Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: адаптация и социализация детей мигрантов


В настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20-30 процентов общего числа учеников. Развитие процессов миграции в современном российском обществе обострили проблемы адаптации детей - мигрантов в инокультурной среде. Школа - это один из основных институтов общества, через который осуществляется адаптация и социализация детей-мигрантов.

Адаптация - процесс приспособления человека как биологического существа к жизни в обществе.

Адаптируясь, дети-мигранты усваивают социальные нормы и культурные ценности классного коллектива, к которому они принадлежат, включаются в социальную практику.

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Основной функцией социализации является всестороннее, протяженное во времени вхождение обучающихся в ученический коллектив. Социализация дает возможность детям-мигрантам понимать себя и интерпретировать поведение других, взаимодействовать с окружающими.

Выделяются следующие группы адаптационных проблем:

  • социокультурная адаптация;
  • социально-психологическая адаптация;
  • педагогическая адаптация.

Для детей-мигрантов важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде.

Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам. Надо сказать, многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать.

Для адаптации и максимального общение такого ребенка со всеми ребятами классного коллектива организую игры на знакомство, посещение библиотеки, секций и кружков, проведение праздников, соревнований.

Классный руководитель является координатором в установлении взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, медицинского работника, коллективом учащихся.

Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в классном коллективе, повышению доверия и сплоченности, развитию коммуникативных навыков, толерантному поведению в межэтнических отношениях способствуют следующие формы работы:

  • анкетирование «Вот я какой!»;
  • игры «Ласковое имя», «С тобой приятно общаться»;
  • тесты;
  • упражнения «Расшифруй слово», «Дорисуй портрет», «Клубочек», «Чем мы похожи», «Снежный ком»;
  • беседы;
  • тренинги, взаимодействие с родителями.

Чем раньше классный руководитель займется обучением взаимодействию, тем проще будет детям-мигрантам адаптироваться в классном коллективе, это позволит избежать закрепления негативных стереотипов. Групповая творческая деятельность детей на уроках и во внеурочное время - наиболее целесообразный метод организации данной работы. В совместной деятельности дети понимают, что справится с работой одному очень тяжело, а с товарищем это значительно легче и интереснее.

У них формируется привычка учитывать точку зрения другого человека, которая может отличаться от его собственной, то есть согласовывать свои личные интересы с интересами других.

Вовлечение ребенка в учебную и внеурочную деятельность помогают ему выразить себя, проявить свои способности, вызвать одобрение учителя и уважение сверстников. Достигнутые успехи, в разного рода занятиях, могут принести ребенку популярность, повысить его самооценку и снизить риск формирования комплекса неполноценности.

Значит классному руководителю необходимо:

  • Создать положительное отношение к сотрудничеству.
  • Формировать привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других.
  • Обучать детей правилам эффективной организации совместной работы.
  • Развивать эмоциональную сферу.

Детям-мигрантам зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей-мигрантов - плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль, что создает дополнительные трудности для общения и взаимопонимания.

С целью погружения в языковую среду рекомендую родителям дома общаться с ребенком только на русском языке, способствую занятиям с логопедом, педагогом-психологом, рекомендую дополнительные занятия с учителями (репетиторство), предлагаю посещать дополнительные платные занятия в школе, направленные на изучение русского языка, провожу беседы с учениками о необходимости постоянной дружеской поддержки нового товарища. Такая поддержка сверстников - языковая и моральная - очень помогает ребенку адаптироваться в новой среде.

Важно отметить, что в начальных классах освоению русского языка уделяется большое внимание, поэтому уже в средней школе дети в достаточной мере им владеют.

Актуальным является разработка систем занятий с обучающимися:

  • по межличностному общению ребят в классе - формирование сплоченности коллектива;
  • по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);
  • по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов).

В связи с этим классный руководитель проводит следующие мероприятия:

  1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов.
  2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
  3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения.
  4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.
  5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.
  6. Проведение недели толерантности.
  7. Привлечение детей мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях.
  8. Организация и проведение, в тесном контакте с педагогом-психологом, занятий-тренингов, направленных на сплочение коллектива и по необходимости коррекцию межличностных отношений.

Успешная адаптация способствует быстрому включению школьников в учебный процесс. Поэтому, успешное управление классным руководителем учебно-воспитательным процессом является неотъемлемой частью решения задачи адаптации. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения детей-мигрантов, обеспечивает высокую мотивированность овладения универсальными учебными действиями.

Презентация