Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся, развитие у подрастающего поколения активной гражданской позиции; воспитание патриотических качеств личности в соответствии с Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики; развитие системы патриотического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит отрывок из песни Юлии Чичериной «На передовой», на экране фотографии разрушений на территории Республики в период активных боевых действий летом 2014 года).
1 ведущий.
Родина суровая и милая
Вспомнит все жестокие бои,
Вырастут тюльпаны над могилами,
Будут петь о жизни соловьи.
2 ведущий.
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог,
Всё стареет,
Память лишь не старится,
Всё, что было с нами, бережёт.
1 ведущий. Здравствуйте! Приветствуем всех присутствующих в зале! Мы сегодня присутствуем на мероприятии в рамках Республиканского социального проекта «Книга памяти: война глазами детей».
(Звучит гимн ДНР).
2 ведущий.
На мероприятии присутствуют почётные гости:
- Лебедев Владимир Анатольевич - первый заместитель Главы администрации города;
- Костюков Виталий Витальевич - заместитель Главы администрации города, секретарь общественного движения «Донецкая Народная Республика»;
- Щербатых Александр Александрович - ветеран Великой Отечественной войны, почётный житель города.
1 ведущий. Слово предоставляется Лебедеву Владимиру Анатольевичу - первому заместителю Главы администрации города.
Слово предоставляется Костюкову Виталию Витальевичу - заместителю Главы администрации города.
Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Щербатых Александру Александровичу.
2 ведущий. Слово предоставляется Максаковой Наталье Николаевне.
(Читает строки из школьной «Книги памяти»).
Наш город находится в непосредственной близости от линии соприкосновения. Он не раз подвергался бомбёжкам со стороны украинских военных, что привело к гибели жителей и множественным разрушениям. Это один из наиболее пострадавших населённых пунктов в нашей Республике, который с августа 2014 года и по сегодняшний день подвергается массированным обстрелам со стороны украинской армии.
События этого времени: воспоминания о войне, которой не существует для мировых средств массовой информации, стран блока НАТО, так называемых «мировых господствующих держав»; пережитые страх и ужас взрослых и детей, находящихся под обстрелами, оставили неизгладимый след в памяти жителей города.
«Книга памяти» станет свидетельством, которое позволит сберечь историческую память о трагических событиях на Донбассе, не исказить, а сохранить свидетельства очевидцев для наших потомков.
1 ведущий. Слово предоставляется командиру отряда «Память» Макарченко Диане.
(«Мы не имеем права забыть…» читает строки из «Книги памяти»).
У каждого человека есть место, которое он считает своим домом. Здесь всё дорого и знакомо с детства, здесь легко дышится. Наш родной край - Донбасс. Мы любим его строгую красоту: силуэты терриконов на фоне закатного неба, цветущие ветви деревьев весенним днём, загадочные тени акации летней ночью, горячий августовский ветер, который гонит белые барашки по Азовскому морю. Никто не мог даже предположить, что фронтовые истории бабушек и дедушек могут стать реальностью в нашем современном мире. И даже когда над головой полетели первые снаряды, всё казалось страшным сном.
Неужели это происходит с нами? Увы. И тогда сотни, нет, тысячи мужчин, парней, а иногда даже женщин и девушек, рискуя своими жизнями, поднялись на защиту нашей Родины. Именно благодаря им, бесстрашным и сильным людям, не побоявшимся взять в руки оружие и встать на рубежах Донецкой Народной Республики, Донбасс смог дать достойный отпор врагу.
И пока в нашем молодом государстве есть такие герои, которые готовы отдать свои жизни за Отечество, противнику не сломать нашу крепкую волю, а впереди нас ждёт победа. Именно ради счастливого будущего воины-ополченцы каждый день рискуют своими жизнями. Ради сотен жизней земляков - пожертвовали своими.
Пусть над нашей родиной ещё не совсем мирное небо, мы обязаны выстоять! Хотя бы потому, что за нашу свободу, нашу жизнь, нашу самостоятельность и процветание заплачена слишком дорогая цена. А наша задача - не забыть тех, кто собственной кровью писал страницы «Книги памяти».
(Звучит мелодия Е.Крылатова из кинофильма «И это всё о нём». На фоне мелодии демонстрируются видеослайды с фотографиями защитника Донбасса Архипова Сергея).
1 ведущий. Ещё одна трагическая страница «Книги памяти» города - гибель Архипова Сергея Викторовича, настоящего героя, солдата армии Донецкой Народной Республики.
Архипов Сергей родился 2 мая 1981 года, был учеником нашей школы. Рос отзывчивым и добрым. Он всегда старался помочь более слабым, с большим уважением относился к старшим, чтил ветеранов Великой Отечественной войны. Одним из любимых праздников для него был День Победы.
В судьбоносном для нашего государства мае 2014 года Сергей принимал участие в организации и проведении референдума. В день проведения референдума дежурил на избирательном участке ОШ №7.
Когда на нашу землю пришла война, Сергей не раздумывая ушёл в ряды ополчения. Воевал с позывным «Хотаб». В составе батальон «Восток» участвовал в кровопролитных боях на Саур - Могиле. С батальоном «Оплот» освобождал аэропорт Донецка.
В феврале 2015 года армия Донецкой Народной Республики одержала победу над укрофашистами под Дебальцево. К сожалению, во время одного из сражений 17 февраля Сергей погиб. Ему было 33 года.
Жизненным девизом Сергея были слова: «Если не я, то кто же?»
(В исполнении Гращенко Анастасии звучит песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»).
2 ведущий.
Как ненавидим мы войну,
Уж сколько лет безумье длится,
Нарушив сон и тишину,
К нам каждый день война стучится.
1 ведущий.
Стучится эхом канонад,
Разрывами в дома стучится.
Здесь каждый миру будет рад.
И пусть война не повторится.
(В исполнении Пановой Арины звучит стихотворение Виктора Руденко «Его величество Донбасс»).
Донбасс - не просто уголь и металл,
Не просто от копров степная даль -
Глубинней, шире и значимей он,
Поскольку солнцелик его огонь.
Металл, пролившиcь, мрак полночный губит.
Метан, взгремев, сжимает страхом губы…
Здecь уголек замешан на крови,
А человек извечно - на любви.
В краю отцов, в пространствах Дикополья
Я хлеб и слово отыщу, как долю.
Саур -Могила, Бахмут и Азовье
Откликнутся во мне былинным зовом.
Я с ним печалюсь, радуюсь, живу.
Беда - не прячу голову в траву.
Донбасс, что дышит явью и веками,
Во мне - и солью, и горячим камнем.
Я не боюсь риторики пред Ликом,
Как Эверест, как сонмы звезд, великим:
Стою ль у шахт, у Гор Святых стою -
Он в душу не вмещается мою.
Донбасс не территория - о, нет!
Он боль эпох и возрожденье лет.
И это не молва, не просто гомон,
Что он, Донбасс, порожняки не гонит.
Не делится на запад и восток -
Он однолик, поэтому высок,
И в этой одноликости высокой
Любой парад не будет одиноким…
Донбасс - и наши помыслы, и cyть,
Его не обмануть, не обмануть:
Он чует, кто агат, а кто порода.
Кто колос и причина недорода.
Он - наши стены, вишня и калитка,
И потому мы - люди, не калики.
Он - наша боль, как в поднебесье смог,
И берег наш у солнечных дорог.
Он - монолит, и потому велик,
И нам не лжесынами быть велит,
Которые подобны фарисеям,
Что в руслах родословных смуту сеют.
Но верность и любовь - одна тропа,
Но Кальмиус и Днепр - одна судьба.
Насколько хватит сердца, духа, глаз, -
Встает
Его Величество
Донбасс!
2 ведущий. Создание «Книги памяти» имеет особую важность не только для нашего города, но и для Республики. Война продолжается, гибнут люди - мирные жители и воины Донецкой Народной Республики. Наш общий долг - донести правду о происходящем на Донбассе, приобщить каждого неравнодушного гражданина к созданию летописи страшной войны, пришедшей на нашу землю.
1 ведущий. Наши учащиеся тоже стали очевидцами происходящего. Ученица 5-Б класса Гращенко Анастасия поделится собственными воспоминаниями.
(Читает строки из школьной «Книги памяти» «Это трудно забыть!» На экране фотографии разрушенного дома Насти).
Война влечёт за собой слёзы разлук, приносит горе в дома людей. Вот и в наш дом, который находится на улице Складской, постучалась беда. Когда город начали бомбить, мы побежали в убежище, находившееся в районе вагонного депо. Там было много женщин и детей, всем было страшно. Вокруг были слышны взрывы и валил густой дым. Когда всё утихло, мы вернулись в наш дом №4, чтобы взять еды. Но когда пришли, то увидели, что наша квартира №2 разрушена. Что я чувствовала в этот момент? Было страшно, мама плакала. В доме не было крыши, разбитые комнаты были завалены обломками, в полу моей спальни торчал неразорвавшийся снаряд. Нужно было возвращаться назад в убежище. Мы бежали и прятались за бетонный забор, потому что начался артобстрел. Вернувшись в убежище, жили там неделю. Спали на самодельных кроватях, сделанных из дверей. Ночью было холодно и сыро. Еду готовили на костре. В городе не было света, воды и связи.
У каждого человека есть место, где он чувствует себя в безопасности. Для меня таким местом был мой дом…
2 ведущий. «Вот и к нам пришла война. Сегодня в нашем городе первая жертва. Снаряд ВСУ убил парня на Первомайке». Это строки из дневника ученика 7 класса Ежова Виталия. Он, как и сотни других жителей нашего многострадального государства, - живые свидетели происходившего в августе 2014 гола. Вот ещё одна страница «Книги памяти», написанная для потомков.
(В исполнении Моревой Татьяны звучит стихотворение «Не говорите мне, как надо мою же родину любить»).
Не говорите мне как надо
Мою же Родину любить,
Ваш дом ведь не бомбили "Градом",
Не заставляли в страхе жить?
Вы самолеты наблюдали
На небе белой полосой,
А мы от звука приседали,
Когда стрелял над головой.
А вы в свой чемодан дорожный
Пытались память положить?
Вы понимали невозможность
Захлопнуть дверь и уходить?
Вы собирали на чужбине
Знакомый взору каждый штрих,
А плакали об Украине,
Которая бомбит своих.
А вы пытались оправдаться,
Что не хотели мы войны?
Вам приходилось расставаться
С родными близкими людьми?
А вы последний раз смотрели
На окна дома своего?
Вы спали на чужой постели
Не день, а год, а год как сто?
А от квартиры ключ хранили,
Как свой заветный талисман?
И плакать в храм святой ходили,
Просили тишину вы там?
Молили Бога не о благе,
А чтоб закончилась война
Не под нацистским страшным флагом,
Под флагом Мира и Добра?
А вы мечтали на коленях
Родную землю обнимать?
И никогда, ни на мгновенье,
Родных своих не покидать.
Не говорите мне как надо
Свою же Родину любить...
Кто не терял ее - не знает,
Как страшно без нее прожить.
Вы просто сердцем очерствели,
Ведь выдумать легко врага.
Страну сожгли, свой гимн запели,
И где сейчас моя страна?
Как вы посмели так глумиться?
Не вам теперь мне говорить
Как жить, как думать, как молиться,
Как Родину свою любить...
1 ведущий.
Хотела б я, чтоб на планете
Хранили мир и тишину,
Чтобы потомки, наши дети,
Не знали никогда войну.
(В исполнении Асрян Анны звучит песня «Ах, война, что ты сделала, подлая…»).
1 ведущий. Просим почтить минутой молчания всех погибших жителей города и павших защитников Донецкой Народной Республики.
(Звучит метроном).
2 ведущий.
Очень страшно становится, если
Слышишь страшное слово - война.
Над планетой, над целым миром
Тянет чёрные руки она.
Разве это нужно кому-то,
Чтоб горели огнём города,
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
(Звучит отрывок из песни Юлии Чичериной «Пожалуйста». На экране фрагмент выступления детей города Дебальцево).
1 ведущий.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
И не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете
Улыбались вместе со мной.
Чтобы утром они просыпались
И увидели солнце в окне,
А не чёрный дым от пожарищ,
Проползающий по земле.
Пусть во сне не приснится такое,
А приснится лишь мама моя
Или солнышко золотое,
День весенний, родные края.
(Куркин Марк, ученик 3 класса, читает строки из школьной «Книги памяти»).
Спустя почти три года в нашем городе так и не наступила тишина. Но взрослые и дети уверенны, что часовые Республики вернут в наши дома спокойствие и мир.
2 ведущий. Сегодня мы перелистали лишь несколько страниц школьной «Книги памяти». К сожалению, война не закончена, и летопись будет продолжена. Но мы верим в счастливое будущее нашей Родины, в то, что придёт мир на нашу многострадальную землю.