основными приемами самопомощи.
Вступление: Мы живем в сложное, интенсивное время. Вся наша жизнь - это периодические стрессовые напряжения. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны.
В вашем случае, экзаменационный стресс занимает одно из первых мест, вызывающих психическое напряжение.
Сегодня мы будем говорить о стрессе, о том, как справляться с волнением в стрессовых ситуациях, в том числе и на экзаменах.
Упражнение «Ассоциации»
Давайте попробуем дать определение стрессу с помощью ассоциаций. Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации к слову стресс. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.
Итак, начинаем:
- если бы стресс был погодой…
- музыкальным инструментом…
- цветом…
- временем года…
- мебелью…
- водоемом…
Мы приходим к выводу, что стресс вызывает у нас не очень приятные ассоциации.
Что же такое стресс? Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. В переводе с английского означает «напряжение», «сжатие», «давление».
Источником стресса может стать любой раздражитель, как физический (например: если плохо питаться, не высыпаться, мало двигаться), так и психологический (обман, обида, перегрузка информацией, а также ситуации, угрожающие безопасности и т.д.). Причем для одних людей ситуация может быть стрессовой, а другие воспринимают ее как нормальную.
Давайте на примере простой ситуации рассмотрим, как может повышаться уровень стресса у человека. У вас из-под носа ушла маршрутка. Что вы чувствуете?
Вы почувствовали досаду, но увидели, что к остановке подходит другая маршрутка. Ваши негативные эмоции воздействовали только на подсознание, они не нанесли вреда здоровью.
А если в этой ситуации оказался человек, больной астмой? У него появилась отдышка. Это уже стресс посерьезней.
А как еще может повысится уровень стресса в этой ситуации?
Например, вы знаете, что следующая маршрутка будет не скоро, а у вас назначена очень важная встреча. Вы нервничаете. Такой стресс может отразиться на состоянии вашего здоровья. Вообще у неустойчивых людей стресс может снизить иммунитет, в течение недели человек может подхватить инфекцию, заболеть.
Сейчас предлагаю с помощью теста выяснить, есть ли у вас стресс в данный момент.
Тест «Определение уровня стресса»
|
Никогда
|
Редко
|
Часто
|
Почти всегда
|
Легко ли Вы раздражаетесь даже из-за мелочей? |
|
|
|
|
Нервничаете ли Вы, когда приходится кого-то долго ждать? |
|
|
|
|
Можете ли Вы обидеть того, кто попался Вам по горячую руку? |
|
|
|
|
Часто ли Вы краснеете? |
|
|
|
|
Выводит ли Вас из себя критика в Ваш адрес? |
|
|
|
|
Если Вас толкнут в транспорте, Вы ответите тем же или скажете что-нибудь обидное? |
|
|
|
|
Стремитесь ли Вы заполнить свое свободное время какой-нибудь деятельностью? |
|
|
|
|
Вы опаздываете в школу? |
|
|
|
|
Хочется ли Вам во время разговора перебивать собеседника, дополнять, переводить разговор на себя? |
|
|
|
|
Страдаете ли Вы отсутствием аппетита или чрезмерно высоким аппетитом? |
|
|
|
|
Испытываете ли Вы беспричинное беспокойство? |
|
|
|
|
Бывает ли у Вас по утрам плохое самочувствие? |
|
|
|
|
Вы быстро устаете? |
|
|
|
|
Даже продолжительный сон не дает ощущения отдыха? |
|
|
|
|
Чувствуете ли Вы, что у Вас болит сердце? |
|
|
|
|
Страдаете ли Вы от болей в спине или шее? |
|
|
|
|
Вы барабаните пальцами по столу, покачиваете ногой, теребите пуговицу и т.п.? |
|
|
|
|
Считаете ли Вы, что Вас должны больше хвалить? |
|
|
|
|
Считаете ли Вы, что Вы лучше других, а Вас недооценивают? |
|
|
|
|
Сидите ли Вы на диете, чтобы похудеть? |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Обработка полученных результатов
- До 30 баллов. Вы легко справляетесь с проблемами. К трудностям относитесь рассудительно. Вас можно назвать стрессоустойчивым человеком.
- От 31 до 45 баллов. Вы живете довольно напряженной жизнью, но получаете от этого удовлетворение. Стресс вам пока не угрожает, но старайтесь расслабляться.
- От 46 до 60 баллов. Вы находитесь в постоянном напряжении. Научитесь философски относится к неудачам. Учитесь радоваться жизни.
- Более 60 баллов. Стресс уже угрожает вашему здоровью. Вам необходимо менять образ жизни. Откажитесь от вредных привычек, займитесь любимым делом.
Предлагаю подумать: почему ситуация экзамена является стрессовой? По каким причинам? (ответы учащихся)
Психическое напряжение возникает из-за необходимости пройти испытание, проверить свои знания. Одна из причин, почему экзамен является стрессом - это неуверенность в своих знаниях и давление со стороны родственников, родителей. Еще причина стрессов - это неравномерная нагрузка. К экзаменам надо готовиться с начала года, а не садиться за подготовку за месяц до экзамена. Конечно, одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамен, уверенные в успехе. У других экзамен связан с беспокойством и тревогой.
Упражнение «Самое трудное на экзамене…»
Я буду называть утверждения. Тот, кто согласен с утверждением, поднимает руку.
Самое трудное на экзамене - это:
- Повторить большое количество материала
- Справиться с волнением во время экзамена
- Вспомнить нужный материал
- Привести в порядок эмоции, собраться с мыслями
- Постараться сосредоточиться и забыть об окружающих
- Справиться с сомнением при выборе ответа
- Преодолеть свой страх
Вывод: у каждого человека свое восприятие данной ситуации.
Давайте подумаем, что можно сделать для преодоления стресса?
(заняться любимым делом, послушать музыку, поспать, принять душ, пойти погулять, поиграть в активные спортивные игры, заняться физической работой, поплакать, вспомнить что-то приятное, громко покричать)
Для поддержания умственной работоспособности в ситуации стресса необходимо уметь снимать напряжение, расслабляться. Существуют специальные психологические приемы самопомощи в стрессовых ситуациях. Раздаю буклеты (подышать в ладони, самомассаж, дыхание, внутренний диалог)
Упражнение «Место покоя»
Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, или воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно. Представьте его себе во всех деталях. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Прислушайтесь. Возможно, до вас доносятся какие-то звуки. Возможно, вы чувствуете дуновение ветра. Сейчас у вас есть немного времени, чтобы побыть в этом месте. Это ваше место покоя. Теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза.
Какие ощущения?
Сегодня мы с вами проанализировали понятие стресс, сделали вывод, что каждому человеку просто необходимо научиться справляться с волнением и тревогой.
Всем спасибо за работу. Хорошего Вам дня)))