Цели урока:
- Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.
- Содержательная: формирование знаний об особенностях правописания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных и отработка способа действия при выборе их написания.
Планируемые результаты:
- Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
-
Метапредметные УУД:
- Познавательные: обучающийся научится извлекать информацию из учебника, дидактического материала и находить ответы на вопросы; получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, представить правило в виде схемы.
- Регулятивные: обучающийся научится самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
- Коммуникативные: обучающийся научится излагать свои мысли в устной и письменной форме, учитывая разные мнения и интересы; получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия, работая в паре и группе.
- Предметные: обучающийся научится, зная способ действия при выборе написания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных, различать данные суффиксы; получит возможность научиться определять значение суффиксов, уметь использовать слова с суффиксами -ЧИК (-ЩИК) в речи, находить и исправлять ошибки в словах с орфограммой «Правописание суффикса -ЧИК (-ЩИК) имен существительных»
Необходимое оборудование:
- Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). - М.: Просвещение, 2016.
- Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся /В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Васильевская; под ред.В.В.Иванова. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
Предметно-образовательная среда: учебник, словарь, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями, лист самооценки, раздаточный материал.
Демонстрационный материал: алгоритм проверки написания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных; эталон для самопроверки.
Словарная работа:
- Мемуары
- Интеллигентный
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Каждый специалист должен обладать культурным кругозором.
Д.С.Лихачев
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране «Орфография». А чему учит раздел науки о языке «Орфография»?
Ученики: Грамотно писать.
Учитель: Верно. Зачем же нам нужна сегодняшняя тема?
Ученики: Мы снова узнаем что-то новое, что пригодится каждому из нас для овладения грамотным письмом.
Учитель: Хочу также обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат академику Д.С.Лихачеву, и они будут иметь прямое отношение к нашему уроку, так как мы, изучая новую орфограмму, будем вести разговор о профессиях. Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека, и вам тоже придется сделать этот ответственный шаг. Но сначала необходимо многому научиться, многое узнать.
Итак, вперед за знаниями!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1. Проверка домашнего задания.
Учитель: Вспомним, что мы узнали на прошлом уроке и проверим, как вы справились с домашним заданием. Для тех, кто выполнял упражнение 289, эталон для самопроверки на ваших столах.
Он не_ акула и не_ кит,
|
Учитель: Эталон для самопроверки на экране для тех, кто выполнял упражнение 290.
1. Не работа сушит, а забота. (Противопоставление)
2. Не место красит человека, а человек место. (Противопоставление) 3. Друзья в несчастье познаются. (Можно заменить синонимом без НЕ: в беде) 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе.(Без НЕ не употребляется) 5. Не печь кормит, а руки. (Противопоставление) 6. Не котёл варит, а стряпуха. (Противопоставление) |
Учитель: Те, кто работал с упражнением 291, поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга по эталону на ваших столах.
НЕ - приставка
|
НЕ - отрицательная частица |
1.Что ты нам расскажешь (1-е спр.), ветер, непоседа-ветерок (не употр. без не-)?
|
1. Замёрзший бор шумит среди лазури (3-е скл., Р. п.), метёт (мел) ветвями (ветви) синеву (синий) небес, и кажется, не (отриц. част.) буря будит (2-е спр.) лес, а буйный лес, качаясь, будит (2-е спр.) бурю. |
Учитель: Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
2. Опрос: прием неоконченных предложений
Учитель:
- Мы изучаем раздел… (Морфология)
- Мы изучаем часть речи… (Имя существительное)
- Мы изучили орфограммы, связанные с правописанием имен существительных… («Правописание гласных Е и И в падежных окончаниях имен существительных», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных», «Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на - МЯ», «НЕ с именами существительными»).
- Мы знаем орфограммы-гласные в корне…(Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся безударные гласные в корне слова).
- Мы знаем орфограммы-гласные в приставке…(«Гласные в приставках, не меняющихся на письме», «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ», «Буквы З и С на конце приставок».
3. Задание: вставить пропущенные буквы, выделить морфемы, обосновать свое решение, отметить степень уверенности с помощью знака +
Вставь буквы |
Знаю |
Не знаю |
Прил_гательное |
+ |
|
Предл_жение |
+ |
|
Кас_тельная |
+ |
|
З_рница |
+ |
|
Заг_релый |
+ |
|
Бе_шумный |
+ |
|
Бе_звездный |
+ |
|
Пр…забавный |
+ |
|
Свар_ик |
+ |
|
Разнос…ик |
+ |
|
Лет_ик |
+ |
III. Выявление места и причины затруднений
1. Беседа после проверки.
Учитель: Какие буквы вставили в суффиксах слов сварщик, летчик, разносчик?
Ученики: Ч и Щ.
Учитель: Можно ли по произношению определить, какую букву, Ч или Щ, нужно писать в суффиксе слов сварщик, разносчик?
Ученики: Нельзя, так как они произносятся одинаково.
Учитель: Попробуйте объяснить написание этих букв в данных словах. Можно ли объяснить написание букв Ч и Щ с помощью знаний условий выбора букв в ранее изученных орфограммах? Почему не смогли объяснить написание этих букв? В чем причина затруднения?
Ученики: Мы не знаем правила правописания согласных в суффиксе -ЧИК, (-ЩИК).
Учитель: Что общего у этих слов в значении? К какой части речи они относятся?
Ученики: Они называют человека по профессии или роду занятости. Это имена существительные.
Учитель: Какая часть слова (морфема) вносит это значение? Назовите её.
Ученики: Суффикс -ЧИК, -ЩИК.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Какова цель нашего урока?
Ученики: Выяснить условия правописания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК
(-ЩИК) имен существительных
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Ученики: Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных.
1. Работа с текстом Р.Покровского «Мамина профессия»
Учитель: Прослушайте текст и скажите, чем занимаются работницы. Как вы это узнали?
Мамина профессия.
Моя мама работает на слюдяной фабрике. Для обработки слюды нужны очень чуткие и нежные руки. Поэтому на фабрике в основном работают женщины. Профессии у них такие: щипальщица, резчица, штамповщица. Работа сложная и требует большого терпения.
Ученики: щипальщица - щиплет слюду, резчица - режет слюду, штамповщица - штампует. Догадались по значению суффиксов -ЧИК, - ЩИК
Учитель: Верно. Существует несколько тысяч рабочих профессий, и многие из них называются по действию, которое совершает рабочий.
2. Задание: назвать одним словом. (Слова после ответа появляются на экране). Выписать слова.
- Кто смазывает колеса вагонов? (Смазчик)
- Кто разносит что-либо? (Разносчик)
- Кто укладывает рельсы на железных дорогах? (Укладчик)
- Кто ведет учет о проделанной работе? (Учетчик)
- Кто перебегает с места на место? (Перебежчик)
- Кто дрессирует животных? (Дрессировщик)
- Кто работает на кране? (Крановщик)
- Кто работает на складе? (Кладовщик)
- Кто бурит скважины? (Бурильщик)
- Кто сваривает железные детали? (Сварщик)
3. Наблюдение в парах над выписанными словами:
а) Посмотрите, после каких согласных пишется суффикс -ЧИК? Запишите эти буквы. (Д - Т, З - С, Ж)
б) Сделайте вывод и сформулируйте правило правописания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК(-ЩИК) имен существительных. (В суффиксе существительных -ЧИК(-ЩИК) после букв Д-Т, З-С, Ж пишется буква Ч, в остальных случаях буква Щ.)
Учитель: А теперь вернемся к заданию в начале урока и объясним написание согласных в суффиксах слов сварщик, разносчик, летчик.
Ученики: В слове летчик в суффиксе пишем Ч, так как перед суффиксом есть буква Т, в слове разносчик в суффиксе пишем Ч, так как перед суффиксом есть буква С, в слове сварщик в суффиксе пишем Щ, так как перед суффиксом нет букв Д-Т, З-С, Ж.
V. Реализация построенного проекта
1. Работа учащихся над составлением алгоритма и проговаривание этого алгоритма.
Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных
2. Чтение учащимися материала параграфа 53 учебника и правила на стр. 153 и сравнение своих ответов.
3. Самостоятельная работа в парах: объяснить, как поняли новый материал, и задать соседу по парте вопрос. (Например, вопрос: Что еще необходимо указывать при объяснении данной орфограммы? Почему необходимо указывать, от какого слова образовано объясняемое слово?)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Выполнение упр.292 сначала устно, проговаривая по цепочке условия выбора букв Ч и Щ, и затем письменно, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле на стр.153).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
1. Буквенный диктант из слов упр.293 с проверкой по эталону.
Эталон для проверки
Т, Щ, Щ, Ч, Щ, Щ, Щ, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Щ, Щ, Щ
Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, стекольщик, автоматчик, пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, сварщик, компьютерщик.
- Нет ошибок - «5»;
- 1-2 ошибки - «4»;
- 3-4 ошибки - «3»
2. Работа с текстом Д.С.Лихачева (у каждого на партах):
Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. (Д.С.Лихачев.)
а) Прочитать текст, назвать непонятные слова (мемуары, интеллигентный). Найти толкование этих слов в школьном словаре иностранных слов.
Мемуары - -ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Военные м. II прил. мемуарный, -ая, -ое. М. жанр.
Интеллигентный - -ая, -ое; -тен, -тна. 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Интеллигентное поведение. 2. Свойственный интеллигенту. И, вид. II сущ. интеллигентность, -и, ж.
б) Сформулировать главную мысль текста. (Каждый человек, независимо от профессии, рода занятости, должен обладать культурным кругозором.)
в) Ответить на вопрос: как вы понимаете словосочетание «культурный кругозор»?
(Кругозор - это объём разнообразных знаний и широта интересов человека.
Чем больше увлечений в разных областях, тем шире кругозор. Культурный кругозор связан с умением разбираться в искусстве, с начитанностью.)
г) Выполнить задание, указанное в карточке и осуществить взаимопроверку.
Задание: выписать слова-названия профессий, графически обозначить орфограмму «Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных».
3.Проверка устной части задания. Взаимопроверка письменной части задания.
Инженер, врач, медицинская сестра, плотник, токарь, шофер, грузчик, крановщик, тракторист.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
1. Работа в группах.
Группа 1. Задание: Прочитай. Озаглавь текст. О каких словах в нем рассказывается? Как этот текст связан с эпиграфом урока? Выпиши слова с пропуском букв, обозначь орфограммы на месте пропусков. Продолжи ряд слов с суффиксом -ЧИК(-ЩИК), которые обозначают различные специальности профессии строителя. Графически обозначь условия выбора написаний.
Профе…ия - более общее понятие, чем специальность. Профе…ия - это род занятий. Сп…циальность - это сумма знаний, навыков, которые пр…обрел человек. Люди одной профе…ии могут иметь разные сп…циальности.
Например: «Она врач… по профе…ии, хирург по сп...циальности. Он по профе…ии стр…итель, по сп…циальности - бетон…ик. (По З.Н.Люстровой, Л.И.Скворцову и др.)
Группа 2. Задание: О каких профессиях вы узнали? Зачем нужно знать такие слова? Где мы их можем встретить? Выпиши слова-названия профессий, графически обозначь условия выбора написаний суффикса -ЧИК, -ЩИК.
Старьевщик
- Старьевщики ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!»
Шарманщик
- Во двор входил старик с расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов.
Извозчик
- Извозчик - кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. Человек, перевозящий седоков и грузы за плату.
Фонарщик
- Фонарщик. Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. А когда-то она была очень востребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад. 4декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами, но указанию Петра I в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Это новшество всем понравилось, фонари начали зажигать на праздники всё чаще и чаще. В 1720 году Пётр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. В 1873 г. на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажёгся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 году был открыт музей фонарей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.
Утрамбовщик
- Профессия, которая недавно появилась в метро больших городов на самых оживленных станциях. Её придумали ещё в 1904 году в США, когда в Нью-Йорке открылись первые линии метрополитена. В то время в обязанности утрамбовщика входило распределение пассажиров по вагонам, предупреждение о скором отбытии поезда и слежение за работой механизмов закрытия дверей, которые часто давали сбой. Однако сами жители Нью-Йорка сразу же невзлюбили представителей данной профессии, которые часто грубо расталкивали пассажиров по вагонам метро. Поэтому уже в 1930-х годах данная должность была полностью упразднена.
Лудильщик
- Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.
Точильщик
- Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Точу топоры!» Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.
Группа 3. Задание: Запиши слова, графически объясняя изученную орфограмму. Найди «пятое лишнее» и сделай вывод о роли суффикса -ЧИК. Откорректируй составленный на уроке алгоритм с учетом этой роли суффикса -ЧИК.
Стекольщик, объездчик, заготовщик, фонарчик, подписчик.
2. Проверка заданий, выполненных в группах, выступления учащихся по устной части заданий.
Выводы, которые сделали учащиеся, выполняя задания в группах:
а) Различие понятий «профессия» и «специальность». Профессия - более общее понятие, чем специальность. Профессия - это род занятий. Специальность - это сумма знаний, навыков, которые приобрел человек. Люди одной профессии могут иметь разные специальности.
б) В мире существует около 50 тысяч различных профессий (в год появляется около 300 новых). Профессии, существовавшие в недалеком прошлом, встречаются в исторических произведениях, в художественной литературе для воссоздания примет описываемой эпохи. Они помогают знать, чем занимались наши предки, знать историю страны.)
в) Суффикс -ЧИК вносит в слово уменьшительно-ласкательное значение.
3. Выполнение дифференцированных заданий по выбору упр.294, 295.
4.Выполнение упражнений для интерактивной доски из приложения LearningApps.org:
- https://learningapps.org/8708537; Распределить слова по группам: а) с суффиксом -ЧИК; б) с суффиксом -ИК; в) с суффиксом -ЩИК.
- https://learningapps.org/7532263; Вставить пропущенные буквы, Ч или Щ.
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель: Какую учебную задачу мы поставили в начале урока?
Смогли ли мы ее решить?
Что вам было интересно на уроке?
Что показалось трудным?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Учитель: Закончить урок я хочу словами:
Какие на свете профессии есть?
Их много, их море, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и депутат,
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, разносчик газет…
Их много, их море, их просто не счесть!
И все они важные…
Я хочу, чтобы вы не только усвоили новую орфограмму, стали грамотными, смогли разобраться в море профессий, но и помнили слова Д.С.Лихачева, потому что они помогут вам стать хорошими специалистами, обладающими культурным кругозором. В нашем современном мире, предъявляемом высокие требования к человеку любой профессии, это очень важно.
Домашнее задание.
1. Знать материал п.52, написание слов из рамочек на стр.154-155.
2. Задания по выбору:
а) упр.296;
б) упр.297 (распределить слова по видам орфограмм);
в) составить небольшой текст-рассуждение на тему «Кем я хотел бы стать и почему?» с использованием слов с изученным видом орфограмм.