Интегрированный урок развития речи во 2-м классе «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 2

Ключевые слова: весна, развитие речи, рассказ по картинкам


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам». В своей работе использовала программу логопедической работы в школе О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.

Занятие характеризуется межпредметной интеграцией. Учащиеся на данном уроке должны были осуществлять такие учебные действия, как:

  • постановка проблемы,
  • чтение стихотворений о весне,
  • работа над слоговой структурой слова,
  • работа с деформированными предложениями,
  • уточнения изменений в живой природе,
  • упражнение на изменение силы голоса,
  • работа над согласованием существительного с прилагательным,
  • работа над звуковым анализом слова,
  • составление предложений по схеме,
  • составление рассказа по опорным картинкам.

В процессе занятия намечались следующие критерии освоения данного материала:

  • прочность,
  • осознанность,
  • правильность ответов,
  • связь времени года с жизнью.

Прогнозировались возможные ошибки учащихся:

  • неверные ответы,
  • ошибочные мнения о весне.

Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала занятия.

Все задания, главным образом, направлены на формирование целостного образа весны. Физкультминутка была специально подобрана для данного урока с использованием ИКТ. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии занятия.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера на уроке рабочая, деловая. Главное, что работало на их достижение разнообразие приемов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.

Использовались методы:

  • словесные - беседа (взаимодействие осуществления обратной связи и развитие речи учащихся),
  • наглядные,
  • репродуктивные,
  • проблемные.

Методы сочетаю с использованием компьютерной презентации.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальные,
  • индивидуальные.

Считаю одной из самых продуктивных форм организации учебной деятельности совместную групповую работу и организую такую деятельность учащихся, чтобы:

  • у каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная
  • тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера;
  • у каждого была возможность утвердиться в себе;
  • каждый ребенок имел опыт выполнения тех ученических функций, которые составляют основу умения учиться (1 класс - функции контроля оценки).

- Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достичь цели занятия.

ТИП ЗАНЯТИЯ:

  • Интегрированное занятие.
  • Комбинированная структура урока.

ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ЦЕЛИ:

  • Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
  • Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
  • Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
  • Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Активизировать словарь по теме «Весна».
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения).
  • Предметные картинки, карточки-таблички со словами, кубик.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Основная часть

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа над слоговой структурой слова.
  4. Работа с деформированными предложениями.
  5. Физкультминутка.
  6. Уточнения изменений в живой природе.
  7. Упражнение на изменение силы голоса.
  8. Работа над согласованием существительного с прилагательным.
  9. Работа над звуковым анализом слова.
  10. Составление предложений по схеме.
  11. Составление рассказа по опорным картинкам.

III. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Логопед.

Встало солнышко - ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Взяли в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка).

2. Нацеливание. Сообщение темы занятия

Логопед. Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь она-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов. (Весна.)

На экране появляется картинка весны.

Логопед. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Логопед. Правильно, о ВЕСНЕ. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска - наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев. А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Дети. Март, апрель, май.

Логопед. А теперь послушайте стихотворения - загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ... (Март.)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел ... (Апрель.)

Лопнули тугие почки,
И проклюнулись листочки,
Расцвела в саду сирень,
Ото дня длиннее день.
Куртку тёплую снимай!
К нам пришёл цветущий ... (Май.)

Логопед. А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину.

Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний». На экране перед вами четыре картинки: подснежник, нарцисс, солнце, тюльпан. Определи лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

Дети. Солнце.

Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.

3. Работа над слоговой структурой слова

Логопед. Дети, посмотрите на экран, а какие это цветы расцвели?

Дети. Это подснежники.

Логопед. Вот и у нас весной расцвел подснежник, на лепестках которого были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал лепестки на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части лепестков точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (подснежник).

4. Работа с деформированными предложениями

Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.

С пригорков звонко журчат сосульки.
Под крышами звенят почки.
На деревьях набухают ручьи.

Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают их. После зачитывания предложений ребята выясняют, что в них говорится о сосульках, ручьях, подснежниках. На доске появляются картинки-опоры.

5. Физкультминутка (дети выполняют сами, повторяя за животными на экране)

6. Игра «Повторяй! Не зевай!»

7. Уточнения изменений в живой природе

Логопед.Весна вносит изменения в жизнь животных.

Как встречают весну звери?

Дети. Некоторые животные меняют окраску. Заяц меняет белую шубку на серую. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют, меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий. Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.

Логопед. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грачи открывают весну, следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. А затем прилетают трясогузки, гуси, стрижи, аисты, кукушки. Большинство птиц весной вьют гнёзда для того, чтобы отложить туда яйца.

Логопед. Что происходит с насекомыми?

Дети. Весной насекомые просыпаются, когда оживает природа, и выползают из своих норок, из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.

После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.

8. Упражнение на изменение силы голоса

Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.

  • Как жужжит большой жук?
  • А как маленький?
  • Как звенит большой комар?
  • А как маленький?
  • Дети. Дети изображают, как жужжат жуки, пищат комары.

    Логопед. Игра "Чего не бывает весной?".

    Дети отвечают по картинке.

    9. Работа над согласованием существительного с прилагательным

    Логопед. Рассмотрите картинки на доске и подберите к ним слова, обозначающие их признаки, поставив их в нужную форму. На доске ставятся карточки со словами-признаками.

    Слова-признаки: разговорчивый, журчащий, блестящий, яркий, звенящий, серебристый, перелетный, ласковый, теплый.

    Дети. Ручей - разговорчивый, журчащий, серебристый.

    Сосулька - блестящая, звенящая.

    Солнце - ласковое, теплое, яркое.

    Птицы - перелетные.

    10. Работа над звуковым анализом слова

    Логопед. Предлагаю поиграть. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

    Дети по одному выходят к доске, бросают кубик и находят слова.

    11. Составление предложений по схеме

    Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:

    _______ _______ _____ _______.

    Дети составляют по схеме предложения:

    На деревьях распускаются листочки.

    Весной светит яркое солнце.

    В лесу появляются подснежники.

    Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.

    На деревьях распускаются листочки.

    На деревьях распускаются листочки!

    На деревьях распускаются листочки?

    12. Составление рассказа по опорным картинкам

    Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ Э. Шима «Солнечная капля», а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки, закончите его.

    Солнечная капля.

    Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

    Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.

    Капля упала мне в лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

    Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

    Дети составляют рассказ.

    III. Подведение итога урока

    Логопед.

    Вот и кончился урок,
    И подводим мы итог!

    Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.

    Литература

    1. Е.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.
    2. Т.А.Чохонелидзе. Весна. Задания по развитию речи у дошкольников. Конфетка. Издательство: ТЦ Сфера. 2009.
    3. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Речевое развитие младших школьников: Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов.- Пенза, 1996.
    4. Логопед. Научно-методический журнал. №4/2008 г.
    5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи Т.П.Сальникова.