Программа дополнительной образовательной деятельности "Игротека" на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с


Возраст детей: 2-3 года.

Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» (далее по тексту - рабочая программа «Игротека») муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка - детского сада № 36» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  • «ФГОС ДОО» Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  • СанПиН 2.4.1. 3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Рабочая программа строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей. Расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Программа «Игротека» на основе игрового пособия «Дары Фребеля» определяет содержание и организацию дополнительной услуги и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.

Актуальность рабочей программы

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.

Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф.Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.

Комплект «Дары Фрёбеля» является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Порядок использования рабочей программы в практической деятельности

Программа составлена для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года).

Срок реализации программы «Игротека» рассчитана на один учебный год (с октября по апрель), 28 занятий в год, 4 занятия в месяц. Длительность одного занятия - 10 минут.

Формы организации детей по всем образовательным областям: подгрупповая, индивидуальная.

Виды организации детей: организованно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.

Цель рабочей программы

Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Задачи

  • Развитие игровой деятельности детей;
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе решения задач средствами художественно-эстетического вида деятельности;
  • Создание условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
  • Обучение способам практического общения в различных жизненных ситуациях;
  • Создание условий для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Принципы, положенные в основу рабочей программы

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Подходы

  • Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
  • Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Схема занятий

Часть 1. Вводная

Цель - настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры - разминки.

Часть 2. Основная

В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая

Основные цели: подведение итогов занятия, создание чувства принадлежности каждого участника к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Прогнозируемые результаты

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра - красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Формы подведения итогов

  • Показ открытых занятий
  • Мониторинг

Содержание рабочей программы

Развитие сенсорных навыков (цвет, форма, размер)

Знакомство с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. стимулирование любознательности, включение детей в совместную с взрослыми практические познавательные действия. Обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Обследование предметов, выделение цвета, величины, формы. Формирование навыков сравнения, группировки, установление тождества и различия однородных предметов по одному из сенсорных признаков.

Развитие координации движения рук, мелкой и крупной моторики

Обучение детей действиям с предметами. Совершенствование разнообразных действий с предметами, ориентируясь на цвет, величину. Ознакомление детей со способами конструирования.

Знакомство с окружающим миром

Ознакомление детей с предметами и явлениями ближайшего окружения. Овладение действиями с предметами. Расширение представлений о свойствах предметов и материалов, из которых они изготовлены.

Обогащение словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь, способствовать употреблению в самостоятельной речи.

Обогащать словарь:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов ближайшего окружения.
  • глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние.
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов.
  • наречиями (близко, далеко, высоко и т.д.)

Развитие игровой деятельности

  • Формирование умений проявлять интерес к игровым действиям.
  • Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни, осваивая назначения и свойства предметов.
  • Учить детей связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их.
  • Формировать навыки ролевого поведения.
  • Воспитывать интерес к играм сверстников, приучать играть, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Методическое обеспечение

В составе набора «Дары Фрёбеля» 14 модулей:

  • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
  • Модуль 2 «Основные тела»
  • Модуль 3 «Куб из кубиков»
  • Модуль 4 «Куб из брусков»
  • Модуль 5 «Кубики и призмы»
  • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
  • Модуль 7 «Цветные фигуры»
  • Модуль 8 «Палочки»
  • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
  • Модуль 10 «Фишки»
  • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
  • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  • Модуль 13 (5B) «Башенки»
  • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек).

Приложение

Список методической литературы

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
  2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
  3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
  4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
  5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
  6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
  7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/18/sensornoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta
  8. https://multiurok.ru/files/plan-raboty-kruzhka-inzhenernogo-obrazovaniia-dosh.html