Формирование творческих компетенций учащихся на уроках музыки

Разделы: Музыка


«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой будут расти,
и процветать таланты».

Г.Г. Нейгауз

Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен. У детей, как правило, существует потребность в самореализации - как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

Творческий потенциал существует в каждом ребенке и для его развития, обучение необходимо сделать проблемным, исследовательским, т.е. развивающим творческую активность учащихся (Эльконин, Давыдов).

Работа по развитию творческих способностей должна иметь системный характер. Одной из важных и необходимых форм работы являться творческие задания.

Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы:

  • беседы;
  • дискуссии;
  • игры;
  • состязания;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • наблюдения;
  • поисковые эксперименты;
  • индивидуальные занятия;
  • творческие задания.

«Волшебная картинка»

Для работы потребуются краски. При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть на белый лист. Во время прослушивания настроение, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить положить салфетку на лист. Краски смешаются и появится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка. Можно перед прослушиванием не озвучивать название произведения, ограничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослушанному произведению и своей картине.

Литературно-музыкальная палитра

Форма работы, при которой развивается и словарный запас, и наглядно-образное мышление, и художественные навыки.

Слушается музыкальное произведение. В процессе прослушивания подбираются слова, характеризующие музыку, а также цвет, подходящий по ощущениям в каждому слову. Затем, используя выбранные цвета, создается цветовое пятно.

«Цветовое моделирование»

Цветовое моделирование используется для постижения формы произведения, его характера или образа. Некоторые произведения сложны, объёмны для восприятия обучающихся. В подобных случаях создаётся ситуация, в которой могло происходить действие.

Например, при знакомстве с музыкой П.И.Чайковского из цикла «Времена года» слушаем «Ноябрь», «На тройке», ставится задача: определить, сколько образов рисует данное произведение, везде ли одинаково настроение, и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а средняя более протяжная, распевная. Предлагаю им фигурки из цветного картона, и они с удовольствием строят трёхчастную форму музыки.

Моделирование художественно-творческого процесса направлено на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а её творцом.

П.И.Чайковский «На тройке».

Метод «Если это…»

Он заключается в том, что обучаемые вытаскивают из коробочки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Ребятам предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет, например, виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать.

Задача метода - активизировать включение знаний и опыта учащихся, научить уходить от стереотипов.

Облегченный вариант - карточки с названиями растений, животных, стихий, игрушек.

В более усложненном варианте ребята, получив карточку с портретом того или иного композитора, могут рассуждать о том, как бы то или иное произведение звучало в стиле И.С.Баха, Р.Щедрина, В.А.Моцарта.

«Три цветка»

Игра на определение характера музыки.

Изготавливаются три цветка из картона, в середине которых нарисовано «лицо» - спящее, плачущее и веселое, изображающих три характера музыки:

  1. Добрая, ласковая, убаюкивающая.
  2. Грустная, жалобная.
  3. Веселая, радостная, задорная.

Ход игры

Первый вариант. Учитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребенок говорит название и имя композитора.

Второй вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Дети слушают музыку, и если цветок соответствует характеру музыки, поднимают его.

«Цветик-семицветик»

Упражнение на развитие памяти и музыкального слуха.

Используется большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне каждого лепестка - рисунки к выученным произведениям.

Учитель (садовник) приносит ребятам необыкновенный цветок. Вызванный ребенок вынимает любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Учение должен назвать произведение и имя композитора. Дети прослушивают фрагмент.

«Где бывали?»

Прослушав музыкальное произведение (это может быть народная, классическая, современная музыка), дети объединяются в группы и сообща придумывают рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

«Свой оркестр»

Для игры понадобятся картинки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает какую-либо веселую музыку и показывает инструменты один за другим. Какой инструмент изображен на рисунке, на том и «играют» ученики. Если учитель не показывает картинки, то ребята просто сидят и слушают музыку.

«Мозговая атака»

Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.

2 этап. Обмен информацией.

Рекомендации:

  • лимит времени на первом этапе - 5-7 минут;
  • при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
  • оперативная запись высказанных предположений.

Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

«Исправьте мои ошибки»

Подготовить плакат, на котором дети стрелками указывают правильные ответы.

Джордж Гершвин

"Посадил полынь я"

Золтан Кодай

"Полька"

Болгарская народная песня

"Чардаш"

«Не порви цепочку»

Друг за другом называют по одному слову, каждое из которых логически связано с предыдущим, например:

  • Гайдн - симфония - экспозиция, разработка и т.д.
  • Балет - Чайковский - "Щелкунчик" - Гофман - и т.д.

Можно делать остановки для объяснения слов (условия остановок даются заранее: объясняется каждое третье слово или останавливает педагог, ученик и т.д.)

«Лестница эмоциональных впечатлений»

Учитель раздает учащимся карточки, они должны вписать в каждую карточку по одному эмоциональному впечатлению от прослушанных произведений, закрасить в цвет и выстроить по значимости.

Модель музыкального произведения

Перед прослушиванием музыкального произведения, после рассказа учителя ребята предполагают, какая может быть музыка. Для этого на каждой парте лежит план модели.

  1. Название музыкального произведения.
  2. Характер музыкальных образов.
  3. Форма.
  4. Лад.
  5. Темп.
  6. Регистр.
  7. Динамика.
  8. Мелодия.
  9. Тембр.

После прослушивания ученики сравнивают свой план с оригиналом и высказывают свое мнение.

«Слышу-вижу-чувствую»

Рисуется цветок с тремя лепестками. Каждый лепесток имеет свое название: «слышу», «вижу», «чувствую». В процессе слушания музыки обучаемые заполняют лепестки.

  • «Слышу» - что я слышу, когда слушаю музыку.
  • «Вижу» - что я представляю, когда слушаю музыку.
  • «Чувствую» - что я чувствую, когда слушаю музыку

«Знайка - Незнайка»

Дети объединяются в группы. Каждая из них начинает ответ со слов «Мы знаем…, но не знаем…». Учитель первым называет слово, например, скрипка.

Первая группа начинает свой ответ так: «Мы знаем, что такое скрипка, но не знаем, например, сколько у нее струн».

Вторая группа начинает свой ответ «Мы знаем, что у скрипки 4 струны, но не знаем, к какой группе инструментов она относится».

Первая группа: «Мы знаем, что скрипка - это струнно-смычковый инструмент, но не знаем произведений, в которых играет скрипка».

Вторая группа: «Мы знаем произведение « 40-я симфония, но не знаем его автора» и т.д.

Погружение в ситуацию

Дети слушают музыкальное произведение, затем в классе создается соответствующая атмосфера и ребята по очереди, дополняя друг друга, рассказывают то, что рисует музыка, что они в ней услышали. Ассоциативный ряд выстраивается на фоне звучащей музыки при ее повторном прослушивании.

М.П.Мусоргский «Старый замок»

  1. Невдалеке на холме стоит старый замок. Он окружен старыми, огромными деревьями, делающим его еще более таинственным.
  2. Я подхожу к нему по заросшей тропинке.
  3. Внутри меня возникают различные ощущения: тревога и интерес, печаль и радость, восторженность и сдержанность.
  4. Окна замка покрыты паутиной и плющом, а дверь, весящая на одной петле, бесшумно открывается передо мной.
  5. Замок давно заброшен, но во всем чувствуется былая роскошь.
  6. Сзади меня проскальзывает призрак хозяина дома, а может это всего лишь ветер…
  7. Время словно остановилось. Не слышно ни пения птиц, ни человеческих голосов, лишь шум ветра, гуляющий по пустым комнатам замка.
  8. Свет, падающий из небольшого окна, словно приоткрывает тайну старого замка. Когда-то он был полон гостей, в нем звучала музыка, проходили балы, а сейчас он одинок и заброшен.

Рефлексивный экран

Обучаемые про цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • меня удивило……
  • урок дал мне для жизни…

Круги Эйлера

Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера, вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.

Круги Эйлера - это геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями.

Это метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

Обучаемые в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию. Автор метода - ученый Леонард Эйлер (1707-1783). Он так и говорил о названных его именем схемах: «круги подходят для того, чтобы облегчить наши размышления».

«Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П.Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабос детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того, как они сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая музыку.

«Кубик»

Данный прием используется на этапе осмысления во время слушания музыки. Этот прием позволяет обучаемым

  • реализовать различные фокусы рассмотрения задания;
  • создает на уроке целостное представление о прослушанном музыкальном произведении;
  • создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

  1. Опиши музыку
  2. Чем она отличается от…
  3. Проассоциируй музыку
  4. Проанализируй музыку
  5. Приведи «за» или «против»
  6. Что тебя удивило в музыке?

Класс объединяется в группы. Учитель бросает кубик над каждым столом. Определяется, в каком ракурсе будет работать та или иная группа. Можно писать эссе, выступать с групповым сообщением и т.д.