Развивайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, непременного его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрирую книжные реликвии своей семьи.
- Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Родители, помните, самое ГЛАВНОЕ:
- Не длительность, а частота (читать не 1,5 часа в день, а по 10-15 минут несколько раз в день с пересказом).
- Чтение перед сном родителями и самостоятельно.
- Нахождение предложения по данному началу или по концу.
- Режим щадящего чтения (2-3 строчки прочитал, отдохнул, как диафильм: прочитал текст, посмотрел картинку и далее).
Памятка для родителей
- Помните, чтение - это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
- Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
- Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
- Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.
- Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
- Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
- Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
Памятки для учеников
Памятка № 1. Правила чтения для учащихся.
- Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15 минут в день.
- Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу.
- Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасным.
- Читай вслух, не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого.
- Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя для этого физминутки.
- Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
- Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
- Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
- Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
- Если тебе встретились интересные факты в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.
Памятка №2. Учусь выразительно читать.
- Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.
- Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.
- Обращаю внимание на ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, которые помогут мне «исполнить» ПАУЗЫ, необходимые при чтении.
- Правильно исполняю «ГОЛОСОМ» знаки препинания.
- Отыскиваю наиболее важные («ЦЕННЫЕ») по смыслу СЛОВА, СОЧЕТАНИЯ и выделяю усилением голоса - логическим ударением.
- Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.
- Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.
Памятка №3. Учись правильно работать с книгой.
I. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения.
II. Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится не два этапа:
1) прочитай (рассказ, статью, стихотворение);
2) разбери произведение:
а) определи основную мысль произведения;
б) определи отдельные детали содержания в их смысловое значение;
в) чтение повтори.
III. Умей установить последовательность действий в рассказе.
IV. Внеклассное чтение:
1) умей записать данные о книге с титульного листа;
2) веди дневник прочитанных книг;
3) пользуйся рекомендательным списком учителя.