Согласно Концепции, опубликованной на портале 30 декабря 2018 г.
Значение: Техническое образование является необходимым компонентом общего образования школьника…
Цели и задачи: целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации…
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Творческое воображение рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности. Творческому воображению принадлежит решающая роль в развитии общества.
Невозможно представить развитие технического прогресса без людей с творческим, неординарным, т.е. с креативным мышлением. Возьмем к примеру древнюю Грецию Сиракузы одного из главных первопроходцев в этом нелегком пути - Архимеда (287-212 но н.э.) Автора многих изобретений (архимедов винт, системы для поднятия тяжестей, военные метательные машины и др.) Организатор инженерной обороны Сиракуз против Римлян.
Величайшим ученым своего времени был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он обогатил наблюдениями и догадками почти все области знаний. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже 5 столетий спустя. Он разработал проекты каналов и систем орошение, машины для подъема и транспортировки грунтов, явившиеся прообразом современных землеройных машин. Страсть к моделированию приводила его к гениальным конструктивным догадкам, намного опередивших эпоху: это наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и других машин, подводной лодки и танка, конструкции летательных аппаратов и парашюта.
Настоящие произведения искусства делают люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать.
«Воображение важнее знания» (А.Эйнштейн)
Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Разновидность творческого воображения - фантазия.
Изделие, которое учащиеся изготавливают от начала и до конца собственными руками придает им стимул, и они стремятся сделать его как можно лучше, используя все свои знания и умения, тем самым, развивают свое мышление, проявляют творческую активность.
Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на развитие мышления учащихся.
На занятиях по технологии изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства отводится большое место. Для этого используются различные древесные материалы - доска, фанера, шпон.
Также развитием объемного воображения и творческого мышления занимаюсь с ребятами на уроках. Один из таких уроков «Шиповые соединения». Шиповые соединения самый распространенный вид соединения в изделиях из дерева. Шиповые соединения используется не только в соединениях мебели, но и в различных декоративных изделиях, игрушках из дерева. Одна из таких игрушек - головоломка изготовлена специально для уроков как вспомогательный материал. На их примере можно показать шиповые соединения под названием «в пол дерева». Еще они служат наглядным пособием для уроков «Графическое изображение», по их деталям выполняем: чертеж, эскиз и технический рисунок. Также это просто интересные игрушки - головоломки, которые ребята, пытаясь собрать, развивают в себе различные способности: смекалку, гибкость ума, объемное воображение, творческое мышление.
На примере изображения (рисунка) собачки, показываю, как возможно, по разному, применяя различные способы декоративной отделки древесины, выполнить изделия с изображением этой собачки.
- Изготовление картинны способом «спирографии».
- Выполненные в стиле «художественное выпиливание лобзиком».
- Выполнение изделия в стиле «блочная мозаика».
- Выполнение путем мозаики из шпона в стиле «маркетри».
- Вырезание в стиле «барельеф» или объемной деревянной скульптуры.
- Также можно выполнить поделки в стиле «художественная обработка металла» это - художественное тиснение по фольге, чеканка, ажурная скульптура, пропильный металл, инкрустация.
Даже в выполненные изделия в одинаковом стиле, можно и нужно привносить элементы творчества: выбор материала, фактуры, игра с цветом декоративное решение конечной отделки изделия. То есть, при изготовлении любого изделия, проявив фантазию и изобретательность, можно привнести много интересного и необычного.
Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого мышления, воображения, интеллекта школьника.