Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Учебник (УМК): «Школа 21 века».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Виноградова Н.Ф. "Окружающий мир 1 класс". Учебник для общеобразовательных учреждений, рабочая тетрадь к учебнику, АСТ-пресс, компьютер, презентация по теме урока.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
- регулятивными УУД:осуществлять самоконтроль - 1 уровень;
- познавательными УУД: осуществлять поиск информации в учебной, ориентироваться в учебнике под руководством учителя (1 уровень);
- личностными УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).
У большинства учащихся недостаточно сформированы:
коммуникативные УУД:
- задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с одноклассниками, выполняя свою роль;
регулятивные УУД:
- адекватно оценивать свои действия, вносить коррективы;
личностные УУД:
- определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.
Цель урока: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями; формирования понятия: дикие, домашние, перелётные, осёдлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений; учить детей делать выводы из увиденного; воспитывать чувство любви к прекрасному, к миру, нас окружающему.
Ход урока
1. Повторение пройденного
Проверка домашнего задания. (Рассказы детей о зверях).
- Почему вы выбрали именно этого зверя?
2. Изучение нового материала
1) Введение в тему урока.
Отгадайте загадки:
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его… (Скворец.)Чёрный, проворный,
Кричит «крах»,
Червякам враг. (Грач.)Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел.)Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не глядит,
А время знает. (Петух.)
- Как, одним словом, можно назвать слова-отгадки? (Птицы.)
- Мы продолжаем знакомство с животным миром. Сегодня на уроке будем говорить о птицах.
2) Беседа «Птицы - особая группа животных».
- Птиц на планете огромное множество. Все они относятся к одной группе животных. Почему? (У них есть общие признаки.)
- Какие это признаки? (Крылья, оперение, клюв.)
3) Работа по учебнику (с. 75).
- Рассмотрите птиц и скажите: что их объединяет и какие признаки являются их отличительными особенностями?
3) Формирование понятий «перелётные птицы» и «оседлые птицы».
- Какие птицы вам знакомы? Где вы их встречали?
- Как называются птицы, которые улетают от нас на юг? Каких перелётных птиц вы знаете? Только ли от нас улетают птицы?
- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Распределите птиц, изображённых на с. 72 учебника, в две группы.
- В какую группу определили сову? Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы - оседлые птицы, но вот ушастая сова - перелётная.
Физминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
3. Закрепление изученного материала
1) - Работа с учебником (с. 74). Чтение текста и ответы на вопросы.
2) Беседа о бережном отношении к природе.
- Ребята, а вы любите птиц? Почему?
- Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов. Птицы - основные истребители вредных насекомых. Хищные птицы регулируют в природе количество грызунов. А некоторых птиц мы с вами можем назвать сеятелями. Это кедровка, дятел. Кедровка любит кедровые орешки, оттого её так и прозвали. Насытится птица, а затем шишку, другую на земле под мох, под листочки спрячет. Да и забудет о том, где прятала. А через год прорастёт семечко, а там, глядишь, и появится в лесу молодая поросль кедра. Также и дятел. Закрепит в своей «кузне» шишку, бьёт по ней острым клювом, а семечко то одно, то другое на землю падает. Птицы приносят огромную пользу, истребляя семена сорных растений.
- Чем отличаются домашние птицы от диких?
- Как надо заботится о птицах с наступлением холодов?
3) Задание «Соображалки», с. 76.
4. Итог урока
- Что вы узнали нового? Какие открытия для себя сделали? Какие знания, полученные на уроке могут пригодиться вам в жизни?
Дополнительный материал к уроку.
Игра «Не все птицы летают одинаково».
Птица |
Количество взмахов в минуту |
ворона |
20 |
зарянка |
23 |
синица |
270 |
колибри |
20-30 в секунду |
Каждый ребёнок, «превратившись» в какую-либо птицу, начинает махать «крыльями» в течение одной минуты. Кто устал - садится на стульчик.
Это интересно.
- Выше всех летает орёл.
- Стриж - самая быстрая птица.
- Самая большая птица в мире - страус.
- Самая маленькая птица в мире - колибри, а в нашей стране - королёк.
- Самый длинный хвост у сороки и павлина.
Наше Приморье на редкость богато птицами: их здесь более 440 видов. Ни в одной из территорий России такого разнообразия не встретишь. Причём, среди них много тропически ярко окрашенных.
(на доске фото птиц)
Иволга - симпатичная жёлтая птичка. Она прекрасный певец. Кажется, будто кто-то играет на флейте, когда она поёт. Но иногда иволга может закричать как кошка, которой наступили на хвост.
А лесная птица зарянка считается жителем подвального этажа. Гнёзда зарянок располагаются в различных норах: под гнилой подстилкой, под корнями деревьев, в гнилых пнях. И найти их нелегко.
На 2-м этаже, на кустах и молодых деревьях живут синички и дрозды, которые делают закрытые гнёзда.
На 3-ем этаже, на ветвях и кронах деревьев, предпочитают селиться иволга, сорока, королёк. А ещё выше, на самых макушках деревьев, располагаются на жительство крупные хищные птицы: чёрный аист, ворон.
Утка мандаринка - очень редкая птица, занесена в Красную книгу.
В далёкие времена эту красивую утку разводили для украшения своих искусственных прудов богатые люди Китая - мандарины. С тех пор утку так и стали звать - мандаринка.
Особенно у мандаринок красивы селезни.
Когда они устраивают брачные игры вокруг самочек, носятся по реке, подпрыгивая и падая в воду, поднимают каскады брызг, от этого зрелища просто невозможно оторваться.
В случае опасности все утки взлетают или ныряют. Только мандаринки убегают. Бегают они ловко и проворно, даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в звериных норах, хотя летают они прекрасно.
Дятел - знаменитый лесной барабанщик. Он пёстрый, только на голове у него яркие красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазать по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей.
А знаешь ли ты?
- Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки питаются насекомыми.)
- Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до те пор, пока есть пища. Весной они торопятся строить гнёзда и выводить потомство, ведь птенцов до отлёта нужно научить летать.)
- Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
- Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши - кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда ? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых) гусениц.)
- Почему дятла называют помощником других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)
- Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)