Приобщение обучающихся и населения города, района к изучению истории малой Родины, сохранению культурного наследия и традиций родного края посредством создания туристическо-краеведческого пространства (веб-сайт)

Разделы: История и обществознание, Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Одной из важных задач школьного образования является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания школьников. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Актуальность данного проекта заключается в воспитании патриота, преданного своей Отчизне. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Обоснование проекта и практическая значимость: К сожалению, в современном обществе интерес к деталям и мелочам «малой родины» небольшой. Хотя история любого населенного пункта с его особенностями, региональной спецификой и традициями является составной частью отечественной истории. Поэтому интерес надо воспитывать в современном мире с помощью тех средств, которые интересны и доступны современным детям. К ним мы отнесем информационные технологии (ИТ), которыми большинство учащихся свободно пользуются. ИТ упрощают процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. ИТ предлагают различные способы и методы работы с информацией. К таким методам относится исторически-краеведческий веб-сайт. Создание краеведческого веб-сайта поможет самостоятельному изучению истории края, города и формированию информационной культуры.

Гипотеза: Успешность развития обучающегося при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды исследовательской и практической деятельности, свойственные школьному возрасту. Как гласит древняя мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Для этого нами были разработаны всевозможные веб квесты, викторины, виртуальные экскурсии, фото галереи, фонотеки и т.д. и размещены на сайте.

Целевая аудитория: учителя истории, географии, начальных классов и других учебных дисциплин, учащиеся школ и их родители, педагоги дополнительного образования.

Цель проекта: создание условий для приобщение обучающихся и населения города, района к изучению истории малой Родины, сохранению культурного наследия и традиций родного края посредством создания туристическо- краеведческого пространства (веб-сайт).

Задачи проекта:

  • Формирование познавательного интереса к изучению историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города через историко-краеведческий сайт.
  • Развитие у обучающихся умения добывать информацию для осуществления ученической поисковой и проектной деятельности через участие в веб- квестах, конкурсах, викторинах конференциях, исследованиях;
  • Воспитание у детей гражданско-патриотические чувства любви к малой родине, уважительное отношение к историко-культурному наследию родного края, гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному городу.
  • Обеспечение дистанционной поддержки учебного и воспитательного процесса.
  • Обобщение и систематизирование материалов краеведческой работы педагогов и учащихся с целью распространения своего опыта.

Работа над проектом строилась поэтапно.

1 этап «Подготовка к реализации проекта» (январь-март 2020) включает в себя:

  • Входное анкетирование учащихся на выявление знаний по истории родного города.
  • Сбор и анализ краеведческого материала.
  • Создание творческих групп обучающихся.
  • Посещение музея «БратскГэсСтроя», экскурсия по «Ангарской деревне».
  • Встречи и беседы с первостроителями города Братска
  • Просмотр видео материала по истории родного города.
  • Создание статей, презентаций, видео и фотоальбомов об истории города, района.

На начальном этапе среди учащихся начальной школы, среднего и старшего звена было проведено входное анкетирование на выявления уровня знаний о истории родного города и желании обучающихся быть привлеченным к краеведению. Данные анкеты включали в себя 4 вопроса с простыми ответами, на основании которых можно было сделать вывод о увлечении учащимися краеведческими знаниями. Входная диагностика показала, что к сожалению, в современном обществе интерес к деталям и мелочам «малой родины» небольшой. Хотя история любого населенного пункта с его особенностями, региональной спецификой и традициями является составной частью отечественной истории. Поэтому интерес надо воспитывать в современном мире с помощью тех средств, которые интересны и доступны современным детям.

(Результаты диагностики представлены в приложении 1)

2 этап «Реализация проекта» (март-май 2020) включает разработку и создание веб-сайта проекта ««Город Братск, мой дорогой! Ты, один, на век такой!»

(ссылка на сайт https://sites.google.com/d/1BdTlW83RcCabBKpdaBPjvan4DYtjbzDs/p/1BwPzVBnHwpec9d6EEEIv63fl9vJcwazO/edit

Структура сайта включает в себя несколько страниц. Главная страница сайта включает в себя краткую историко-географическую справку о г.Братске, небольшую видеоэкскурссию с высоты полета по основным достопримечательностям и улицам города, а также информацию о разработчиках сайта и дополнительные полезные ссылки. Вторая страница посвящена видеоэкскурсии в «Ангарскую деревню» и фоторепортажу, посвященному главным достопримечательностям города Братска. Следующая страничка-музыкальная. Город Братск, его история и достопримечательности нашли отражение в творческой деятельности А.Пахмутовой и Н.Добронравого. Истории появления песен и конечно же композициям посвящена данная страница. Но есть и творческое выступление ребят начальной школы, которые подготовили его ко дню рождения любимого города. На сайте есть страничка, которая посвящена государственным символам города и содержит их краткое описание. Сайт предусматривает и страницу с творческими и интересными проектами для разных возрастных групп учащихся, где можно пройти викторины, изучить истории появления улиц и их названий, поучаствовать в веб-квесте и даже составить свою собственную экскурсию, попробовать себя в творчестве и даже встретиться с «почетными жителями» родного города. Заключительная страница сайта отражает результаты кропотливого труда, исследовательской, поисковой и творческой деятельности учащихся. На данной странице можно найти грамоты и творческие проекты учащихся, которые были вовлечены в краеведческую деятельность.

3 этап «Выявление эффективности проекта» (сентябрь-декабрь)

Данный этап включает в себя реализацию проекта в учебном заведении, интеграцию веб-сайта с учебными дисциплинами в МБОУ и итоговое анкетирование учащихся с целью сравнения результатов знаний учащихся.

Итоговое анкетирование среди учащихся начальной школы, среднего и старшего звена показала положительную динамику после реализации проекта и вовлечение их в интересные формы исследовательской и познавательной деятельности с помощью сайта «Город Братск, мой дорогой! Ты, один, на век такой!». Обучающимся было предложено ответить на 3 вопроса о продолжение изучения истории родного города путем творческих подходов. Данные анкетирования, по сравнению с входной диагностикой, были намного выше. Более того, учащиеся начальной школы, старшего звена были очень заинтересованы в продолжении исследовательской и творческой деятельности по изучению истории родного города.

(Результаты диагностики представлены в виде диаграммы в приложении 2)

Ожидаемые результаты проекта. В качестве ожидаемого результата реализации данного проекта можно назвать следующее:

Результаты-продукты:

  • Банк мультимедийных презентаций, сценариев, проектов по краеведению.
  • Буклеты, дайджесты.
  • Сайт «Город Братск, мой дорогой! Ты, один, на век такой!».
  • Публикации статей обучающихся в газетах «Единство» и «Огни Ангары»
  • Создание видеопроектов о первостроителях города Братска.
  • Участие в музыкальном конкурсе-проекте, посвященному дню города «Пою, тебе, мой Братск».
  • Участие в фотоконкурсе «Судьба и Братск неразделимы!»

Вывод. Исходя из вышеуказанного, можно утверждать, что организация занятий по краеведению, его интеграция в другие предметы позволят не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность, но и создать совместно с учениками краеведческий сборник.

Данный продукт совместной деятельности будет полезен учителям начальных классов, учащимся при подготовке проектов, к проведению внеклассных мероприятий, классных часов, консультаций при подготовке к всероссийским проверочным работам по окружающему миру. В результате учащиеся постепенно начнут осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявят к этому интерес.

Дальнейшее развитие проекта:

дальнейшая работа по развитию краеведения в МБОУ «СОШ № 39 им.П.Н.Самусенко», пополнение сайта материалами по истории родного города, взаимодействие с социльными партнерами города.