Конспект урока по окружающему миру по теме "Что мы знаем о птицах". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, птицы, УМК «Школа 21 века»


Предмет: окружающий мир.

Класс: 1.

Учебник (УМК): «Школа 21 века».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Виноградова Н.Ф. "Окружающий мир 1 класс". Учебник для общеобразовательных учреждений, рабочая тетрадь к учебнику, АСТ-пресс, компьютер, презентация по теме урока.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

  • регулятивными УУД:осуществлять самоконтроль - 1 уровень;
  • познавательными УУД: осуществлять поиск информации в учебной, ориентироваться в учебнике под руководством учителя (1 уровень);
  • личностными УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).

У большинства учащихся недостаточно сформированы:

коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с одноклассниками, выполняя свою роль;

регулятивные УУД:

  • адекватно оценивать свои действия, вносить коррективы;

личностные УУД:

  • определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.

Цель урока: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями; формирования понятия: дикие, домашние, перелётные, осёдлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений; учить детей делать выводы из увиденного; воспитывать чувство любви к прекрасному, к миру, нас окружающему.

Ход урока

1. Повторение пройденного

Проверка домашнего задания. (Рассказы детей о зверях).

- Почему вы выбрали именно этого зверя?

2. Изучение нового материала

1) Введение в тему урока.

Отгадайте загадки:

На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его… (Скворец.)

Чёрный, проворный,
Кричит «крах»,
Червякам враг. (Грач.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)

Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел.)

Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не глядит,
А время знает. (Петух.)

- Как, одним словом, можно назвать слова-отгадки? (Птицы.)

- Мы продолжаем знакомство с животным миром. Сегодня на уроке будем говорить о птицах.

2) Беседа «Птицы - особая группа животных».

- Птиц на планете огромное множество. Все они относятся к одной группе животных. Почему? (У них есть общие признаки.)

- Какие это признаки? (Крылья, оперение, клюв.)

3) Работа по учебнику (с. 75).

- Рассмотрите птиц и скажите: что их объединяет и какие признаки являются их отличительными особенностями?

3) Формирование понятий «перелётные птицы» и «оседлые птицы».

- Какие птицы вам знакомы? Где вы их встречали?

- Как называются птицы, которые улетают от нас на юг? Каких перелётных птиц вы знаете? Только ли от нас улетают птицы?

- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

- Почему многие птицы улетают в тёплые края?

- Распределите птиц, изображённых на с. 72 учебника, в две группы.

- В какую группу определили сову? Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы - оседлые птицы, но вот ушастая сова - перелётная.

Физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

3. Закрепление изученного материала

1) - Работа с учебником (с. 74). Чтение текста и ответы на вопросы.

2) Беседа о бережном отношении к природе.

- Ребята, а вы любите птиц? Почему?

- Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов. Птицы - основные истребители вредных насекомых. Хищные птицы регулируют в природе количество грызунов. А некоторых птиц мы с вами можем назвать сеятелями. Это кедровка, дятел. Кедровка любит кедровые орешки, оттого её так и прозвали. Насытится птица, а затем шишку, другую на земле под мох, под листочки спрячет. Да и забудет о том, где прятала. А через год прорастёт семечко, а там, глядишь, и появится в лесу молодая поросль кедра. Также и дятел. Закрепит в своей «кузне» шишку, бьёт по ней острым клювом, а семечко то одно, то другое на землю падает. Птицы приносят огромную пользу, истребляя семена сорных растений.

- Чем отличаются домашние птицы от диких?

- Как надо заботится о птицах с наступлением холодов?

3) Задание «Соображалки», с. 76.

4. Итог урока

- Что вы узнали нового? Какие открытия для себя сделали? Какие знания, полученные на уроке могут пригодиться вам в жизни?

Дополнительный материал к уроку.

Игра «Не все птицы летают одинаково».

Птица

Количество взмахов в минуту

ворона

20

зарянка

23

синица

270

колибри

20-30 в секунду

Каждый ребёнок, «превратившись» в какую-либо птицу, начинает махать «крыльями» в течение одной минуты. Кто устал - садится на стульчик.

Это интересно.

  • Выше всех летает орёл.
  • Стриж - самая быстрая птица.
  • Самая большая птица в мире - страус.
  • Самая маленькая птица в мире - колибри, а в нашей стране - королёк.
  • Самый длинный хвост у сороки и павлина.

Наше Приморье на редкость богато птицами: их здесь более 440 видов. Ни в одной из территорий России такого разнообразия не встретишь. Причём, среди них много тропически ярко окрашенных.

(на доске фото птиц)

Иволга - симпатичная жёлтая птичка. Она прекрасный певец. Кажется, будто кто-то играет на флейте, когда она поёт. Но иногда иволга может закричать как кошка, которой наступили на хвост.

А лесная птица зарянка считается жителем подвального этажа. Гнёзда зарянок располагаются в различных норах: под гнилой подстилкой, под корнями деревьев, в гнилых пнях. И найти их нелегко.

На 2-м этаже, на кустах и молодых деревьях живут синички и дрозды, которые делают закрытые гнёзда.

На 3-ем этаже, на ветвях и кронах деревьев, предпочитают селиться иволга, сорока, королёк. А ещё выше, на самых макушках деревьев, располагаются на жительство крупные хищные птицы: чёрный аист, ворон.

Утка мандаринка - очень редкая птица, занесена в Красную книгу.

В далёкие времена эту красивую утку разводили для украшения своих искусственных прудов богатые люди Китая - мандарины. С тех пор утку так и стали звать - мандаринка.

Особенно у мандаринок красивы селезни.

Когда они устраивают брачные игры вокруг самочек, носятся по реке, подпрыгивая и падая в воду, поднимают каскады брызг, от этого зрелища просто невозможно оторваться.

В случае опасности все утки взлетают или ныряют. Только мандаринки убегают. Бегают они ловко и проворно, даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в звериных норах, хотя летают они прекрасно.

Дятел - знаменитый лесной барабанщик. Он пёстрый, только на голове у него яркие красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазать по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей.

А знаешь ли ты?

  • Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки питаются насекомыми.)
  • Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до те пор, пока есть пища. Весной они торопятся строить гнёзда и выводить потомство, ведь птенцов до отлёта нужно научить летать.)
  • Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
  • Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши - кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда ? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых) гусениц.)
  • Почему дятла называют помощником других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)
  • Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)