«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой будут расти,
и процветать таланты».
Г.Г. Нейгауз
Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен. У детей, как правило, существует потребность в самореализации - как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству.
Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
Творческий потенциал существует в каждом ребенке и для его развития, обучение необходимо сделать проблемным, исследовательским, т.е. развивающим творческую активность учащихся (Эльконин, Давыдов).
Работа по развитию творческих способностей должна иметь системный характер. Одной из важных и необходимых форм работы являться творческие задания.
Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы:
- беседы;
- дискуссии;
- игры;
- состязания;
- конкурсы;
- олимпиады;
- наблюдения;
- поисковые эксперименты;
- индивидуальные занятия;
- творческие задания.
«Волшебная картинка»
Для работы потребуются краски. При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть на белый лист. Во время прослушивания настроение, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить положить салфетку на лист. Краски смешаются и появится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка. Можно перед прослушиванием не озвучивать название произведения, ограничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослушанному произведению и своей картине.
Литературно-музыкальная палитра
Форма работы, при которой развивается и словарный запас, и наглядно-образное мышление, и художественные навыки.
Слушается музыкальное произведение. В процессе прослушивания подбираются слова, характеризующие музыку, а также цвет, подходящий по ощущениям в каждому слову. Затем, используя выбранные цвета, создается цветовое пятно.
«Цветовое моделирование»
Цветовое моделирование используется для постижения формы произведения, его характера или образа. Некоторые произведения сложны, объёмны для восприятия обучающихся. В подобных случаях создаётся ситуация, в которой могло происходить действие.
Например, при знакомстве с музыкой П.И.Чайковского из цикла «Времена года» слушаем «Ноябрь», «На тройке», ставится задача: определить, сколько образов рисует данное произведение, везде ли одинаково настроение, и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а средняя более протяжная, распевная. Предлагаю им фигурки из цветного картона, и они с удовольствием строят трёхчастную форму музыки.
Моделирование художественно-творческого процесса направлено на то, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а её творцом.
П.И.Чайковский «На тройке».
Метод «Если это…»
Он заключается в том, что обучаемые вытаскивают из коробочки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Ребятам предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет, например, виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать.
Задача метода - активизировать включение знаний и опыта учащихся, научить уходить от стереотипов.
Облегченный вариант - карточки с названиями растений, животных, стихий, игрушек.
В более усложненном варианте ребята, получив карточку с портретом того или иного композитора, могут рассуждать о том, как бы то или иное произведение звучало в стиле И.С.Баха, Р.Щедрина, В.А.Моцарта.
«Три цветка»
Игра на определение характера музыки.
Изготавливаются три цветка из картона, в середине которых нарисовано «лицо» - спящее, плачущее и веселое, изображающих три характера музыки:
- Добрая, ласковая, убаюкивающая.
- Грустная, жалобная.
- Веселая, радостная, задорная.
Ход игры
Первый вариант. Учитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребенок говорит название и имя композитора.
Второй вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Дети слушают музыку, и если цветок соответствует характеру музыки, поднимают его.
«Цветик-семицветик»
Упражнение на развитие памяти и музыкального слуха.
Используется большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне каждого лепестка - рисунки к выученным произведениям.
Учитель (садовник) приносит ребятам необыкновенный цветок. Вызванный ребенок вынимает любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Учение должен назвать произведение и имя композитора. Дети прослушивают фрагмент.
«Где бывали?»
Прослушав музыкальное произведение (это может быть народная, классическая, современная музыка), дети объединяются в группы и сообща придумывают рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.
«Свой оркестр»
Для игры понадобятся картинки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает какую-либо веселую музыку и показывает инструменты один за другим. Какой инструмент изображен на рисунке, на том и «играют» ученики. Если учитель не показывает картинки, то ребята просто сидят и слушают музыку.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
- лимит времени на первом этапе - 5-7 минут;
- при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
- оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
«Исправьте мои ошибки»
Подготовить плакат, на котором дети стрелками указывают правильные ответы.
Джордж Гершвин |
"Посадил полынь я" |
Золтан Кодай |
"Полька" |
Болгарская народная песня |
"Чардаш" |
«Не порви цепочку»
Друг за другом называют по одному слову, каждое из которых логически связано с предыдущим, например:
- Гайдн - симфония - экспозиция, разработка и т.д.
- Балет - Чайковский - "Щелкунчик" - Гофман - и т.д.
Можно делать остановки для объяснения слов (условия остановок даются заранее: объясняется каждое третье слово или останавливает педагог, ученик и т.д.)
«Лестница эмоциональных впечатлений»
Учитель раздает учащимся карточки, они должны вписать в каждую карточку по одному эмоциональному впечатлению от прослушанных произведений, закрасить в цвет и выстроить по значимости.
Модель музыкального произведения
Перед прослушиванием музыкального произведения, после рассказа учителя ребята предполагают, какая может быть музыка. Для этого на каждой парте лежит план модели.
- Название музыкального произведения.
- Характер музыкальных образов.
- Форма.
- Лад.
- Темп.
- Регистр.
- Динамика.
- Мелодия.
- Тембр.
После прослушивания ученики сравнивают свой план с оригиналом и высказывают свое мнение.
«Слышу-вижу-чувствую»
Рисуется цветок с тремя лепестками. Каждый лепесток имеет свое название: «слышу», «вижу», «чувствую». В процессе слушания музыки обучаемые заполняют лепестки.
- «Слышу» - что я слышу, когда слушаю музыку.
- «Вижу» - что я представляю, когда слушаю музыку.
- «Чувствую» - что я чувствую, когда слушаю музыку
«Знайка - Незнайка»
Дети объединяются в группы. Каждая из них начинает ответ со слов «Мы знаем…, но не знаем…». Учитель первым называет слово, например, скрипка.
Первая группа начинает свой ответ так: «Мы знаем, что такое скрипка, но не знаем, например, сколько у нее струн».
Вторая группа начинает свой ответ «Мы знаем, что у скрипки 4 струны, но не знаем, к какой группе инструментов она относится».
Первая группа: «Мы знаем, что скрипка - это струнно-смычковый инструмент, но не знаем произведений, в которых играет скрипка».
Вторая группа: «Мы знаем произведение « 40-я симфония, но не знаем его автора» и т.д.
Погружение в ситуацию
Дети слушают музыкальное произведение, затем в классе создается соответствующая атмосфера и ребята по очереди, дополняя друг друга, рассказывают то, что рисует музыка, что они в ней услышали. Ассоциативный ряд выстраивается на фоне звучащей музыки при ее повторном прослушивании.
М.П.Мусоргский «Старый замок»
- Невдалеке на холме стоит старый замок. Он окружен старыми, огромными деревьями, делающим его еще более таинственным.
- Я подхожу к нему по заросшей тропинке.
- Внутри меня возникают различные ощущения: тревога и интерес, печаль и радость, восторженность и сдержанность.
- Окна замка покрыты паутиной и плющом, а дверь, весящая на одной петле, бесшумно открывается передо мной.
- Замок давно заброшен, но во всем чувствуется былая роскошь.
- Сзади меня проскальзывает призрак хозяина дома, а может это всего лишь ветер…
- Время словно остановилось. Не слышно ни пения птиц, ни человеческих голосов, лишь шум ветра, гуляющий по пустым комнатам замка.
- Свет, падающий из небольшого окна, словно приоткрывает тайну старого замка. Когда-то он был полон гостей, в нем звучала музыка, проходили балы, а сейчас он одинок и заброшен.
Рефлексивный экран
Обучаемые про цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- меня удивило……
- урок дал мне для жизни…
Круги Эйлера
Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера, вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями.
Это метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.
Обучаемые в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию. Автор метода - ученый Леонард Эйлер (1707-1783). Он так и говорил о названных его именем схемах: «круги подходят для того, чтобы облегчить наши размышления».
«Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П.Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабос детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того, как они сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая музыку.
«Кубик»
Данный прием используется на этапе осмысления во время слушания музыки. Этот прием позволяет обучаемым
- реализовать различные фокусы рассмотрения задания;
- создает на уроке целостное представление о прослушанном музыкальном произведении;
- создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
- Опиши музыку
- Чем она отличается от…
- Проассоциируй музыку
- Проанализируй музыку
- Приведи «за» или «против»
- Что тебя удивило в музыке?
Класс объединяется в группы. Учитель бросает кубик над каждым столом. Определяется, в каком ракурсе будет работать та или иная группа. Можно писать эссе, выступать с групповым сообщением и т.д.