Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир волшебства» разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. Содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа ДПУ направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей детей через организацию детского экспериментирования.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Учитывая важность экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка, в ДОУ была разработана программа естественнонаучной направленности «Мир волшебства».
Программа основана на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника. Программа имеет личностно-ориентированную направленность - задачи, темы, содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей ребенка, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ МОиН РФ от 29 августа 2013г.№ 1008.
Программа ДПУ разработана на основе парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторы Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Актуальность рабочей программы
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. Одной из эффективных форм работы по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование.
Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, оно происходит на глазах у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, развивает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.
Отличительная особенность программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической деятельности
Программой предусмотрен цикл занятий сроком на 1 год обучения для детей дошкольного возраста (с октября по апрель учебного года). Возраст детей от 5 до 6 лет. Учитывая возраст детей, для успешного достижения результата, предполагается групповые занятия сочетать с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия организуются один раз в неделю. Продолжительность - не более 25 минут.
Программа рассчитана на 28 недели. Общее количество занятий - 28.
Цель рабочей программы ДПУ: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
- Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.
Развивающие:
- Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.
Принципы, положенные в основу рабочей программы
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения образовательного процесса и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности - игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Схема занятий
Вводная часть: каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создаётся эмоциональное настроение у детей, и объясняется новый материал.
В основной части (практической) организуется совместная деятельность педагога с детьми, во время которой дети выполняют практические задания, а педагог при необходимости осуществляет помощь и проводит индивидуальную работу.
В заключительной части подводится итог и анализируется выполненная работа. Анализ детской деятельности - важное условие успешного развития интеллектуальных способностей ребенка. Это позволяет детям полнее осмыслить результат своей деятельности, учит их задуматься над тем, что получилось или не получилось и в чем причина. Нацеливает на дальнейший поиск правильных решений.
Прогнозируемые результаты
- Сформированы умения проводить простые опыты и эксперименты.
- Сформированы умения делать выводы и умозаключения.
- Умеет доказывать свою точку зрения.
- Умеет пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
Формы подведения итогов
- открытые занятия для родителей и педагогов;
- мониторинг;
Содержание рабочей программы
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, они безопасны.
В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Содержание программы состоит из четырёх разделов:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек;
- звуки нас окружающие.
«В гости капелька пришла» - изучение свойств и состояний воды, опыты на исследование плавучести, растворимости и нерастворимости различных веществ.
«Воздух - невидимка» включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.
«Чудо магнит» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.
«Неживая природа» - выделение признаков неживой природы.
«Необычное в обычном» подводит детей к пониманию того, что из совершенно обычных и привычных нам вещей можно сделать что-то интересное.
«Звук» - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
«Руками человека» показывает детям, что человек, имея определенные знания, может изобретать интересные конструкции.
Методическое обеспечение
Дидактический материал:
Материалы, находящиеся в мини-лаборатории, распределяются по разделам:
- «Песок и вода»,
- «Магниты»,
- «Бумага», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Лаборатория содержит:
- Приборы-помощники: увеличительные стекла, песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,) разного объема и формы.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спички, мох, семена и т.д.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др.
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, резиновые груши и др.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т.д.
Игрушки и оборудование для экспериментирования
- Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр.
- Непромокаемые фартуки.
Способы проверки усвоенного материала
№ п/п |
Ф.И.
|
Умение проводить простые опыты и
|
Умение делать выводы и умозаключения |
Умение доказывать свою точку зрения |
Умение пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов |
||||
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
Критерии оценки показателей:
- Высокий уровень - выполняет работу самостоятельно, без подсказки педагога;
- Средний уровень - выполняет с помощью взрослого;
- Низкий уровень - затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого.
Список методической литературы
- Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2012. http://www.doshped.ru/articles/pdf/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%E2%84%961%20(2012).pdf
- Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. http://referad.ru/ov-dibina-n-p-rahmanova/index.html
- Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара 1997.
- Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М., 2007.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников - М., Линка-Пресс, 2005.